Не повезло. Как долго рязанцы будут ездить на ржавых «Икарусах»
С 1 декабря в Рязани повышается плата за проезд в общественном транспорте. Теперь одна поездка обойдется горожанам в 23 рубля. При этом качество перевозки пассажиров не изменится: рязанцы по-прежнему будут ездить на ржавых троллейбусах и полувековых «Икарусах». По информации источников YA62.ru, близких к администрации города, вопрос повышения тарифа уже решенный, и ситуацию вряд ли исправят одиночные пикеты или петиция, собравшая за неделю более 13 тысяч подписей.
С чем связаны конвульсивные скачки цен в конце года? Почему в городе так внезапно замолчали о дальнейшем развитии системы безналичной оплаты в общественном транспорте? Будет ли в Рязани, как в цивилизованных городах России, введен дифференцированный тариф на проезд? И ждут ли городской транспорт какие-то позитивные изменения в будущем? Ответы на эти вопросы попытался найти журналист портала YA62.ru.
В этом году в транспортной сфере Рязани произошли два важных нововведения: обустройство платных парковок на центральных улицах города (в прошлом году проект платных парковок имел статус пилотного) и частичный переход коммерческого транспорта на безналичную систему оплаты проезда. Обе реформы были восприняты рязанцами эмоционально. И если платные парковки задели только автолюбителей, то введение безналичной оплаты проезда через специальные терминалы в маршрутках и последующие забастовки владельцев коммерческого транспорта коснулись «безлошадного» населения Рязани.
Наверняка горожане помнят, с каким воодушевлением представители управления транспорта администрации Рязани в конце мая презентовали систему безналичной оплаты проезда в маршрутках по так называемым «умным картам» («Умка»). Тогда все говорили об их исключительном удобстве для пассажиров: теперь не нужно отсчитывать мелочь и хранить ее в карманах, а водитель не будет считать и передавать сдачу, а значит, и отвлекаться от дороги. Однако была и другая, более значимая и грандиозная цель безналичной инновации. Ее местные власти до горожан доносить не спешили.
– Если бы все коммерческие перевозчики перешли на систему АСОП (автоматизированная система оплаты проезда. – Прим. ред.), то у администрации города появилось бы больше достоверной информации о работе городского транспорта, – комментировал в свое время бывший начальник управления транспорта Рязани, один из инициаторов реформ Андрей Каплинский. – Администрация смогла бы получить полную картину по пассажиропотокам, скорректировать маршрутную сеть, контролировать соответствие движения пассажирского транспорта установленному расписанию и, наконец, оптимизировать работу всей транспортной системы города.
Идея дельная. Рязань растет, а транспортные и людские потоки давно намекают на переработку маршрутов общественного транспорта. АСОП – первая серьезная попытка системного решения транспортной проблемы в Рязани.
Но и это еще не все. Самое главное, что при переходе на безналичную оплату проезда весь денежный оборот в маршруточном бизнесе стал бы прозрачным. Иными словами, благодаря повсеместному внедрению безналичной оплаты проезда серые схемы движения денег мимо городской казны неизбежно встанут на «белые рельсы». Есть мнение, что именно этого эффекта испугались бастующие водители маршруток, а вовсе не пробок на остановках и неудобства для пассажиров, как они заявляли журналистам на камеры.
Первые присоединившиеся к системе АСОП коммерческие перевозчики на своём примере показали, что это не страшно «обелить» свой оборот, сделать доход прозрачным, и выстроить свой бизнес юридически грамотно, работать по легальным схемам, при которых и налоги целы, и частники сыты. Именно на это нацелена сама инновация.
Собеседник YA62.ru, который имеет непосредственное отношение к транспортной сфере Рязани, но пожелавший не называть его имя в публикации, рассказал о том, какие примерно суммы крутятся в «маршрутном бизнесе».
– Если поднять декларации в Пенсионном фонде, можно увидеть, что один коммерческий перевозчик делает отчисления с минимальной заработной платы, - рассказывает источник. – Но, согласитесь, сложно представить, что водитель маршрутки работает за 8,5 тыс. рублей в месяц. Логично предположить, что реального дохода этих предпринимателей государство не видит. Кроме того, коммерческие перевозчики все считают себя микропредприятиями и живут по упрощенной системе налогообложения, отчисляя в казну мизерные деньги. У некоторых перевозчиков в автопарке по 100 машин. По нормативам на каждой единице техники должно работать по 3-4 человека. То есть в штате предприятия должно быть 300-400 человек, это уже никакая не «упрощенка», а общая система налогообложения. При этом перевозчики декларируют, что на 100 машин у них работает 20 водителей. Если поднять их реальный оборот, он будет превышать 120 млн рублей в год, что должно проходить по общей системе налогообложения. Что мешает этим бизнесменам подключаться к АСОП и показать государству свои реальные доходы, вопрос, видимо, риторический.
На вопрос, почему же это происходит, ответил другой собеседник YA62.ru из администрации Рязани, который тоже согласился на разговор на условиях анонимности.
– В Рязани слишком сильное лобби коммерческих перевозчиков, – заявил он. – Администрация никак не может повлиять на маршрутчиков, действуя законными методами. Можно было бы воздействовать через силовые структуры, но, как мне видится, там у перевозчиков все схвачено. И в ближайшее время вряд ли что-то изменится.
Напомним, что исключительно на букву закона в своей работе с коммерческими перевозчиками опирался бывший начальник управления транспорта Рязани Андрей Каплинский, целенаправленно продвигая внедрение безналичной оплаты проезда в маршрутках. Инициатива привела к тому, что мэрия схлестнулась в суде с прокуратурой, а транспортный реформатор с приходом нового главы администрации Сергея Карабасова был вынужден уйти.
К слову, администрация в этом противостоянии выиграла: областной суд пришел к мнению, что введение безналичной системы оплаты проезда в коммерческом транспорте не только не противоречит законодательству, но и, напротив, последовательно его исполняет.
Решение областного суда, по сути, должно было развязать руки администрации Рязани: вот теперь можно беспрепятственно устанавливать терминалы во всех оставшихся маршрутках города и завершать то, что с таким трудом было начато. Однако мэрия во главе с ее новым лидером Сергеем Карабасовым не торопится продолжать реформы, начатые их коллегами по «транспортному цеху». Напротив, по словам одного из собеседников YA62.ru, администрация Рязани настоятельно рекомендует владельцам транспортных предприятий не переходить на безналичную систему оплаты проезда. Неожиданный ход объясняется просто: к концу года у города нет на это денег.
– В бюджете нет денег на выплату компенсации транспортным предприятиям, в том числе коммерческим, за перевозку льготников, – объясняет информатор YA62.ru. – Когда у населения, пользующегося льготами на проезд, появилась возможность ездить в коммерческом транспорте на условиях муниципального, естественно, что многие пересели на маршрутки. Более того, льготники, которые ездили редко, теперь стали делать это чаще, поскольку ограничений по количеству поездок в течение месяца по транспортным картам не было.
Отметим, что на компенсацию выпадающего дохода в муниципальный бюджет поступают целевые региональные средства в виде субсидий, да и в муниципальном бюджете для местных льготников тоже деньги заложены.
Сейчас оплату по безналу принимает меньшая часть маршруток (порядка 30%). По информации YA62.ru, у коммерческих перевозчиков закуплено необходимое оборудование для его установки ещё на 40% машин. Учитывая эти обстоятельства, логичнее было бы не ждать, а таки подключиться до 1 декабря, чтобы средства на компенсацию льготников в бюджете на них гарантированно были учтены и заложены.
Пока все ждут лучших времен, инвестор, который, выиграл конкурс и внедряет АСОП в Рязани, предоставлен сам себе: вводит новые способы безналичной оплаты, отлаживает систему подключений и весьма динамично работает по увеличению числа горожан с «Умкой» в кармане.
Слушая спикеров от мэрии, создается впечатление, что у города ни на что нет денег. Например, на обновление автопарка общественного транспорта. Вариант решения – впечатляющий: Рязань с радостью принимает щедрый дар в виде списанного в Москве транспортного оборудования. Ну или, как было сказано ранее, в казне нет денег на оплату поездок льготников. Вариант решения этой проблемы – еще более впечатляющий. На этот раз отличилась гордума, одобрив введение ограничения в 40 поездок в месяц для льготников. Окончательно это чудо-решение предполагается принять на ближайшем заседании думы, которое состоится уже в четверг, 23 ноября.
– Почему именно 40? Логичнее было бы, если бы хотя бы 62, туда и обратно раз в день.
– Расчет был исходя из количества рабочих дней, – объясняет представитель администрации, собеседник YA62.ru. – 20 рабочих дней, поездка туда и обратно.
– А если льготнику нужно еще в больницу? Или он добирается до места с пересадкой?
– Значит, льготнику, увы, не повезло.
Впрочем, и резкий рост тарифов на оплату проезда связан с тем же самым – казна пустеет. А муниципальный транспортный парк нуждается в бесконечных и непрекращающихся дотациях, чтобы предприятия могли с долгами хоть как-то расплачиваться и выходить хотя бы в ноль. Но, несмотря на повышение тарифов, денег хватать будет только на поддержание старого железа. О новых автобусах и троллейбусах можно даже не заикаться.
– В свое время городское управление транспорта выдвинуло уникальную для нашего региона идею: собирать троллейбусы на базе депо №1 (на улице Дзержинского, сейчас оно законсервировано. – Прим. ред.), – делится с корреспондентом YA62.ru один из собеседников. – Готовый троллейбус стоит от 10 млн рублей. Собственная сборка экономила бы по 3 млн с каждого троллейбуса. И еще 5 млн покрывалось бы за счет федеральной программы. Таким образом, стоимость готового троллейбуса составила бы 2 млн рублей.
К сожалению, этой перспективной во всех смыслах идее не суждено было сбыться. После увольнения из администрации города господина Каплинского был уволен и руководитель этого проекта. По информации портала, новое руководство управления городского транспорта в продолжении этого начинания не заинтересовано.
На помощь муниципалитету в решении вопроса с заменой устаревшего транспорта должны были прийти коммерческие перевозчики: в Рязани была разработана специальная программа по поэтапной замене маловместительных и зачастую переделанных из грузовых фургонов маршруток на более цивилизованный транспорт – автобусы среднего класса. Программа эта рассчитана на три года.
– Когда она составлялась, договоренность была достигнута со всеми рязанскими коммерческими перевозчиками. Рязань могла бы избавиться от маршрутного рабства и стать по-настоящему цивилизованным городом с точки зрения транспортной системы. Перевозчики согласились на поэтапную схему перехода, и до конца 2017 года 40% маршрутного автопарка должно было быть обновлено, – поясняет собеседник YA62.ru. – Однако на данный момент сдержал слово и обозначил намерение перейти от разговоров к делу только один коммерческий перевозчик. Очевидно, что условия программы не выполняются, а каких-либо видимых действий со стороны нового аппарата управления транспорта не наблюдается, с маршрутчиками никто толком не работает, переговоров о неизбежности перехода на АСОП и выхода из тени не проводит.
Именно из-за таких нерешительных действий новой команды управленцев в сфере транспорта (воли им хватает только на резкое повышение стоимости проезда) сегодня даже думать о таком важном инструменте, как дифференцированный тариф при оплате проезда, к сожалению, не приходится. Во всех цивилизованных городах России, где применяется безналичная оплата, такая практика давно существует. Чаще всего система сводится к тому, что владельцу транспортной карты поездка обходится дешевле, чем тому, кто платит за проезд наличными.
По информации YA62.ru, дифтариф мог быть введен одновременно с возможностью безналичной оплаты проезда по картам. Но городские власти получили слишком сильный отпор со стороны коммерческих перевозчиков, чтобы продолжать лоббировать эту идею. Поэтому решение о дифференциации было отложено на неопределенный срок. По мнению информатора портала, вновь поднять этот вопрос про разницу стоимости проезда в зависимости от способа оплаты можно было бы тогда, когда все коммерческие перевозчики подключатся к АСОПу и на практике ощутят свою выгоду от перевозки льготников.
– Разница в три-четыре рубля, или даже больше, как, например, в столице, с каждой поездки, будет весьма ощутима, – рассказывает собеседник. – И тогда даже повышение транспортных тарифов не воспринималось бы населением так болезненно. Например, если проезд по безналу будет стоить, условно, 20 рублей, а за наличные – 23 рубля.
Более того, такой принцип формирования дифференциации тарифов, наконец, мог бы окончательно сподвигнуть всех рязанцев к использованию безналичной оплаты проезда, не только благодаря его удобству, но и реальной выгоде.
Еще один вариант дифференцированного тарифа – сделать муниципальный транспорт дешевле коммерческого. По идее, это могло бы перетянуть часть пассажиропотока на автобусы и троллейбусы, создав финансовую поддержку муниципальному транспорту.
К сожалению, по мнению собеседников YA62.ru, такое решение в тех условиях, в которых находится сегодня рязанская транспортная система, можно только продавливать силой. В противном случае, цивилизация в наш город, танцующий под дудку коммерческих перевозчиков и бесхребетных, а порой и просто безграмотных чиновников, придет еще очень нескоро.
Транспортная проблема в Рязани давняя и многоплановая, уповать на ее чудесное решение лишь за счет повышения оплаты проезда или московского троллейбусного сэконд-хэнда, мягко говоря, утопично. Подход требуется системный. Отлаженная работа ГЛОНАС и транспортных табло, стопроцентное внедрение безналичной системы оплаты на всем пассажирском общественном транспорте, оптимизация маршрутной сети с учетом пассажиропотока, постепенная замена старого автопарка на новый – все это должно делаться в комплексе. Будущее, конечно, остановить нельзя. Но в данном случае именно от администрации Рязани зависит, настанет оно завтра или спустя десятилетие.
В транспортном коллапсе разбирался Михаил Агиров