Профессура бежит, долги растут, на бюджете недобор. Ректор Мурог «наводит порядок» в РГУ
Если посмотреть на новости Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина за лето, то подборка будет выглядеть весьма абсурдно. Вот ректор Игорь Мурог, призванный «поднять РГУ с колен», празднует Всемирный день одуванчика, а вот из вуза увольняются профессора мирового уровня. Вот ректор Мурог празднует День скандинавской ходьбы, а вот РГУ теряет очередного доктора наук, потому что новое руководство вуза решило закрыть работавшую без малого 30 лет научно-исследовательскую лабораторию по изучению и охране биоразнообразия.
Но, пожалуй, самым скандальным событием лета стал выпускной, после которого студенты РГУ заявили, что Мурог испортил им праздник и теперь они намерены пожаловаться на его действия во все возможные инстанции.
Массовое увольнение профессорско-преподавательского состава РГУ повлекло за собой серьезные последствия – недобор абитуриентов даже на бюджетные места по некоторым направлениям. Снизился проходной балл на многих направлениях подготовки, что в перспективе еще аукнется университету, но даже это не помогло. «Новая метла» умудрилась меньше, чем за год, распугать не только профессуру и других сотрудников РГУ, но и потенциальных студентов, превратив престижный вуз в казарму.
Журналист YA62.ru поговорил с преподавателями РГУ – с теми, кто из последних сил держится, и с теми, кому уже нечего терять – чтобы узнать, какая обстановка царит в главном вузе Рязанской области перед началом нового учебного года.
Крах на «проходной»
В начале августа вышел основной приказ о зачислении абитуриентов очного бюджетного бакалавриата РГУ имени С. А. Есенина, по итогам которого можно сделать вывод, что по большинству направлений подготовки вуза снизился проходной балл. Особенно ощутимо это заметно в Институте иностранных языков, Институте психологии, педагогики и социальной работы, где все проходные баллы значительно упали по сравнению с прошлым 2022 годом. При том, что эти направления всегда были востребованными среди абитуриентов и славились высоким конкурсом на место.
– По направлениям «Химия», «География» и «Спецпсихология» абитуриенты и вовсе не закрыли бюджетные места, – поделился информацией собственный источник в РГУ, знакомый с ситуацией. – Недобор и снижение проходных баллов говорит о потере интереса абитуриентов и снижении уровня подготовки зачисленных в вуз. Почему снижение проходного балла – это плохо? Низкие проходные баллы основного конкурса и увеличение числа зачисленных квотников окажут влияние на снижение среднего балла по университету, который является одним из основных критериев эффективности вузов по мониторингу Минобрнауки РФ. О результатах платного набора можно будет судить 31 августа после выхода соответствующих приказов о зачислении, но уже сейчас можно прогнозировать падение и в этом сегменте, что может ощутимо сказаться на финансовой устойчивости вуза. По данным на 25 августа, снижение составляет 36%.
О том, что в этом году даже бюджетные места в РГУ не пользуются популярностью, говорят и посты в соцсетях некоторых преподавателей. Например, за два дня до закрытия приемной комиссии на кафедре «Географии» пустовало пять бюджетных мест.
Как сообщил собственный источник YA62.ru, бюджетный набор на бакалавриат был не закрыт в том числе в Институте физико-математических и компьютерных наук, однако там пошли на риск и зачислили так называемые «мертвые души» – такие студенты потом просто «отваливаются» в начале учебного года, так как в итоге не подписывают договор с вузом и не оплачивают учебу.
– Причина набора «мертвых душ» на физмат очевидна: нужно было вместе с набором спасать и директора института Ольгу Чихачеву, которую поставил на эту должность лично Мурог, – объясняет собеседник портала. – Почему спасать? Новым руководством вуза было заявлено, что не останется ни один руководитель, где не будет выполнен план приема.
По словам преподавателей РГУ, что приемная комиссия провалится, было ясно еще до того, как она началась. В мае стало известно, что вуз вообще к приемной кампании не готов. А 20 июля проректор по образовательной деятельности Лариса Лазуткина, назначенная Мурогом, решила провести с заведующими кафедрами срочное совещание:
– Людей из отпусков выдернули и недвусмысленно заявили, что если набор студентов не будет выполнен, то Мурога снимут с должности и. о. ректора, но до этого он успеет уволить всех нас, – рассказал источник в вузе.
Напряжения в работе приемной комиссии добавлял как периодически не работавший сайт РГУ, что само по себе является нарушением, так и скандал с невыплатой денег тем, кто в этой комиссии отработал.
По словам собеседника портала, выплата за работу в приемной комиссии должна была осуществиться вместе с отпускными. Однако доплаты не последовало, а лица, ответственные за выплаты, на вопросы сотрудников не отвечали.
Сразу после публикации новости, пресс-служба РГУ отреагировала громким заявлением о фейке и пообещала, что оплата сотрудникам за работу в приемной комиссии придет в сентябре.
Редакция YA62.ru будет следить за ситуацией и обязательно выяснит, поступит ли в сентябре оплата за проделанную работу.
Кадровый голод
Массовый исход педагогов из РГУ начался сразу после прихода Игоря Мурога на должность ректора. В марте мы писали о том, что в течение первых двух месяцев из вуза уволилось более 40 сотрудников. Это было связано не только с давлением на педагогический состав и других работников со стороны нового руководства, но и с тем, что для профессоров и ведущих преподавателей просто не осталось учебных часов.
29 декабря 2022 года Мурог издал приказ № 323-ОД «О подготовке учебных планов ОПОП ВО в РГУ имени С. А. Есенина к их реализации в 2023/2024 учебном году». Этим приказом объем контактной работы для очников со следующего учебного года снижается до 35%. Источники, знакомые с ситуацией, полагают, что речь идет о нагрузке примерно в две пары в день. Время некоторых учебных программ сократилось вполовину, причем изменения затронули как очные отделения, так и заочные. При этом снижения платы за обучение не предполагалось.
Обнародование информации о сокращении учебного времени автоматически сделало вуз менее привлекательным для абитуриентов и их родителей – многие уверены, что качественного образования там теперь не получить.
Летом в вузе произошел ряд громких увольнений. Стены РГУ покинули доктор исторических наук Алла Севастьянова, доктор биологических наук Марина Казакова, единственный в вузе кандидат наук по микробиологии Алла Круглова, а также еще несколько ведущих преподавателей, об уходе которых не сообщалось в прессе.
Как сообщил собственный источник, травле со стороны нового руководства вуза подвергалась и заведующая кафедрой социологии Ольга Василенкова, но за нее заступился выпускник кафедры, ныне зампред правительства Рязанской области Артем Никитин, и кандидата исторических наук оставили в покое. При этом, по последним данным, с поста декана Василенкову все равно планируют убрать. Также, вероятно, не сохранят свои посты директор института иностранных языков Елена Марьяновская, директор института истории, философии и политических наук Оксана Амурская.
На кафедрах физики и информатики не были объявлены конкурсы под конкретных докторов наук.
Иронично, что такое издевательство над уважаемыми преподавателями вуза происходит именно в «Год педагога и наставника».
Как итог – проваленная приемная комиссия и тщетные попытки болеющих за вуз педагогов РГУ заманить абитуриентов хотя бы на бюджет.
– Новое руководство осуществляет полную профанацию учебной деятельности, – говорит источник портала в рядах РГУ. – Мурога вообще мало интересует учебный процесс и образование студентов, и тому есть ряд подтверждений. Например, ректор заставляет преподавателей ставить зачеты и экзамены студентам, если те не являлись на сдачу предмета из-за участия в спортивных соревнованиях. Существует простая и абсолютно законная система: студент идет в деканат, предоставляет документы об участии в соревнованиях, и просит перенести экзамен на другой день. Но Мурог предпочитает действовать иначе. То же самое касается непосредственно работы педагогов. На совещании заведующих кафедрами было объявлено, что заведующие кафедрами, у которых не будет преподавателей со студентами-должниками по успеваемости – получат «существенное премирование». И не важно, каким образом студенты будут закрывать сессии. По сути, премирование в университете стало инструментом давления, подавления и подкупа.
Отметим, что этот случай с выставлением незаслуженных оценок студентам по велению Мурога – не первый. Ранее мы уже рассказывали о том, как ректор РГУ предложил «закрыть зачетку без экзаменов» студентке, от которой требовал бросить курить.
Кадровая политика Мурога у многих вызывает неприятие: профессура бежит из вуза, а вместо нее новое руководство набирает «военных» людей с весьма сомнительным прошлым.
Речь идет в первую очередь о проректоре по образовательной деятельности Ларисе Лазуткиной. В распоряжение редакции попало письмо педагогов РВВДКУ, адресованное губернатору Рязанской области Павлу Малкову, в котором раскрываются подробности увольнения Лазуткиной из десантного училища.
В письме говорится, что 12 лет назад Лариса Лазуткина работала в должности заведующего кафедрой русского и иностранных языков в РВВДКУ и привлекалась к уголовной ответственности по статье о клевете, однако позже статья была декриминализована, и сотруднице удалось избежать суда. Кроме того, в письме говорится, что действия Лазуткиной на посту завкафедрой носили в том числе мошеннический характер: наняв «мертвые души» на преподавательские должности, она присваивала их зарплату.
– Начальником десантного училища в то время был Андрей Красов, и скандал ему был не нужен. Поэтому ответственности Лазуткиной, видимо, помогли избежать, но настоятельно рекомендовали уволиться по собственному желанию, – рассказывает собеседник, знакомый с ситуацией. – Интересно, что лингвистическую экспертизу по делу Лазуткиной проводили сотрудники факультета русской филологии и национальной культуры РГУ, и результат экспертизы оказался не в пользу Лазуткиной. Вряд ли ее сейчас устраивает то, что люди, знакомые во всех подробностях с материалами ее уголовного дела, работают с ней в одном вузе. Загадкой остается, зачем Лазуткина Мурогу. Но, как показывает практика, он тащит в РГУ всех, кто как-то связан с военной сферой. Возможно, ее работа в десантном училище сыграла ключевую роль.
Так, доцента кафедры русского языка факультета русской филологии и национальной культуры Елену Осипову лишили возможности продолжать работу. Она получила единогласную рекомендацию кафедры для избрания на должность доцента, однако без видимых причин ее выборы с совета факультета были перенесены на ученый совет университета. В вузе поговаривают, что результат голосования выглядит маловероятным, поэтому высказывается предположение, что голосование было фальсифицировано.
– Как только распространилась информация о том, что я буду избираться на ученом совете университета, некоторые коллеги поделились со мной своими опасениями по поводу состава счетной комиссии и возможности подтасовки результатов, ведь голосование проходит либо оставлением фамилии в бюллетене, либо вычеркиванием, – рассказала Елена Осипова. – Все прекрасно понимали, что это было сделано для того, чтобы выдавить меня из вуза. После голосования мне звонили люди и говорили, что этого не может быть, потому что не вычеркивали мою фамилию. Я точно так же, как и многие мои коллеги, могу сказать: это мой вуз! Я пришла сюда, когда мне было 17 лет. И мне не все равно, что здесь происходит. Но и смотреть, как уничтожают вуз, превращая его в казарму, не могу. Перед студентами и выпускниками стыдно. Они спрашивают: «Скажите, а преподаватели хоть как-то будут сражаться за университет?».
Сотрудники РГУ отмечают, что в вузе теперь проблемы не только с уровнем преподавательского состава, но и технического персонала. Например, с момента назначения Игоря Мурога на должность ректора, на сайте университета не было выложено ни одного решения ученого совета – они проводятся раз в месяц – и это нарушение регламента работы вуза. Как утверждают педагоги, документация не выкладывается из-за безграмотности ее составителей – в текстах официальных документов стали появляться грамматические ошибки, и, чтобы избежать позора из-за пристального внимания к вузу, их решили просто не выкладывать. Из постановлений ученого совета исчезла констатирующая часть, которая является основанием для принятия постановления.
– Конференция по выборам нового состава ученого совета прошла с нарушениями, – говорит собеседник портала. – Например, нас заставили голосовать за документ, которого не существовало: он не был разослан по электронной почте, не был представлен на самой конференции. На вопрос, как можно ознакомиться с документом, делегатам признались: «Много работы – не успели подготовить». Тем не менее документ был поставлен на голосование, а после конференции «разбор полетов» Мурог устроил не тем, кто оказался не готов к конференции, а тем, кто воздержался от голосования. Вот, интересно, как бы отреагировал Павел Малков, если бы подчиненный, ответственный за подготовку документа для принятия на заседании правительства, сказал, что документ подготовить не успели?
Долги и прочие неприятности
Разговор о баснословных долгах РГУ и непомерных зарплатах преподавательского состава – любимый «конек» Игоря Мурога. Собственно, его и поставили руководить вузом, якобы, чтобы эти многомиллионные долги погасить. Однако эффективность работы в этом направлении нового руководства вызывает вопросы.
– В апреле Мурог отрапортовал, что долги РГУ с 58 млн сократились до 8 млн, но это ложь, – говорит сотрудник вуза. – Прямо сейчас одна компания-подрядчик судится с университетом за неоплаченный долг в 6 млн рублей, а еще есть долг вуза перед фирмой в 17 млн рублей. Он связан с получением субсидий на ремонт общежитий. Тендер был отыгран в декабре прошлого года, но освоить деньги не успели. Мурогу нужно было обратиться к учредителю о переносе средств на новый календарный год. Но он этого не сделал. Деньги списали как неосвоенные, и на РГУ повис долг в 17 миллионов. Так что ни о каком улучшении финансового состояния вуза речи быть не может. Уровень организация всех процессов сейчас значительно ниже, чем было до Мурога. И это естественно, так как управлять маленьким филиалом (ранее Игорь Мурог возглавлял Рязанский институт (филиал) Московского политехнического университета. – Прим. ред.) и большим самостоятельным вузом – разные вещи. Сотрудники, приведенные Мурогом, выполняют в основном контролирующую функцию, их профессиональные умения и навыки оцениваются в вузе как очень скромные.
В распоряжении YA62.ru есть претензионное письмо от ООО «Фирмы Интерформ» к ректору Мурогу, в котором говорится о том, что вуз задолжал не только 17 млн рублей за выполненную работу, но к этой сумме еще и набежали пени. В марте они составляли 148 тыс. рублей, но сумма растет с каждым месяцем.
«Фирма Интерформ» заявляет в письме, что оставляет за собой право обратиться в арбитражный суд, чтобы взыскать с университета все неустойки, включая судебные расходы.
С такой эффективностью руководство РГУ рискует не то что не сократить, а существенно приумножить уже имеющиеся у вуза долги.
– На одном из заседаний и. о. ректора Мурог заявил, что у всех начальников управлений зарплата составляет 80 тыс. рублей. Отмечу, что сейчас подавляющее большинство этих начальников – его ставленники, – рассказал собеседник портала, который был свидетелем заявления. – Преподаватели, конечно же, возмутились: почему тогда они сидят в нищете, учитывая, что все необходимые показатели выполняет именно профессорско-преподавательский состав? Тогда Мурог анонсировал повышение окладов на 10%. Но интересно, что на конференции сотрудников и обучающихся, отвечая на вопрос, кому будут повышены оклады, Мурог заявил: всем. Логичным выглядело бы решение поддержать финансово именно самые незащищенные категории сотрудников – учебно-вспомогательный персонал, преподавателей. Однако Мурог собирается повышать зарплату и тем, кто получает 80 тыс. рублей, так называемым «своим».
Впрочем, это уже не первый случай необоснованно высоких зарплат, которые Мурог назначает сотрудникам РГУ, не имеющим никакого отношения к учебному процессу. Например, в конце весны вуз искал пресс-секретаря, предлагая зарплату в 60 тыс. рублей.
Ранее мы писали, что преподаватели РГУ составили сравнительную зарплатную табличку, которая есть в распоряжении редакции. Согласно ей, помощник ректора теперь получает 61 тыс. рублей вместо 35 тыс. рублей, финансово-экономического управления до Мурога вообще не существовало, а теперь оно есть, и зарплата руководителя составляет более 81 тыс. рублей.
Преподаватели и студенты РГУ (и не только они) задаются вопросом: почему при всем вышеизложенном считается, что Игорь Мурог наводит в вузе порядок?
На сегодняшний день есть несколько предположительных дат, когда можно ждать снятия Мурога с поста ректора РГУ. Одна из них – сентябрь этого года, перед выборами. Вторая – конец ноября-начало декабря, когда можно будет сделать неутешительные выводы о годовой работе ректора. Третья – конец 2024 учебного года.
Пока сложно сказать, останется ли в РГУ жизнь после Мурога, но некоторые преподаватели выражают готовность вернуться в вуз, если казарма в стенах университета прекратит свое существование.
Михаил Агиров