2 балла
30 июня 2022 10:15
29861

Затерянная Рязань. Здесь упал метеорит

Затерянная Рязань. Здесь упал метеорит

Одни считают, что в этом месте упал метеорит, оставив после себя идеально ровную отметину на теле Рязанской области. Другие предполагают, что земля просто провалилась, а вместе с ней и церковь, которая стояла на этом самом месте. Третьи говорят, что видят по ночам призрак неведомого старца: он безмолвно бродит вокруг, исчезая под утро. Четвертые рассказывают, что в здешних краях обитают женщины-анчутки и развлекаются, заманивая доверчивых мужчин в болото. А есть еще и пятые, которые уверены, будто когда-то здесь прошла ядерная война двух высокоразвитых цивилизаций. Но все сходятся в одном — места эти невероятно красивые.

Команда «Затерянной Рязани» заманилась историями и легендами знаменитого круглого как блюдце Святого озера и уехала на целый день в Шиловский район. И да, мы искупались.


Если смотреть на озеро Святое с высоты птичьего полета, то можно увидеть невооруженным глазом, что оно идеально круглое, словно циркулем обвели. А еще говорят, что этого водоема не было на старых картах до середины XIX века. Возможно, эти странности и положили начало множеству версий о происхождении круглого Святого озера в Шиловском районе.

Одной из самых конспирологических является идея, что несколько сотен лет назад шиловские леса подверглись ядерной бомбардировке со стороны высокоразвитой цивилизации. Этой версии придерживаются искатели, считающие, будто в грунте озера найдены следы цезия-137, который образуется при ядерном распаде урана или плутония.

Фото 1 Озеро Святое в Шиловском районе.jpg

Правда, нам не удалось подержать в руках каких-то реальных подтверждений того, что это вещество действительно было найдено в озере. А гуляющая по интернету байка подкреплена лишь документом, в котором написано, что забор грунта произошел в Клепиковском районе на двухметровой глубине озера Чистого.

Чтобы окончательно разобраться с конспирологией, мы обратились за помощью к шиловским краеведам Андрею и Александру Гавриловым.

— На территории нашего района много бытует легенд о древних войнах, — поделился Александр Гаврилов. — Если обобщить, то примерно 10 тысяч лет назад шла война света с тьмой и наши стояли на этой стороне Оки. Во время этой битвы образовалась Мещерская низменность и ряд озер, которые тоже связывают с теми событиями. Агриков меч, например, это тоже отголоски народной молвы о той битве. Но здесь надо понимать, что ни о каком ядерном оружии речи, конечно, не идет.

Фото 2 Поселок Полевой.jpg

— Озеро Святое метеоритного происхождения, — окончательно разбивает «ядерную» теорию краевед. — Падение произошло примерно в VII веке. Если присмотреться, до сих пор виден своеобразный валик вокруг озера — при падении объекта земля выбрасывается во все стороны. Когда мы погружали туда водолазов, они сказали, что озеро конической формы и конус смещен с востока, по траектории падения метеорита. На глубине примерно 15 метров очень мощный термопласт. Что это такое? Когда теплая вода сверху встречается с очень холодной водой внизу, на стыке происходит застой, который мешает водообмену и, как следствие, кислородному обмену. Накапливается углекислый газ, и озеро становится, по сути, мертвым.

И действительно, в озере прекрасное белопесчаное дно без единой водоросли. А рыба, говорят, в нем водится только та, какую запустили специально для рыбалки. Так как у рыбы нет естественных врагов, растет она хорошо. Поговаривают, что иногда в озере ловят настоящих громадин.

Фото 3 Дорожка к озеру.jpg

Как и положено, на Святом озере должна быть легенда, связанная с утонувшей церковью. И здесь она тоже есть. Правда, со своими уникальными особенностями.

— Про озеро это много уже говорили и писали, и базовая легенда здесь действительно про утонувший храм, — говорит Александр Гаврилов. — Иногда говорят, что на дне озера что-то блестит. Причем не храм, а нечто похожее по очертаниям на карету.

По словам краеведа, исторически в Святом озере на Петров день жители соседних деревень осуществляли водосвятие. По берегам озера крестообразно стояли четыре часовни, и соответствовали они четырем селам — Нармушадь, Борки, Свинчус и Копаново.

— Возможно, была и плавучая часовня, которая находилась на воде, — рассказывает наш собеседник. — О таких явлениях известно, и на Святом озере ходили подобные туманные слухи.

Фото 4 Храм в Свинчусе.jpg

Вода, как водится, притягивает к себе не только людей, но и таинственные легенды о существах, живущих поблизости. Например, отдыхающие рассказали, что не раз видели на берегу озера старца в черном облачении.

— Либо рано утром, либо поздно вечером, и если туман ложится, — рассказал житель соседней деревни. — Я-то сам не видел, мамка рассказывала. Она верит во все такое. Говорит, в черном, борода седая. Ходит всегда на противоположном от тебя берегу. Никогда не разговаривает. А если пойти к нему, то пока озеро обогнешь, он уже исчезает.

Похожую историю нам рассказали и краеведы. Легенда о молчаливом старце до сих пор остается загадкой, потому как нет даже предположений, что это за историческая персона может быть.

Фото 5 Ока.jpg

— Анчутки там еще водятся, это да, — добавляет легендарного краевед Андрей Гаврилов. — Здесь это слово считается ругательным для особ женского полу: «Анчутка рыжая!». И крайне редко можно услышать об анчутках мужского пола. Это нежить такая, которая егозит и балуется, особенно ее разжигает, когда служба в церкви идет. Вот уж во время колокольного звона анчутки в оврагах резвятся и кувыркаются! Излюбленная забава у нее — подхватить мужичка чуть подвыпившего и отвести его в болото.

Андрей Гаврилов собирает легенды, которые местные жители передают из уст в уста. И много было среди воспоминаний историй, когда мужчина встречал знакомую девушку и та вызывалась проводить его до дома. А когда он приходил в себя, то уже оказывался по шею в болоте.

Фото 6 Озеро с анчутками.jpg

Как мы знаем, история сакральная всегда идет нога в ногу с официальной историей. И у волшебного озера, а вернее территории вокруг него, она тоже есть.

Возьмем, скажем, поселок Полевой, который теснее остальных примыкает к Святому озеру. Сейчас в нем едва наберется с десяток жилых домов, которые обитаемы разве что летом, а когда-то прямо на этом месте, работал огромный винокуренный завод Александра Качкова. Собственно, именно ему поселок и обязан своим появлением и недолгим, хоть и пышным расцветом.

— Не, не растащили еще, кому тут? — машет рукой куда-то спешащая местная жительница. — Стоит. Сам разваливается. На самом деле он, можно сказать, до недавнего времени продолжал работать. Из скважины воду забирали. Скважина там хорошая больно была, потому что когда-то из нее брали воду для спиртовой линии.

Фото 7 Винокуренный завод.jpg

Как говорят краеведы, Александр Качков личность не менее уникальная, чем само Святое озеро. Будучи рожденным в семье крепостных крестьян, после отмены крепостного права вместе с товарищами построил баржу и стал возить товары по Оке.

— К концу жизни у него было 24 американских колесных парохода, и все пристани на Оке принадлежали ему, — рассказывает Александр Гаврилов. — До конца дней он не приписывал себя к купеческому сословию, гордился своим крестьянским происхождением и являлся капиталистическим крестьянином.

Как принято говорить, предприниматель Качков был миллионщиком и наследникам оставил огромную империю с заводами и пароходами.

Фото 8 Поселок Полевой.jpg

В 1876 году Александр Качков близ села Борки и недалеко от озера Святого построил огромный четырехэтажный винокуренный завод. А для своих работников — целую улицу каменно-кирпичных домов на две семьи, основав населенный пункт, что называется, в чистом поле. Так и появился на картах страны поселок, во второй половине XX века получивший название Полевой.

По некоторым данным, к 1914 году винокуренный завод Качкова производил до 40 тыс. ведер вина и спирта в год, а работало на заводе всего 32 человека. При этом для изготовления продукции использовалась местная пшеница, отчего спирт был высокого качества и его поставляли к императорскому двору.

Фото 9 Завод Качковых.jpg

Что случилось с заводом в советское время, догадаться несложно. Конечно же, он перешел в руки народа. Правда, проработал еще довольно долго, пережив волнения и войны. И в итоге сгорел. К сожалению, восстанавливать производство не стали, и предприятие постепенно поросло быльем.

Коллективизации подверглись и все судоходные мощности Качковых. Существует предание, что когда советская власть пришла к хозяевам и потребовала отдать все нечестно нажитое имущество, то вместо денег и благ получили огромную связку ключей от судоремонтных мастерских и 21 судно.

Фото 10 Закат на Оке.jpg

Как говорят местные жители, советская власть не добралась до Святого озера и там до последнего продолжались церковные службы, пока все своим ходом не сошло на нет.

В населенные пункты же пришли колхозы, потом совхозы, которые объединяли и разъединяли территории.

Так как места в районе озера подтопляемые — из-за близости Оки, — то люди испокон веков занимались здесь животноводством.

Об этом же свидетельствует большое количество фермерских мощностей советского периода, от которых сейчас остались только длинные остовы с торчащими наружу ребрами.

Фото 11 Разрушенная ферма.jpg

Сказать однозначно, что после распада Союза все деревни вокруг озера вымерли, нельзя. Да, в поселке Полевом на момент переписи 2010 года не зафиксировано ни одного постоянно проживающего человека. При этом в Борки, говорят, буквально вдохнули второе дыхание в 90-е годы.

— Там построили поселочек газовиков, для сотрудников предприятий, и жизнь пошла по другому сценарию, — говорят местные. — Есть и клуб, и библиотека, а в школе даже бассейн.

При этом в том же Свинчусе школа закрылась, потому что детей совсем нет.

Фото 12 Лесная тропа.jpg

А озеро… А что озеро? Сегодня оно стало одним из любимых точек туристического притяжения. Песок в нем белый, вода теплая, вокруг лес и относительно неплохие, твердо укатанные грунтовые дороги. Отдыхающих — тьма, даже в будний день.

— Здесь есть даже семейная пара, которая в апреле сдает свою квартиру в Москве, берет палатку, приезжает к нам на озеро и живет на берегу до самой глубокой осени, — откровенничают местные жители.

Единственный минус отдыха на озере Святом — огромные жадные до людского мяса слепни. Но, возможно, так агрессивно они реагируют только на «свежую кровь», и достаточно пару часов позагорать на траве, чтобы насекомые потеряли к тебе интерес.

Фото 13 Отдыхающие на озере.jpg

Легенды Святого озера, рассказанные краеведами и деревенскими жителями, настолько правдоподобные и атмосферные, что невольно возникает вопрос: а не встретим ли и мы тоже какую-нибудь нежить, если решим задержаться на озере допоздна?

— В работе исследователя призраки — это не что-то неординарное, а досадный фактор, - объясняют краеведы почти скучающим тоном. — Они фотокадры портят, компас ломают. Если встречаете что-то неизведанное, главное действовать по правилу: я людь — ты людь, я тебя не трогаю — ты меня не трогай. Происходит только то, что происходит.

А происходит возле озера Святого у села Борки — лето. Оно манит прохладной чистой водой, красными закатами, пьянящим ароматом трав и полевой земляники, кружит извилистыми лесными тропками и соблазняет чистыми рязанскими легендами, заставляя верить в чудеса.

Фото 14 Закат.jpg

Большой фоторепортаж доступен по ссылке.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Затерянной Рязани». Там еще больше интересного из наших путешествий по деревням.

Легендам удивлялась Дарья Копосова
Фотографировала Мария Илларионова
Редакция YA62.ru благодарит Шиловский музейный историко-культурный комплекс и краеведов Андрея и Александра Гавриловых за помощь в подготовке материала

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт