01 ноября 2018, 10:43 8524

«Окраины». Эпизод 16: Храпово и Божатково

«Окраины». Эпизод 16: Храпово и Божатково

Заключительная серия проекта YA62.ru «Окраины» посвящена сразу двум поселкам – отрезанным от Рязани трассой М5 селам Храпово и Божатково. Сразу скажем, что оба населенных пункта в своем облике не имеют практически ничего городского и их нахождение в составе Рязани можно признать неким казусом. Тем не менее не посетить этот отдаленный уголок Рязани мы не могли.

 

Из истории

Происхождение названия села Храпово остается туманным. Вероятнее всего, в его основе лежит фамилия или прозвище первопоселенца либо владельца. Однако документов, которые подтвердили бы эту версию, историкам найти не удалось.

Главной достопримечательностью поселка является построенная еще 1686 году Покровская церковь. Храм возвел царский стольник Федор Григорьевич Вердеревский. Церковь в своем первоначальном виде до наших дней не дошла – ее довольно сильно перестроили после 1744 года. В 30-х годах прошлого века храм был упразднен и разграблен. В советское время здание использовали под склад, жилые помещения, пункт приема посуды. В 1990 году Покровская церковь была возвращена верующим.

1. храм в храпове старое фото.JPG

Стоит отметить, что к приходу храповского храма всегда относились ближайшие деревни – Дашки и Божатково, об истории которого особый разговор.

По поводу происхождения названия деревни существуют две версии – народная и научная. Народная связывает название с фамилией владелицы Божановой. По народному преданию, во времена татарского нашествия Божанова, отличившаяся в борьбе с врагами, получила в награду участок земли с крестьянами там, где сейчас расположена деревня.

Однако данная версия противоречит фактам русского языка, ведь поселок называется не Божаново, а именно Божатково. По мнению краеведов, наименование Божатково образовано от слова «божатка». В словаре М. Н. Макарова это слово отмечено для северно-великорусских говоров со значениями: «божатка» – крестная мать; «божатко, божат» – тот, кто воспитывает незаконнорожденных, иногда просто крестный отец. Также Макаров приводит столбец помещика Волконского, который лишь подтверждает научную версию: «А по нагорью тоя Павловки (реки) идет полесок, что дан был с иными угодии на рязанскую Божатную избу».

Согласно писцовым книгам, в XVII веке Божатково числилось за уже упомянутым Федором Григорьевичем Вердеревским. В прошлом столетии деревня относилась сначала к Мервинскому, а затем к Рязанскому району Рязанской области и только в 1994 году вошла в состав Рязани.

 

Храпово: ровные дороги и живописный храм

Поселок Храпово известен многочисленным дальнобойщикам и другим автомобилистам, путешествующим по трассе М5, своей церковью. Храм стоит на пригорке и виден за несколько километров.

2. покровский храм в храпове.JPG

Сама церковь явственно несет в себе дух старины. И даже несмотря на то, что с одной стороны от церкви каждые 10 секунд проносятся фуры, а с другой – грохочут грузовые поезда, очарование храма не исчезает. Только немного несуразно смотрятся ярко-синие «диснейлендовские» купола, но это, наверное, вопрос вкуса.

Село, которое уже много веков стоит у подножия Покровской церкви, даром что включено в черту Рязани, никаких признаков городской жизни не имеет. Пожалуй, единственным исключением из сельского уклада здесь стоит признать городской транспорт. Как известно, в села Рязанского района автобусы-«гармошки» раз в полчаса не ходят. Зато остановка в Храпове – самая что ни на есть самопальная деревенская.

3. остановка в храпове.JPG

В глубине поселка Храпово замечаем на удивление ровные дороги. Центральная улица выглядит близкой к идеалу, да и некоторые побочные ответвления радуют глаз автомобилиста.

4. дорога в храпове.JPG

Сам поселок производит приятное впечатление. Мусора, пыли – мало, милых старых домиков – довольно много.

5. домики в храпове.JPG

Ну а новострои традиционно отличаются уродливостью и неизменными заборами из профлиста. И в этом смысле ограды весьма гармонируют с самими постройками.

6. коттеджи в храпове.JPG

Ложка дегтя в инспекции Храпова – это несанкционированная свалка с тыльной стороны села, а также довольно замусоренная и неприятно пахнущая канава, которую «Яндекс. Карты» называет речкой Бобровкой.

7. речка бобровка.JPG


Люди жалуются

Река Бобровка пахнет не просто так. Как рассказали местные жители, проблема эта началась давно и тянется до сих пор.

– Это вы днем приехали, еще нормальный запах, – рассказывают местные, собравшись вокруг журналиста активной группой. – А по вечерам дышать вообще невозможно! Это у нас так колбасный завод работает – «Соколовские колбасы». Речка через их территорию протекает. А у них там скотобойни. Они копят отходы, а потом в речку сливают. Мы не один раз видели, как по реке кровь текла, внутренние органы животных.

По словам местных, они неоднократно обращались с жалобами в администрацию Рязани и просили взять анализ воды. Однако, как ответили в мэрии, город не отвечает за водные объекты, так же как и за предприятие «Соколовские колбасы». Кроме того, в распоряжении администрации нет лаборатории, которая бы работала с загрязнением воды. Поэтому в мэрии посоветовали жителям Храпова обратить в Росприроднадзор.

7.1 Река Бобровка.JPG

– Раньше мы в этой речке рыбу ловили, а теперь даже подойти страшно, – сетуют местные жители, показывая на красную воду. – Есть у нас тут активистка, которая яро боролась против колбасного предприятия. А потом перестала. Ей там сказали, мол, не лезь не в свое дело, подумай о детях.

7.2 Предприятие.JPG

По словам местных жителей, раньше в полях за Храповом находились отстойники, где перерабатывались отходы со скотобойни, которая по невероятному стечению обстоятельств находится на территории мясного предприятия – крики свиней слышны, если выйти к отстойникам. Но потом их закрыли – якобы невыгодно содержать. Утилизировали все содержимое или нет – жители не в курсе. Скорее всего, отстойники просто поросли травой.

7.3 Место отстойников.JPG

Зато сейчас в непосредственной близости от недавних вредоносных ям рязанским многодетным семьям выдают землю под строительство дома.

– Интересно, люди, которые соглашаются на эту землю, знают, рядом с чем у них будет строиться дом? – задаются вопросом местные.

7.4 Участки для многодетных.JPG

Еще одной насущной проблемой жители Храпова обзавелись совсем недавно – в этом году, когда построили новую развязку на М5. Дело в том, что поселок находится в некоторой низине, а дорожное полотно трассы из-за ремонта подняли еще выше. В результате из Храпова к дороге образовалась довольно крутая горка. Местные жители негодуют: впереди холода и гололед. И если легковой автомобиль на скорости еще сможет подняться в эту горку, то автобус, нагруженный пассажирами, вынужденный сделать остановку прямо у подножья подъема, рискует потерпеть неудачу.

Жители Храпова задают вопрос администрации Рязани: как будет решаться эта проблема, если она вдруг возникнет?

 Администрация на запрос ответила так:

«В результате проведения работ по строительству эстакады на 189 км федеральной автодороги М5 «Урал» был образован уклон проезжей части на съезде в сторону, пос. Храпово и пос. Божатково. Заказчиком работ является федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства. В адрес вышеуказанной организации управлением благоустройства города администрации города Рязани направлено письмо о приведении данного съезда в нормативное состояние».

7.5 Подъем к трассе.JPG

Кстати, общественный транспорт – это сама по себе проблема двух поселков. По словам жителей, автобусы ходят не по расписанию, часто ломаются и интервал рейсов иногда составляет более полутора часов.

– Звоним в диспетчерскую, спрашиваем – где автобус? Мы тут стоим на остановке уже час! – рассказывают недовольные жители. – А там отвечают: автобус не вышел в рейс. И кладут трубку. И понимай как хочешь. Летом-то еще ладно. А когда зима?

Кроме того, отмечают местные, утром и после обеда в автобусах ездят школьники. Образуется давка. И когда не приходит хотя бы один рейс, влезть в следующий практически невозможно.

– Раньше к нам ходила еще маршрутка №55, – вспоминают собеседники. – Но ее быстро отменили. Говорят, невыгодно. А потом у нас с маршрута №13 взяли несколько машин, перебросив их на другой какой-то маршрут. Ну вы сами видели, какая у нас давка в автобусах.

Ответ администрации:

«Для исключения накладок в расписании и неритмичности движения транспорта составлено общее расписание для муниципальных автобусов маршрута №13 и коммерческих автобусов № 57МЗ, в соответствии с которым все рейсы по маршруту №13 будут выполняться до ООТ «пос. Божатково», а также часть рейсов коммерческих автобусов №57М2 также будет выполняться до вышеуказанной остановки. В настоящее время прорабатывается вопрос об оптимизации расписания и увеличении количества рейсов в утренние и вечерние часы пик».

7.6 Давка в автобусе.JPG

Жители Храпова рассказали и о своих успехах в диалоге с властью. Например, они смогли договориться о регулярном вывозе мусора из поселка. Теперь раз в неделю приезжает машина и забирает мусорные пакеты, выставленные у дороги. А сами местные жители – своей активной частью – поддерживают в чистоте территорию Храпова, проводят субботники.

– Следующий этап – мы хотим, чтобы нам установили контейнерную площадку для мусора, – рассказывает один из активных храповцев. – Мы прекрасно понимаем, что тарифы за вывоз мусора в связи с этим поднимутся, но жители поселка готовы платить за чистоту.

По словам активиста, пока что ответа на их просьбу о площадке нет. Хотя заявление было отправлено в администрацию Рязани еще в прошлом октябре.

7.7 Мусор.JPG

 

Божатково: свалка, деревенские переходы и городская электричка

Приблизительно в километре от Храпова располагается длинный и рогаткообразный поселок Божатково. Начинается он с бывшей конечной остановки общественного транспорта, сейчас (очевидно, по просьбам местных жителей) остановка перенесена в глубь поселка.

8. Божатково.JPG

По сравнению с Храповом в Божаткове сразу бросаются в глаза ухабистые дороги. Здешние ямы порой перекрывают добрых две трети трассы и объехать их стороной не представляется возможным.

9. ямы в божаткове.JPG

Постоянным фоном многих фотографий, сделанных в поселке, является гигантская мусорная куча. Божатково располагается практически вплотную к городской свалке, а потому доминанта в виде горы из мусора, а также постоянный крик чаек – это вполне обыденное явление для местных. Человеку же «из города» такие звуки и пейзажи с непривычки могут показаться довольно дикими. Однако нельзя не отметить, что запаха от помойки не ощущается ровным счетом никакого. Хотя вполне возможно, дело в направлении ветра в конкретный день.

10. городская свалка рязани.JPG

В Божаткове есть одна-единственная раздваивающаяся рогаткой улица с оригинальным названием «Божатково». На большем своем протяжении она не представляет из себя ничего необычного – стандартная деревенская улица. Но на ее юго-западной оконечности начинаются чудеса, которые мы окрестили «великой рязанской переходной аномалией».

Дело в том, что на небольшом, совершенно бестротуарном и полумертвом с точки зрения трафика участке дороги действуют сразу три пешеходных перехода. Все «зебры» ведут от огорода к огороду и, естественно, никакого смысла не имеют.

11. знаки.JPG

Попробуем выдвинуть свои версии, как туда попали эти знаки. Версия номер раз: когда массово убирали переходы с Первомайского проспекта (дабы окончательно превратить Рязань в кошмарный автогородок), знаки было некуда девать и их поставили на самом краю города в Божаткове. Версия номер два: чиновникам надо было срочно отчитаться об установке определенного количества знаков в городе, а поскольку все делается для галочки, то какая фиг разница, где их ставить. Можно и на сельской дороге, где машины ездят раз в полчаса. Да и потом, представляете, как приятно бабе Мане переходить к бабе Тане по личному пешеходнику? Кстати, лоббистские таланты и связи бабы Мани – это версия номер три.

Помимо мусорной горы, чаек и пешеходной аномалии, есть в Божаткове еще одна интересная особенность. Заключается она в том, что местные жители успешно пользуются услугами городской электрички. Благо платформа 204 км располагается вплотную к поселку, а электричек Рязань – Ряжск ходит по пять пар в день. Таким образом, время в пути от одной из самых отдаленных окраин до центра Рязани занимает восемь (!!!) минут.

12. электричка рязань-ряжск.JPG

 

Люди жалуются

В отличие от Храпова в Божаткове плохие дороги. И если у «соседа» ямочный ремонт проводится регулярно, то здесь с этим явные проблемы. Притом выбоины на дороге, по которой ходит общественный транспорт, настолько глубокие, что автобусу с пассажирами приходится эти ямы ювелирно объезжать, выезжая на встречную полосу. Что совершенно небезопасно.

Ответ администрации:

«Вопрос включения данных участков автодорог в перечень объектов по ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог на 2019 год в рамках реализации вышеуказанной муниципальной программы будет рассмотрен исходя из объема выделенных средств. Дополнительно сообщаем, что в план мероприятий на текущий год включены работы по заделке выбоин в асфальтобетонном покрытии на вышеуказанных участках автодорог».

12.1 Ямы.JPG

А еще в Божаткове, помимо отсутствия других социальных объектов, нет продуктовых магазинов. Благодаря своему экскурсоводу, журналист YA62.ru все-таки нашел одну скромную лавочку, которая располагается внутри жилого дома. Дверь в этот магазин закрыта на замок. Однако, если позвонить в дверной звонок, вскоре вам откроет хозяйка заведения. В этой точке есть розничная продукция, мороженое и даже слабые алкогольные напитки. С голоду, конечно, не умереть, но и нормально не закупиться.

На наш запрос о магазинах администрация Рязани ответила следующее:

«Обеспеченность населения данного района площадью торговых объектов по продаже продовольственной группы товаров составляет – 103%. Количество продовольственных магазинов, их торговая площадь, ассортимент реализуемых товаров соответствуют положениям Стратегии развития торговли в Российской Федерации на период до 2020 года, в которых предусмотрено создание равных возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и ведения бизнеса субъектами торговой деятельности любых размеров (малых, средних, крупных) вне зависимости от выбранного хозяйствующим субъектом торгового формата, а также обеспеченности населения торговыми площадями магазинов различного формата».

12.2 Магазин по звонку.JPG

Эстетику Божаткова портит городская свалка, на которую и пожаловались местные жители. При этом не столько на запах, сколько на вид объекта.

– Я здесь 20 лет живу, и не припомню, чтобы свалка воняла, – отмечает местный житель. – Было дело, горела. А так от нее напрямую никакого вреда. Вот только знаю, что разрастается она, хотя и слышал, что обещали ее рекультивировать. И, наверное, почву отравляет. А у нас тут пруды, речка.

12.3 Свалка и пруд.JPG

Есть у божатковцев и храповцев общие проблемы. Например, перебои с электричеством. И если сейчас, по словам местных, отключения стали реже, а устранения поломок – быстрее, то раньше оба села жили скорее без света, чем с ним.

– Дело в том, что электричество к нам подается из Рязанского района, села Подвязье, – объясняет местный житель. – Видимо, городские сети к нам тянуть невыгодно. Зато платим мы по городским тарифам. До недавнего времени напряжение в розетках было в два раза ниже нормы. Мы даже, например, стиральную машинку запустить не могли. Сейчас вроде бы стало лучше.

Но при этом жителей не перестает волновать вопрос: проведут ли когда-нибудь в поселки городское электричество?

В администрации отметили, что «на электрических сетях происходили отключения, связанные как с плохими погодными условиями, так и со строительством дорожной развязки трассы М5 «Урал» и Михайловского шоссе. На текущий момент электрические сети МУП «РГРЭС» п.п. Храпово и Божатково находятся в исправном состоянии».

12.4 Поселок, провода.JPG

Есть и еще одно благо цивилизации, которым пользуется вся Рязань, кроме Храпова и Божаткова, – проводной интернет. Жителям приходится, как они выражаются, «юзать 3G-свистки», однако качество сигнала оставляет желать лучшего.

– Мы обращались в «Ростелеком» и «Дом.ру», однако там сказали, что невыгодно к нам тянуть провода, – пожаловались жители микрорайона.


Итоги и оценки

В ходе проекта «Окраины» команда YA62.ru не только расскажет о жизни и проблемах рязанских отдаленных поселков, но и оценит их по ряду критериев, а также составит «рейтинг комфорта». Итак, переходим к оценкам (здесь и далее по 10-балльной шкале).

Транспортная доступность – 6. 
Храпово и Божатково с учетом их удаленности и полного отсутствия многоквартирных домов обеспечены транспортом удовлетворительно. Сюда ходит муниципальный автобус №13, коммерческие ПАЗики 57-го маршрута, плюс божатковцы пять раз в день могут пользоваться услугами электрички.

Чистота – 6.
В самих поселках довольно чисто, однако существует проблема несанкционированных свалок.

Дороги – 6.
Дороги оцениваем средним арифметическим между хорошими дорогами в Храпове и довольно раздолбанными в Божаткове.

Общественные пространства, пешеходная инфраструктура – 1.
Никаких тротуаров и тем более общественных пространств в Храпове и Божаткове нет и, по-видимому, не будет.

Социальная инфраструктура (школы, детсады, поликлиники) – 1.
Здесь тоже абсолютная пустота.

Сфера услуг (магазины, кафе, банки) – 1.
В Храпове даже есть два мини-магазина, в Божаткове тоже имеется домик с надписью «Магазин», но есть ощущение, что он если и работает, то пару раз в неделю.

Экология – 3.
Несмотря на то что Храпово и Божатково – это села с пасторальными видами, о хорошей экологии здесь можно даже не заикаться. Городская свалка, Южный промузел, трасса М5 местную атмосферу явно не озонируют.

Итоговая оценка: 24.

 

Итоговый рейтинг комфорта рязанских окраин:

1.   Голенчино – 48 баллов.

2.   Борки – 46 баллов.

3.   Дягилево – 44 балла.

4.   Недостоево – 43 балла.

5.   Шлаковый – 41 балл*.

6.   Октябрьский городок – 41 балл.

7.   Мехзавод – 39 баллов.

8.   Южный – 34 балла.

9.   Мервино – 32 балла.

10. Ворошиловка – 31 балл.

11. Юбилейный – 27 баллов.

12. Агропром – 26 баллов.

13. Храпово и Божатково – 24 балла.

14. Семчино – 22 балла.

15. Соколовка – 21 балл.

16. Строитель – 20 баллов.

*При равенстве очков выше стоит микрорайон, набравший большую сумму баллов в номинациях «Транспортная доступность» и «Социальная инфраструктура». В случае если и эти показатели идентичны, определяющим становится критерий «Экология».

 

Большой фоторепортаж из Храпова и Божаткова доступен по ссылке.


Текст: Дарья Копосова, Александр Мойсеюк

Фото: Александр Мойсеюк, Дарья Копосова

Читай, где удобно! YA62 в Яндекс Дзен
Архив новостей
ПОДРОБНЫЙ ПРОГНОЗ
−6°
Ясно