29 октября 2014, 14:05 5391

Мода на ту еду

Мода на ту еду

Мода на экологические продукты существует в Европе и США уже не один десяток лет. С конца 90-х годов фермерские товары лежат на прилавках так называемых «зеленых лавок» и кормят взыскательных покупателей, которые заботятся о своем здоровье. На Западе никому не надо объяснять, почему продукты от фермера — это здорово, и почему это «здорово» столько стоит. В России процесс если не перехода, то начала обращения в сторону фермерских продуктов — явление новое, не всеми понятое, не всеми принятое и связанное в основном с московской сетью магазинов LavkaLavka, в которой, как говорит одна моя знакомая, «хипстеры чернику покупают».

Сравнительно недавно и в Рязани появился магазин фермерских и натуральных продуктов под названием «ТаЕда», в котором можно купить то, что в других супермаркетах не встретишь. О том, как и до Рязани докатилась волна моды на здоровую еду деловому порталу YA62.ru рассказал сооснователь компании «ТаЕда» Александр Колесников.


«ТаЕда»

Идея подобного бизнеса возникла у его основателей Александра Колесникова и Владимира Серовского задолго до введенных санкций на ввоз иностранных продуктов, и вдохновителем стала как раз уже упомянутая сеть LavkaLavka. И поначалу они хотели связаться с московскими коллегами для покупки франшизы, чтобы фермерские продукты появились в «лавках» Рязани. Однако предприниматели решили, что лучше будет учиться на своих ошибках и создать свое дело.

— Почему торговля именно фермерскими продуктами? Просто в один прекрасный момент у меня появилась жена, дети, и я начал читать этикетки на продуктах, — рассказывает Александр. — Мне стало страшно от прочитанного, и я решил, что покупать это, и тем более употреблять в пищу, опасно для здоровья.

К 2014 году предприниматели уже твердо приняли решение запускать проект. Дело оставалось за малым: придумать название и найти деньги. Было два основных варианта, как назвать новый локомотив фермерской торговли, и оба они тестировались на друзьях и знакомых: «Щи» и «ТаЕда».

— Хотелось сделать акцент на том, что это будет что-то очень русское, национальное, — вспоминает Александр. — Однако «Щи» вызвали совершенно неожиданно негативные ассоциации, зато «ТаЕда» всем понравилась. Да и нам кажется, что название отличное, в нем есть сразу два значения: что это ТА еда, которая была раньше, то есть свежая, чистая, натуральная, и то, что это именно ТА еда, которую надо употреблять в пищу, правильная еда. Решили остановиться на этом названии, по-моему, оно отлично отражает суть.


В поисках колбасы

Когда деньги были собраны, а название придумано, компаньоны начали объезжать Рязанскую область, чтобы посмотреть, как работают фермеры и какие продукты у нас выращиваются. Через какое-то время Александр и Владимир поняли, что таких фермеров, как у LavkaLavka, в нашей области немного. Есть личные крестьянские подсобные хозяйства, которые держат 10-12 свиней, но этого было мало для работы с магазином, потому что такому делу необходимы постоянные поставки.

«Почему торговля именно фермерскими продуктами? Просто в один прекрасный момент у меня появилась жена, дети, и я начал читать этикетки на продуктах».

— И тогда мы расширили название магазина с «фермерских» до «фермерских и натуральных продуктов», — объясняет Александр. — Мы увеличили таким образом ассортимент, чтобы на прилавках было не только мясо и молоко. Есть масса продуктов, которые являются натуральными, но не фермерскими.

По рассказам предпринимателя, найти по-настоящему натуральные продукты, оказалось не так уж и просто, и самые большие проблемы возникли с колбасой. Отыскать производителя, который бы делал колбасу из мяса, пусть с добавлением нитрита натрия, оказалось катастрофически сложно.

— А колбаса из мяса и специй, без каких-либо добавок, это вообще деликатес, — с болью в сердце поведал нам бизнесмен. — Но можем похвастаться — у нас есть такая, хоть нашли ее мы не сразу. На всю Россию есть три производителя настоящей колбасы, во всяком случае, ровно столько удалось обнаружить.

Сейчас, на радость предпринимателям, и в Рязани нашелся молодой человек, фермер, который готовит колбасу из мяса, выращенного им же самим, правда добавляет нитритную соль. Она официально разрешена, но, как говорит Александр, все равно, лучше без нее.

колбаса.jpg


«Вы еще не закрылись?»

6 марта 2014 года тихо, без особой шумихи был открыт магазин «ТаЕда» на улице Татарской. Предприниматели решили, что если люди будут заходить и покупать, значит с задачей справились. Весь ремонт Александр с Владимиром делали сами, работали по 12-15 часов подряд. Их проект в положительном смысле слова делался «на коленках», все своими руками, и потому предприниматели выбрали простой, но при этом создающий нужные ассоциации «деревенский» стиль с отделкой деревом. Многие покупатели отмечают, что магазины похожи на домашний погреб. Кругом деревянные полки, пеньки, солома. Даже касса сделана своими руками, сбита из досок. Владельцы уверены, что в магазине все должно быть просто, а максимальный акцент необходимо делать на качество продуктов.

как в погребе.jpg

В день открытия товар даже не был выложен на полки весь, первооткрыватели занимались этим в процессе.

— Всегда находятся те, кто возмущается. На Татарке к нам до сих пор приходит бабушка, которая спрашивает: «Еще не закрылись?». Цены бесят, она говорила, что у нас все то же самое, что и везде. И ей невозможно объяснить, что колбаса стоит 500 рублей, потому что она из мяса, а не из сами знаете чего. Посмотрите, сколько стоит килограмм мяса и сразу станет понятно, откуда такие цены. Если сравнить наши продукты с подобными продуктами того же качества в других магазинах, то стоимость, поверьте, окажется не самой большой. Опять же, надо смотреть на товар. Он и по закупке дорогой. Это не массовое производство продуктов и ничего подобного найти в городе невозможно.


Личное отношение

Сначала продавцов и персонал не набирали вообще. Даже разделкой мяса занимался Владимир. Он никогда не имел подобного опыта до того момента, пока не прижало. И уже к третьему разу наловчился, прекрасно справляется с задачей. Это было принципиальное решение, потому что бизнесмены и сами до конца еще не понимали, что нужно людям, чего они хотят, каких продуктов в городе недостает. И гораздо грамотнее было контактировать с покупателями напрямую. Рынок фермерских продуктов новый не только для Рязани, но и для всей России. В процессе компаньоны определились, что «ТаЕда» — это в любом случае продажа с консультацией, потому что просто так люди вряд ли что-то купят, поскольку просто не знают ассортимент. Получается, что в Рязани открылся первый продуктовый магазин с индивидуальным обслуживанием.

— Людям это нравится, мы помогаем выбирать, рассказываем им все, относим продукты на кассу, постоянно общаемся, проводим дегустации, — объясняет Александр. — Это помогает людям понять, почему творог стоит у нас 195 рублей, и почему молоко — 60. Да потому что с нашего молока можно и сливки снять, и творог отбросить. Изначально хотели сделать интернет-магазин. Но подумали и поняли, что вместо того, чтобы занимать помещение складом с продуктами, лучше будет разложить их по полкам и предоставить клиенту открытый доступ.

Многие посетители говорят, что магазин похож на «зеленые лавки» европейского образца. Однако, как утверждают предприниматели, никакой ориентации на Запад не было, только на отечественные примеры фермерских магазинов. Хотелось сделать уютный уголок, в котором люди смогут не спеша и с удовольствием выбрать товар.

немного уюта.jpg

По словам Александра, «ТаЕда» — магазин, рассчитанный на все слои населения. Его покупатели — от пенсионеров до тех, кто никакого недостатка в деньгах не испытывает. Люди приходят пешком из соседних домов и присылают сюда своих водителей со списком продуктов. Контингент разный, с любым достатком. Есть бабушки, которые идут не столько за покупками, сколько поболтать, и продавцы с ними разговаривают, общаются, сколько бы времени это ни заняло.

— На Татарке есть покупатели, о которых мы уже вообще все знаем, — говорит Александр. — У нас задача такая, пообщаться, составить компанию, а не побыстрее отвязаться, лишь бы только что-то купили. Есть один очень интересный дедуля, который приходит к нам раз в месяц и тележками скупает овощные консервы из города Мичуринска.


«Ну так санкции же!»

В течение всего разговора так и подмывало спросить, насколько положительно введенные санкции против России повлияют на работу фермерских хозяйств и, как следствие, подобных магазинов натуральных продуктов.

— Положительно? Не знаю... Как бы отрицательно они не сказались. Потому что цены на фермерские продукты отечественного производства резко выросли. Причем на некоторых хозяйствах можно было реально услышать такой диалог: — Почему у вас цены выросли? — Ну так санкции же!

баклажаны.jpg

Спрос на продукты возрос и фермеры быстро смекнули, что можно сейчас на этом заработать. Хотя есть и более объективные причины. На бойнях подняли цену, вот и фермеры, глядя на это, решили не отставать.

Кроме того, владельцы магазина «ТаЕда» покупают испанские апельсины. Их выращивают наши, российские фермеры, которые приобрели в Испании заброшенную апельсиновую рощу. Кожа на этих апельсинах такая тоненькая и сладкая, что некоторые покупатели едят фрукт вместе с ней. Александр посетовал на то, что из-за санкций может сорваться поставка гранатов от тех же русско-испанских предпринимателей.

— Еще мы масло оливковое из Греции закупаем у семьи фермеров и оливки. А также немецкое органическое детское питание. Не потому что нам нравится его продавать, а потому что в России аналогов не делают. Даже ингредиенты выращены в экологически чистых районах.

А пока, стоит гордиться тем, что не только в Москве и Санкт-Петербурге начала развиваться культура фермерских продуктов, но и в Рязани. Причем, что удивительно, вся информация о магазине «ТаЕда» распространяется исключительно посредством «сарафанного радио».

Прикупила черники Дарья Копосова

интерьер.jpg

Возврат к списку

Архив новостей
ПОДРОБНЫЙ ПРОГНОЗ
Пасмурно