29 мая 2015, 13:21 2396

Михаил Хомич: как одолеть в себе выдру и развить Эйнштейна

Михаил Хомич: как одолеть в себе выдру и развить Эйнштейна

Михаил Хомич — 29-летний успешный предприниматель с большими амбициями и завидными достижениями. Он отучился на экономическом факультете МГУ, закончил Венский экономический университет, работал бренд-менеджером в крупных компаниях Unilever и Axe. Сейчас Хомич возглавляет ассоциацию менторов и руководит Стартап Академией в Сколкове. Помимо всего прочего Михаил уже почти 10 лет занимается преподаванием: читает лекции в МГУ, путешествует по стране с интерактивными семинарами и мастер-классами для бизнесменов. В среду, 27 мая, столичный предприниматель приехал в РГУ имени С. А. Есенина, чтобы рассказать молодым предпринимателям о том, как не поддаться прокрастинации и создать успешный стартап.

Перед семинаром Михаил признался мне, что определил свою деятельность как «евангелизм предпринимательства».

— Конечно, вести бизнес в столице и регионе — не одно и то же. В маленьких городах это проще, так как все друг друга знают, продвигать проект значительно легче, а стоимость рабочей силы дешевле. Но основная проблема у всех предпринимателей одинаковая — страх. Вся трудность в том, чтобы отказаться от рутинной работы, перестать сомневаться и начать заниматься своим бизнесом страшно абсолютно всем людям, в любом городе. Именно поэтому я изо всех сил стараюсь мотивировать людей заниматься своим делом. Я, кстати, слышал, что в Рязани довольно много совсем молодых предпринимателей, то есть 20+. То, что молодежь не боится начинать свое дело, в общем-то, довольно странно.

Михаил добавил, что человека нельзя мотивировать делать что-то со стороны. Артемий Лебедев говорил: «Как мотивировать себя что-то сделать? Да никак, оставайтесь в жопе». Делать или не делать — это личный, осознанный выбор человека. Пока он сам для себя не решит, что ему пора двигаться, никто не сможет ему помочь.

— Я не проповедник, и половина моих историй может кому-то показаться бредом. Я лишь рассказываю людям, какими инструментами можно пользоваться на пути к достижению цели. Они уже сами выбирают, последовать моему совету или нет.

В начале семинара Хомич кратко и красочно рассказал о своем видении человеческой натуры. По его мнению, внутри каждого живут две субстанции. Одна из них — это Эйнштейн. Он умный, рациональный и адекватный. Он понимает: чтобы много зарабатывать, нужно трудиться, чтобы быть здоровым, нужно не курить. Вторую субстанцию Хомич сравнил с мерзкой выдрой, которая руководствуется другими интересами. Ей нужна любовь, «вкусняшки» и гедонизм. Как ни печально, но обычно рулит процессом именно выдра, а Эйнштейн вынужден ей подчиняться. Чем не пирамида Маслоу?

Михаил Хомич дал несколько толковых советов, как одолеть в себе выдру и развить качества Эйнштейна.

Держите цели перед глазами

— Составьте себе список целей на год и запишите их в блокнот. Сделайте так, чтобы этот список постоянно был перед глазами. Как это работает? Вы, к примеру, наслаждаетесь жизнью и тут вам на глаза попадается этот злополучный список. В этот момент вы поймете, что совсем не двигаетесь и точно начнете что-то делать. Я, например, записываю себе 10 целей на год в смартфон. Он синхронизируется со всеми устройствами, поэтому я постоянно вижу то, что должен сделать. Я очень увлекаюсь марафонским бегом и триатлоном, поэтому знаю, как важно разработать стратегию, чтобы успешно дойти до финиша. Когда на старте спортсмены бегут изо всех сил, я всегда мягко улыбаюсь, потому что знаю, что через 10 км они начнут откатываться назад. Поэтому, если вы не записали свои цели, ничего не спланировали и просто побежали куда-то, значит вы двигаетесь неосознанно и скорее всего не добежите до финиша.

Правило фиолетовой книжки

— Каждый день, в каком бы состоянии я не был, перед сном записываю в свой фиолетовый блокнот шесть задач, которые я должен выполнить на следующий день. Есть какой-то особый кайф, когда зачеркиваешь очередную выполненную задачу. Иногда все планы рушатся к чертям и что-то не получается. Но эта привычка позволит вам дисциплинировать себя и действовать продуктивнее.

Помните о DNF

— DNF — это спортивный термин, который означает «Did not finish» (не финишировал). Так вот это самое позорное событие, которое только может случиться со спортсменом. Есть такая поговорка: death before DNF (смерть перед DNF). Лучше идти пешком, медленно бежать — делать все что угодно, но только не допустить этого провала. Вы можете продать меньше продукции, не выполнить цель по маркетингу или продажам, но, черт возьми, не сходите с дистанции!

Я верю, что циклические виды спорта способствуют поддержанию предпринимательского духа, именно поэтому я так увлечен бегом. Абсолютно всем, кто бежит марафон, в какой-то момент становится очень плохо и обычно это происходит между 32-м и 38-м километром. Именно в этот период выясняется, кто дожмет до финиша, а кто сойдет с дистанции. Это очень схоже с бизнесом, ведь в какой-то момент любому бизнесу становится плохо, например, наступает кризис. Нужно знать, что это временное явление и просто быть терпеливым и выносливым. Очень советую всем хоть раз попробовать пробежать марафон. Приобретенный навык будет очень полезен в бизнесе.

Публично обещайте

— Отличный способ обратить внимание людей на вашу внутреннюю выдру. Я всегда стараюсь все свои цели публично анонсировать. Почему? Да потому что мне будет очень неприятно и стыдно перед людьми, если я не сдержу слово. Публичное обещание — это великий способ контролировать себя. Одно дело сказать себе: я обещаю похудеть на 5 кг к Новому году, а потом еще раз с собой договориться и сместить сроки. И совсем другое дело написать, например, в соцсети: «Здравствуйте, все! Я обещаю, что к Новому году похудею на 5 кг. Приглашаю всех 1 января ко мне домой на публичное взвешивание».

Заводите новые привычки

— Как научиться делать что-то регулярно или, наоборот, не делать? Например, заниматься спортом или записывать цели в блокнот каждый день? Пользоваться правилом 21 дня. Его придумал не я, но оно действительно работает. Напишите список вредных привычек, от которых хотите избавиться, выберете одну, для теста. И просто не делайте что-то 21 день. Уверяю, потом это войдет в привычку.

Не верьте в неудачи

— Известный факт, что у нас в России скептически относятся к культуре неуспеха. Если человек с чем-то не справился, на нем сразу ставят клеймо «неудачник». А в Силиконовой долине, например, классическая презентация предпринимателя звучит так: «Сначала я потерял два миллиона здесь, потом адски прогорел там, дайте мне еще десять миллионов». И такому человеку аплодируют, ведь у него есть опыт и знания. И еще парочка историй для поднятия самооценки. Например, Льва Толстого несколько раз исключали из школы за плохие оценки по русскому языку.

А создатель KFC? Дедушке было 60 лет, когда он пошел к инвесторам, чтобы накормить их своей фирменной курочкой и найти денег на кафе. Ему отказали все, кроме одного человека, поверившего в эту безумную идею. Сейчас KFC — это бренд с самой высокой скоростью роста в Америке. Вспоминайте об этом, если отчаялись или думаете, что вам уже поздно что-то начинать.

Give, give, give — receive (Дай, дай, дай и получи)

— Мы знаем, что если сделать добро человеку, оно непременно к тебе вернется. Но в реальном мире, если ты сделал кому-то добро, это вообще ничего не значит. Опытным путем я пришел к выводу, что добро нужно делать три раза. И тогда в самый неожиданный момент оно к вам вернется. Оказали услугу раз — не ждите отдачи, забудьте об этом. И продолжайте отдавать.

Встречайте людей

— Когда человек приходит на новую работу, он обычно волнуется. Что происходит с другими сотрудниками? Ничего. Они никак не встречают человека, им в принципе все равно. Единственные люди, которые волнуются, кроме новичка, это его семья. Что мы делаем в Сколково, когда принимаем нового человека в коллектив? Мы покупаем бутылку шампанского, пишем записку типа «Спасибо за вашего сына Петю» и отправляем посылку с курьером к семье новичка. Первая реакция у людей одинаковая — они напуганы. Поэтому начинают тут же звонить родственнику с вопросом, жив ли он. Затем они звонят своим друзьям и рассказывают про этот приятный жест. Что в итоге? У меня на столе гора резюме, потому что именно из-за этих мелочей о нас говорят и к нам хотят прийти работать. Новенький член коллектива рад, и его семья тоже. Ура!

Дарите подарки

Что обычно дарят сотрудникам на Новый год? Продукцию. Когда я работал в компании Unilever, мне дарили целый мешок, в котором, кроме чая и майонеза, было средство для чистки унитаза Domestos.

Вам не кажется, что это просто провал? В Сколково я отправляю письмо своим сотрудникам с просьбой написать три подарка, которые они хотят получить на праздник. Выбираю самые подходящие варианты и дарю их. Это так просто и это так круто. Мелочь, но из этого складываются отношения.

Говорите спасибо

— Сразу предупреждаю, я довольно циничен. У меня на компьютере есть файл «Спасибо», в котором указан список людей, которые помогают мне по жизни. Там я ставлю галочки, что хотя бы раз в квартал я каждому из них сказал спасибо. Это очень важно. Вы можете не ставить галочки, а делать это по памяти и от чистого сердца — главное, благодарите. И увидите, как это работает.

Мотивируйте коллег

— В Стартап Aкадемии я решил обзавестись доской комплиментов, где-то подсмотрел этот прием. В чем ее суть: каждый сотрудник пишет на бумажке комплимент кому-то из коллег и крепит это на доску. Стоит ли говорить, что первый месяц доска пустовала. Но потом все привыкли к ней и теперь активно «постят» туда, хвалят друг-друга. Этот прием помогает поддерживать теплые отношения в коллективе и мотивирует сотрудников. Вы думаете, доски почета в Советском Союзе придумали просто так? Для многих людей признание — это лучший мотиватор. Для некоторых людей нужно использовать другие рычаги — например, спорить на деньги. У меня есть друг Антон, который весил больше 130 кг и ненавидел спорт. Он — гениальный продажник и очень любит деньги. Однажды мы поспорили с ним на 500 тысяч рублей, что за полгода он скинет 50 кг. Что вы думаете? Он начал худеть, активно заниматься спортом и в конце концов весил 92 кг. Спор — это очень эффективный способ мотивировать человека на подвиг.

Будьте непохожими

— Да-да, это банально, но нужно уметь выделяться. И неважно, как это будет происходить. Пусть лучше на вас будут показывать пальцем, чем совсем не заметят. Я очень люблю одну фотографию: на ней Владимир Познер беседует с гостем в своей передаче на Первом канале. Оба одеты в дорогие костюмы и в принципе не особенно отличаются друг от друга. Но у Познера из-под брюк выглядывают красные носки. Понимаете о чем я? Так вот, помните о Познере и старайтесь отличаться от других.

Найдите себе наставника

— Я руковожу ассоциацией менторов в школе Сколково, поэтому знаю, что наставничество — это просто великая вещь в бизнесе. Если бы я собирался открыть кафе и мне предложили взять 500 тысяч рублей или Аркадия Новикова в наставники, я бы точно выбрал второе. Деньги вылетят в трубу, а помощь наставника, успешного бизнесмена, неоценима. Какие мотивы у ментора обучать вас? По моим наблюдениям выяснилось, что успешным предпринимателям просто нравится учить, им этот процесс интересен. В ассоциации менторов Сколково состоят около 250 наставников, в их числе очень успешные бизнесмены — например, Михаил Куснирович и Рубен Варданян. Если у вас уже есть наставник, найдите человека, которому нужна ваша помощь опыт и знания и сами станьте наставником. Не прекращайте этот процесс и увидите, как изменится ваша жизнь.

Слушала и конспектировала Дарья Морозова

Возврат к списку

Архив новостей
ПОДРОБНЫЙ ПРОГНОЗ
−8°
Пасмурно