25 мая 2017, 13:25 2920

Копнуть глубже. Почему в Рязани дороги такие, какие есть

Копнуть глубже. Почему в Рязани дороги такие, какие есть

Если на дорогах ад — то ремонтник виноват! Именно так привыкли думать не только рязанцы, но и жители других городов, в которых существует проблема некачественного дорожного полотна. И их легко понять. Горожане чаще всего становятся свидетелями схемы «дорога — яма — дождь — ремонт», в то время как это только вершина айсберга. Основная кухня, в которой варятся подрядные организации, отвечающие за ремонт дорог в городах и областях, остается за чертой понимания главных «пользователей» асфальта просто потому, что о ней не принято говорить.

Журналист портала YA62.ru копнул глубже и пообщался с главным инженером компании «Техногрупп» Алексеем Лебедевым, который занимается ремонтом дорог в Рязани. Специалист рассказал, почему дороги в городе сейчас такие, какие есть, и стоит ли надеяться на лучшее.

Предположим, вам надоело ездить по «терке» в черте города и вы решили взять ремонт дорог в свои руки. Не зря же в народе говорят: хочешь сделать хорошо — сделай это сам. Допустим, вы имеете соответствующее образование и значительное финансовое подспорье. Рассмотрим схематически, с какими проблемами столкнется ваше желание сделать в Рязани хорошие дороги.


Госзакупки vs Качество

Согласно 44 ФЗ все госзаказы должны проходить через госзакупки. То есть хотите бюджетные деньги — деритесь! С одной стороны, идея прохождения тендеров благая: удешевление стоимости работ через аукцион. Однако последнее время в адрес 44 ФЗ звучат слова недовольства. По мнению опытных специалистов различных отраслей, госзакупки все чаще идут вразрез с понятием «качество».

— Сейчас понятия качественного подрядчика в стране вообще нет, — отмечает Алексей Лебедев. — Если раньше в государстве существовали тресты и госкорпорации, которые знали, что на них держатся все стройки, то теперь эти монументальные производства поставлены в одинаковые условия с подрядчиком, у которого есть одна «Газель» и два узбека. Этот подрядчик, не неся затрат вообще, может снижать плановую себестоимость работы до такого уровня, который не могут позволить себе крупные компании.

При этом эксперт отмечает, что из-за погони за дешевизной рассмотрение тендера идет исключительно на уровне заявок. Если по документам претендент проходит заявленные параметры, то никто не поедет проверять, соответствуют ли они действительности, в каком состоянии находится техника и есть ли она вообще. Никто не проверяет, насколько подрядчик качественный и добросовестный.

По словам собеседника, нередко в своей практике приходилось сталкиваться с тем, что подрядчик на торгах снижает цену до такой, за которую сделать ремонт дороги или осуществить ее строительство просто невозможно.

— Я могу сказать, что бюджет дорожного строительства складывается на 30% из стоимости работы и на 70% из стоимости материалов и техники, — рассказывает инженер. — Это материалоемкое производство. Поэтому, радикально снижая стоимость, подрядчик торгует не своей зарплатой и выгодой, а, скорее всего, качеством материалов, которые будет использовать при строительстве дороги.

Возвращаясь к мудрости предков, вспоминаем поговорку: дешево не бывает хорошо. Кроме того, стоит иметь в виду, что маленькие фирмы, участвующие в тендерах, это чаще всего «однодневки». И, скорее всего, через год, когда асфальт в очередной раз сойдет вместе со снегом, даже претензии предъявить уже будет некому, как, собственно, и гарантийные обязательства.

Фото 1 Тротуар без бордюрного камня.jpg


Асфальт по осени меняют

Предположим, ваша крупная фирма, которая гарантирует качественную укладку асфальта и не собирается банкротиться через год, выигрывает тендер на ремонт дорог в Рязани. Вы рады. И ждете, когда же с вами заключат контракт на выполнение работы. Наступает июль, а вы все ждете. В чем же причина? Оказывается, в бюджете нет денег, которые должны будут пойти на оплату контракта, когда вы предъявите администрации Рязани гладкое и ровное полотно асфальта. Вы спрашиваете, когда же будут деньги? И вам отвечают: конечно же, в сентябре, когда начнутся первые проливные дожди…

— Так действительно было еще два года назад, — подтверждает собеседник YA62.ru. — Скажу больше, 10 лет назад на дороги вообще не поступало денег. Можно сказать, что дорожная сеть в области и в городе умерла. Сложно отремонтировать то, чего нет. Мы сейчас постепенно пытаемся реанимировать дороги в Рязани. Кое-что получается.

По словам главного инженера, Рязанская область только в прошлом году впервые почувствовала реальные деньги в дорожной отрасли. В этом году снова в сеть должны прийти миллиардные федеральные вливания. Эксперт уверен, что рязанцы уже должны были почувствовать реальные улучшения на дорогах города.

— Сейчас идет только второй год, когда мы дороги начали ремонтировать с весны, — отметил Лебедев. — До этого все федеральные деньги приходили в августе. И только тогда мы начинали работать. Конечно, горожане не понимали, почему дорожники асфальт в дождь и снег ремонтируют. Просто не было другого выхода.

По словам инженера, изношенные рязанские дороги до сих пор не получают достаточно денег для приведения их в надлежащий вид. По подсчетам инженера, на «потребительскую корзину» содержания, ухода и ремонта метра дорожного полотна сейчас выделяется в четыре раза меньше денег, чем того требует реальное положение дел.

— Вы слышали что-нибудь о ливневках в Рязани? — то ли шутит, то ли действительно интересуется собеседник. — Я могу сказать, что все деньги, которые выделяются на них, уходят качественно и целенаправленно на их строительство. Вот только в годовом бюджете на ливневые канализации в Рязани выделяют порядка 1-1,5 млн рублей. На эти деньги можно проложить 30 метров ливневки. Это при том, что строить их надо по всему городу.

При этом, по мнению собеседника, за последние два года ситуация с ремонтом дорог в Рязани изменилась в лучшую сторону. Просто темпы не такие быстрые, чтобы можно было это оценить сразу.

Фото 2 Лужа у дороги.jpg


Каков на вкус «дорожный бутерброд»

Даже если вы качественный подрядчик, который горит душой за дороги родного города, выполняет работы по всем существующим стандартам и даже лучше, совершенно не факт, что к весне дорога не развалится. Технологии технологиями, но материалы для строительства и ремонта дорог не всегда соответствуют высоким показателям. Даже если таковые подтверждены прилагающимися документами.

— Начнем с того, что главный бич для наших дорог — отсутствие фундамента, — объясняет инженер. — Если мы копнем поглубже на улице Ленина и снимем пять-шесть слоев асфальта, то увидим в основании бутовый камень на глине. Скажем прямо: это вообще основанием не может являться. Что же касается дорожного полотна, то в сметы на ремонтные работы закладываются материалы слабых пород, которые добываются на рязанских карьерах. На них лежит весь город.

Кроме того, отмечает собеседник, материалами торгуют люди, которым свойственно приукрашивать свойства и качества товара, поднимая за счет этого цену.

— Доверять можно только себе, но в таком случае нужно быть дорожным Рокфеллером, — иронизирует собеседник YA62.ru. — Желательно, имея собственные производства всех составляющих будущего асфальта. Например, сложно выяснить, где можно купить хороший битум. Вот, есть у нас РНПЗ, который его производит. И говорили даже, что рязанский битум сперва весь ушел в Сочи, теперь на нем вся Москва строится. И только в самой Рязани остается некачественный материал. Зачастую битум не проходит марку, но выявить это практически невозможно, если работа по ремонту или строительству дороги в самом разгаре. Нужны лабораторные исследования, а на это нет времени. Все винят дорожников, что дороги плохие. Но если вы купите дорогие качественные обои и намажете их дешевым клеем, то вряд ли производитель обоев будет виноват в том, что они отклеятся на следующий же день.

Фото 3 Асфальт.jpg


Трубы. Ямки. Кадры

Помимо вышеперечисленных основополагающих причин, есть еще ряд моментов, которые, так или иначе, влияют на качество дорог в Рязани. Например, подземные коммуникации, которые имеют свойство прорываться. Чтобы как можно быстрее устранить неполадки, рабочим приходится сперва нарушать асфальтное полотно, а потом заделывать его на скорую руку.

— Главные «кроты» в городе — это, конечно же, «Водоканал» и «Теплосети», — отмечает инженер. — Их нельзя в этом винить. Город старый, спланирован в плане коммуникаций плохо. Уже давно пора выносить их в «зеленки» — под газон вдоль тротуаров, чтобы было легче устранять неисправности, и при этом не вредить дорожному полотну.

Говоря о ямочном ремонте, собеседник YA62.ru весьма категоричен: ямочный ремонт — это вообще не ремонт, считает он. Это лишь способ временно заткнуть дыру.

— Зачем существует ателье одежды? — задает вопрос эксперт. — Потому что кто-то не может себе позволить купить новое пальто, а зашить дырку на рукаве выходит гораздо дешевле, да и носить, в общем-то, еще можно. Если бы мы имели финансовую возможность сразу все дороги в городе построить новые – мы бы это сделали.

К слову, стоит отметить, что ямка ямке рознь. Бывает, едешь — заплатки плавные, даже не заметны, а бывает — как по стиральной доске. Виной всему человеческий фактор. Не у всех дорожных работников легкая рука. Не у всех и высокий уровень квалификации.

— Ищу лаборанта по бетонам, звоню в Ряжский дорожный техникум, — рассказывает о нелегкой необходимости подбора кадров Алексей Лебедев. — Предлагаю работу: 28 тысяч ставка, премии, весь соцпакет. Меня спрашивают: а жилье вы предоставляете? Нет, не предоставляем. Отвечают: тогда наши выпускники к вам не поедут, они лучше в Москву, там условия выгоднее. Так и живем. А ведь кадры действительно решают все.

Фото 4 Соборная.jpg

Если подытожить, то в вопросе строительства дорог, как и в любом другом глобальном вопросе, необходим системный комплексный подход: от законодательства и распределения бюджета до подбора кадров. По мнению специалистов, в Рязани этот процесс сдвинулся с мертвой точки. Однако оценить его плоды можно будет только через несколько лет.

Ковырял асфальт Михаил Агиров

Фото Марии Илларионовой  

Возврат к списку

Архив новостей