17 сентября 2015, 11:39 4669

«ФОРА» по-рязански. Сеть ресторанов для авто

«ФОРА» по-рязански. Сеть ресторанов для авто

Если машины со встроенным искусственным интеллектом — это обозримое светлое будущее, то электромобили во всех развитых странах, кроме России, закономерно развивающееся экологически чистое настоящее. Однако и в нашей стране момент, когда в городах станет меньше выхлопных газов, возможно, не за горами. Государственный Рязанский приборный завод (ГРПЗ) уже не первый год занимается разработкой электрозарядных станций «ФОРА» и готов к их серийному производству. Для кого? Это выяснил корреспондент Делового портала YA62.ru, побывав в научно-производственном комплексе по производству товаров гражданского назначения (НПК по ТГН) ГРПЗ.


Батарея заряжается

— Четыре года назад к нам пришел один смотрящий далеко в будущее человек — преподаватель РГРТУ Александр Бардин — который предложил: давайте делать зарядные станции для электромобилей, — вспоминает главный инженер НПК по ТГН ГРПЗ Евгений Старовойтов. — В то время никто не воспринимал такие идеи всерьез, они считались баловством богатых людей. А он продолжал говорить: мол, на Западе бум с электромобилями уже начался, придет время, и в России проснутся, а мы уже будем к этому готовы. Мысль показалась интересной, и мы начали изучать иностранные стандарты зарядных устройств электромобилей. Оказалось, что каждая развитая страна играет по своим правилам: в Америке свои стандарты стыковочных разъемов для зарядки, в Японии свои, в Китае и Европе — свои. Однако благодаря глобализации рынка, в скором времени технологии стали стремиться к единому Евростандарту. Чтобы не изобретать велосипед, мы также взяли его за основу.

Приборным заводом разработка электрозарядной станции ведется уже второй год. На старте проекта помогло правительство Рязанской области, которое выделило субсидию на работу над проектом. В 2013 году были созданы первые макетные образцы станций «ФОРА», которые демонстрировались на различных выставках, посвященных вопросу создания и использования электромобилей. Первый показ состоялся в марте 2014-го в Кисловодске. Там местное региональное правительство совместно с «АвтоВАЗом» разработало проект внедрения экологически чистых такси с использованием электромобилей ВАЗ-1817 Ellada, которые бы возили гостей города по курортной зоне. К сожалению, в дальнейшем этот проект так и не был реализован.

Сегодня дороговизна «зеленых» автомобилей обусловлена тем, что половину стоимости машины составляет аккумулятор. 

— Конечно же, такому транспорту нужны соответствующие заправки, — объясняет Евгений Старовойтов. — А так как в России ГРПЗ был одним из первых, кто занимался разработкой подобного проекта, мы быстро нашли общий язык.

В мае 2014 года в Сочи в рамках Краснодарского весеннего форума «Энергоэффективность и инновации» состоялся первый в России автопробег, в котором участвовали образцы электромобилей США, Японии и России. Нашу страну представляло детище «АвтоВАЗа» «Лада Ellada». Задача дружеского пробега была проста: преодолеть 300 км по горным дорогам и по возможности прийти к финишу первыми.

— Сочинская эпопея закончилась победой нашей команды — две машины выехали со старта и обе пришли первыми, — вспоминает начальник проектно-технологического центра НПК по ТГН, руководитель проекта электрозарядных станций «ФОРА» Алексей Бирюков. — Американская Tropica и японcкая Mitsubishi iMiev до финиша не дошли вовсе. Разрядились. Одних пришлось вручную прикатывать на базу заправки, а вторых привозить на эвакуаторе. А подзаряжались участники пробега от электрозарядок «ФОРА». Так наша разработка впервые засветилась на мероприятии международного уровня.

На данный момент проект Рязанского приборного завода представляет собой зарядные станции двух видов: «быстрые» и «медленные». Первые необходимы для экстренного заряда электромобиля, когда за 20 минут нужно полностью зарядить машину. Такие станции предполагается устанавливать на классических заправках, чтобы владелец мобиля мог подпитать его, пока пьет кофе. Медленные же предназначены для многочасовой зарядки, они будут установлены возле торговых центров, офисных зданий, где люди проводят много времени. Также они вполне портативны, чтобы стать личным домашним зарядным устройством для автомобиля. 

1.1.jpg


Сетевой вопрос

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, в котором говорится, что пока не строго обязательно, но желательно, чтобы на каждой углеводородной заправке страны появились еще и электрозаправки. И если об этом заговорили на столь высоком уровне, значит, стоит ожидать больших перемен в структуре автомобильного и, соответственно, заправочного рынка.

— Рязанский приборный завод до сих пор остается пионером-энтузиастом в сфере создания электрозарядок, — отмечает Евгений Старовойтов. — Однако, свято место пусто не бывает, и как только станет ясно, что производство электрозарядных станций — дело выгодное и прибыльное, у нас начнут появляться конкуренты, желающие поделить рынок.

Главный недостаток электромобилей на данный момент — не очень продолжительный пробег на одной полной зарядке. В среднем — 150-200 км. Следовательно и сеть заправок для таких машин должна быть широкой и многочисленной. Пока только американцы смогли совершить скачок вперед: их электромобиль Tesla может преодолевать порядка 400 км без подзарядки.

В остальном же в плане эксплуатации специалисты отмечают только плюсы: разгоняются с места электромобили быстрее, при этом сами по себе абсолютно бесшумные. Электротопливо расходуется только при непосредственном движении машины, поэтому, когда электромобиль стоит в «пробке», его батарея не садится. И, конечно же, главное достоинство, к которому апеллирует общественность, — это экологичность. Зеленый автомобиль, так называют в народе электромобили, не выделяет никаких выхлопных газов.

2.1.jpg


Курица или яйцо

Процесс развития рынка электромобилей и электрозарядок для них должен происходить одновременно. Сейчас в России ситуация такая: заправок нет, поэтому никто не покупает машины. В свою очередь, нет машин — не нужны и заправки. В развитых странах обычно вмешивается государственный аппарат, который вкладывает деньги в строительство электрозарядной инфраструктуры. После чего разрабатывается система закупки электротранспорта у производителя, чтобы продавать клиентам со скидкой до 20%. Создаются условия бесплатных парковок для таких машин даже там, где они платные, допускается проезд по полосам общественного транспорта — то есть создается преимущество для владельцев электромобилями.

В России разработкой стратегии развития рынка электромобилей занимается ОАО «Россети» и МОЭСК (Московская объединенная электросетевая компания). Поэтому в вопросе о том, что должно быть первым — курица или яйцо, можно смело указывать на второе: создание зарядной инфраструктуры.

Мировое развитие «зеленого» автопрома сдвинулось с мертвой точки именно благодаря господдержке. Дальше всех в этом вопросе продвинулись американцы со своим электромобилем Tesla. Мало того, что государство оплачивает 5 000 долларов от покупки, так еще и дальнейшая его зарядка на любой станции осуществляется бесплатно. Кроме того, Tesla создан как автомобиль люкс-класса, поэтому обладает повышенным комфортом. Но самая главная фишка его заключается в том, что он изначально создавался как электромобиль, а не переоборудованная платформа обычной машины, как в других странах. В том числе и в России за основу Ellada, к слову, была взята «Калина». В чем минус таких переделок? Конфигурация машины позволяет вместить в нее только такой аккумулятор, который сможет обеспечить типовой для современного электромобиля пробег — 150-200 км между заправками. Однако, основываясь на опыте американских разработчиков, европейские концерны BMW, Audi и Mercedes пошли по пути создания оригинальных электромобилей со своей платформой и концепцией, которые в скором времени смогут составить конкуренцию Tesla.

3.1.jpg


Наша Lada лучше вашей

Если вы думаете, что отечественный автопром решил ограничиться Ellada, то глубоко ошибаетесь. «АвтоВАЗ» серьезно решил вступить в гонку с иноземными конкурентами и занялся созданием полноценного электромобиля Lada Vesta. Разработкой бортовых зарядных блоков для этого электромобиля планирует заниматься Государственный рязанский приборный завод.

— В Москве уже сейчас работает пилотный проект по внедрению электромобилей, — рассказал Алексей Бирюков. — По городу установлено примерно 30 электрозарядок, которые обслуживают несколько сотен таких машин. Естественно, для столицы это очень мало, потому владельцам электромобилей приходится в основном заряжать машины дома, как говорится, от розетки.

Стоит отметить, что стать владельцем электромобиля — удовольствие не из дешевых. По ценовой политике прошлого года Ellada стоила 1,2 млн. рублей, что в четыре раза больше классической бензиновой «Калины». Однако, если сравнить затраты на топливо, то «прокормить» электромобиль стоит в восемь раз дешевле, что компенсирует в значительной степени затраты на покупку электромобиля.

— Рынок электромобилей, скорее всего, будет развиваться, как рынок мобильных телефонов, — предполагает Алексей Бирюков. — Сначала мобильники были очень дороги и малофункциональны, и связь тоже была дорогой, потом они стали дешевле и появилось больше функций, а теперь они стали очень недорогими. Процесс развития электромобилей в мире и в России пойдет по такому же сценарию и лет через пять мы увидим, что цены на электромобили упадут в несколько раз.

Сегодня дороговизна «зеленых» автомобилей обусловлена тем, что половину стоимости машины составляет аккумулятор. Технологии развиваются быстро, а потому и цена вопроса со временем будет падать, а качество «начинки», как водится, возрастать.

4.1.jpg


Как часто вы меняете машину?

Заядлые автолюбители легко отвечают на этот вопрос: средний срок эксплуатации автомобиля — 6-7 лет. Так же считает и мировая статистика. И электромобиль в этом смысле ни на год не уступает его бензиновым аналогам, поскольку срок службы применяемого литий-ионного аккумулятора также равен примерно шести годам. В этом вопросе снова США являются передовиками производства: они создали мощный научно-исследовательский центр, который занимается разработкой аккумуляторов с большей емкостью и продолжительностью жизни.

— Если американским разработчикам удастся найти решение этой прорывной задачи, то все мировое конструирование электромобилей шагнет вперед, поскольку рано или поздно воспользуется опытом своих коллег, — считает главный инженер НПК по ТГН Евгений Старовойтов.

Сотрудники ГРПЗ считают, что электромобили, несмотря на то, что по прогнозам им прочат большую популярность в будущем, никогда полностью не вытеснят с рынка автомобили на углеводородном топливе. В долгосрочной перспективе 60% рынка все равно будут составлять машины с двигателем внутреннего сгорания.

— В первую очередь, электромобили актуальны для крупных городов, где уже сейчас слишком сильная загазованность, — отмечает Евгений Старовойтов. — Статистика показывает, что 70% вредных выбросов в мегаполисах происходит от автотранспорта.

5.1.jpg


О ценах на бензин

Как только в России начнется массовый выпуск электромобилей и, что самое главное, электрозарядных заправок для них, цены на бензин начнут падать. Это не секрет фирмы, это вполне логичная реакция рынка, о которой все говорят.

— Естественно, нефтяные магнаты препятствуют развитию рынка электромобилей, — отмечает Евгений Старовойтов. — А так как остановить процесс разработки и наращивания производства «зеленых» автомобилей они не могут, то они пытаются его хотя бы замедлить.

Возможно, именно поэтому Россия, обладая огромным техническим потенциалом для создания электромобилей и систем зарядных устройств, в данный момент откровенно отстает от своих мировых коллег. Рязанский приборный завод, разработавший электрозарядную станцию «ФОРА», стоит, что называется, на низком старте и готов в любой момент начать производство зарядных устройств в промышленных масштабах. Но никто не дает отмашку. А «желательная, но не обязательная» рекомендация Медведева об установке электрозарядок вряд ли обратила на себя внимание владельцев бензиновых автозаправок.

Разработчики «ФОРА» говорят о том, что неплохо было бы создать в Рязани пилотный проект сети электрозаправок. В рамках этого проекта можно было бы использовать электромобили для нужд региональных административных органов.

Успешная реализация данного проекта в Рязани способствовала бы развитию инновационных технологий в регионе и стране. Если этого не сделать сейчас, то можно безнадежно отстать.

Что же касается сроков реализации программы, разработанной ОАО «Российские сети» по развитию рынка электромобилей в России, то сейчас, если верить их плану, мы находимся на третьем завершающем этапе развертывания зарядной инфраструктуры на всей территории РФ и массового внедрения электротранспорта в период с 2015 по 2020 годы.

Ждем-с. Пока у энтузиастов технического прогресса еще не села батарейка.

Заряжалась Дарья Копосова

6.1.jpg

Возврат к списку

Архив новостей