10 июля 2015, 10:34 3520

Как это сделано: почта

Как это сделано: почта

В воскресенье, 12 июля, работники почтовой связи России будут отмечать свой профессиональный праздник – День российской почты. В преддверии праздника корреспондент YA62.ru решил узнать, что находится за пределами столика, который ограждает операциониста от получателя посылки.

О чем ни подумай, все создали греки или египтяне. В России же мы почти всем обязаны Петру Первому, именно он и издал указ об организации регулярного почтового сообщения между Москвой и Архангельском. Внутренний почтовый маршрут проходил через Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль и Вологду. Сейчас Почта России — одна из крупнейших компаний страны, а рязанское отделение — одно из самых больших предприятий региона. Она включает в себя 10 почтамтов, 553 отделения, из которых шесть являются передвижными, а 456 находятся в сельской местности.

Около 3,5 тысяч жителей Рязанской области являются почтовыми работниками, из которых 1 600 — почтальоны. Перевозку почтовой корреспонденции осуществляют 112 автомашин, общая протяженность почтовых маршрутов составляет 14 078 километров.

И начинается путь посылки или письма до адресата с вокзала Рязань-2, где находится сортировочный узел. Туда приезжают большие контейнеры с пластиковыми коробками, каждая из которых уже промаркирована конкретным отделением, а все благодаря индексу. Рано утром с вокзала почта развозится по отделениям.

Пока мы просыпаемся и завтракаем, машина подвозит наши посылки и письма к одному из двух приемных окон главного отделения почтовой связи Рязани. Коробки грузятся на небольшой транспортер в окне, где сотрудники их принимают. К тому моменту, когда офисные клерки лишь садятся в маршрутки или автомобили, вся корреспонденция уже принята.

посылки прибывают в отделение.jpg

Начинается сортировка: из больших белых пакетов, напоминающих картофельные мешки, достаются бандероли и посылки. Мой наметанный глаз различил четыре больших мешка с заказами из интернет-магазинов. По словам начальника отделения почтовой связи Рязань-центр Ольги Давыдовой, бум интернет-продаж начался год назад, поначалу бывали небольшие всплески, сейчас же таких посылок очень много. Специалисты признаются, что не знают, как бы справлялись с таким завалом без сортировочного центра.

посылки, международная корреспонденция.jpg

— У нас не очень спальный район, а вы представьте Московский или Дашково-Песочню. У нас по двести-триста мелких пакетов приходит, а там в разы больше. Писать все вручную по старинке нереально, мы бы сутками только обрабатывали. Благодаря автоматизации процесса к 11 часам оператор отдает все в доставку, и почтальон идет с сегодняшней почтой, — рассказала Ольга Давыдова.

Но сначала всю полученную корреспонденцию необходимо «забить» в компьютер. Сегодня любой желающий может отследить путь своей посылки, а все потому, что на каждом этапе почта обрабатывается. Выглядит это так: хрупкая девушка сидит за компьютером и считывает код с конвертов с помощью машинки, похожей на ту, что в супермаркетах пробивает продукты.

принятая почта вбивается в базу данных.jpg

Затем другая сотрудница почты берет письма и сортирует их по участкам. Для каждого есть своя ниша в стеллаже, почтальону потом надо будет лишь подойти и забрать почту для подшефной территории.

сортировка писем по участкам.jpg

Также свое место есть и у посылок.

— У нас пошло складское хранение, то есть посылки привязаны к полкам. То есть клиент приходит, мы вводим, допустим, Петров, и видим, что почтовое отправление лежит на пятой полке. С внедрением автоматизации на почте стало комфортнее работать. Раньше были сортировочные цеха и все сортировалось вручную, сейчас же открываются центры, где роботы считывают индексы и все происходит автоматически, — сообщила Ольга Давыдова.

Ближе к полудню приезжают курьеры за оранжевыми мешками с пометкой EMS — эта почта доставляется прямо до квартиры адресата.

почта EMS.jpg

В обед приходят сотрудницы, которые собирают всю свежеполученную от рязанцев почту, сортируют и обрабатывают. Все письма «пропикиваются» и заносятся в компьютерную базу данных, а затем выходит накладная.

— Сейчас во многих организациях стоит почтовая программа, чтобы работать в автоматическом режиме. Перед тем, как принести корреспонденцию, они скидывают нам реестр, чтобы мы его не перебивали. Мы их файл обрабатываем в сортировочном узле и он автоматически входит к нам в программу, — рассказала об особенности обработки корреспонденции юрлиц Ольга Давыдова.

В зависимости от пункта направления конверты «летят» в разные контейнеры. Сейчас сотрудники сортируют на два направления: Рязань и Москва. Более детальное разделение не нужно – этим займутся в сортировочном центре.

готовый к отправке контейнер.jpg

Вся заказная почта складывается в желтый контейнер, обычная – в синие. Также девушкам предстоит «прокатать» на специальной машинке все конверты, которые пришли от организаций. Вместо марки на них ставится штамп с суммой, а деньги переводятся по безналичному расчету.

Помимо этого сотрудницы должны отштемпелевать все конверты, проставив на них дату приема в отделение. Для этого есть специальная машинка: сотрудница закидывает в нее письма по одному, конверт проходит под маленьким прессом, который ставит штамп. При мне пачка из десятка бумажных конвертов была обработана за считанные секунды. И это еще было в режиме «помедленнее, журналист снимает».

проштамповка писем.jpg

Толстые письма, которые не проходят через машинку, и военные весточки штампуются печатью, на которой указана дата и время.

Когда письма занесены в компьютерную базу и они с проставленной датой разобраны по контейнерам, к ним кладется накладная, и ящик увозится в сортировочный центр. Полученные от рязанцев конверты и коробки отправляются из главного почтамта на вокзал Рязань-2 четыре раза в день: утром, в обед, в 17:00 и в 21:00. Сортировка в центре идет автоматически, благодаря накладной, которую составили девушки на почте.

отправление посылок в сортировочный центр.jpg

Честно говоря, больше всего на почте поражает две вещи. Первое — объем посылок. Проведя в почтовом закулисье несколько часов даже не удивляешься тому, что в год рязанская почта принимает и доставляет около 20 млн простой и заказной корреспонденции, более 450 тысяч посылок, более 400 тыс. денежных переводов, принимается 3,5 млн. квитанций по оплате коммунальных и прочих платежей. Через почтовую сеть рязанской области доставляется по подписке и продается в розницу 500 наименований печатных изданий.

Второе, что удивляет, — огромное количество бумаг, с которыми сотрудницы имеют дело. Сейчас накладные и извещения печатаются, а раньше все заполнялось от руки. При одной мысли об этом болезненно сводит мышцы кисти.

накладные старого и нового образца.jpg

— Десять лет назад почта у нас точно так же приходила машинами, но накладные, которые все писались девочками от руки, и почта обрабатывалась вручную. То есть, если клиент приходил и говорил, что мне прислали посылку, то приходилось в кладовой искать. Сейчас же, даже если человек приходит без извещения, мы можем набрать его фамилию и посмотреть всю входящую почту. Сейчас обработка пошла быстрее, потому что все заказные письма со штрих-кодом, который вводится автоматически в машину. Мы можем проследить, и обработка пошла намного быстрее и эффективнее, — рассказала Ольга Давыдова.

Нельзя сходить на почту и не спросить сотрудников компании о конфликтных ситуациях. Начальник главного рязанского отделения почтовой связи признается, что у них обстановка накаляется не часто.

— Иногда посылка повреждается при обработке на сортировочных узлах. В основном это касается зарубежных посылок, так как там коробки не самого высокого качества. Но все проблемы решаются: клиенту возмещается за потерю вложений. В этом случае мы составляем акты, ведь почта несет ответственность за посылку. Если мы приняли почтовое отправление в целостности, мы должны его доставить в целостности, — рассказала Ольга Давыдова.

операционный зал.jpg

Обычно мы жалуемся на то, что посылка пришла поврежденная, но с этим уже все ясно, или на долгие сроки доставки. Как раз перед написанием статьи я отправила в Вологодскую область письмо первым классом, оно дошло за шесть дней. Так что редакционный эксперимент можно считать пройденным.

— Я думаю, все уже поняли, что почта сильно изменилась. В современной жизни надо приспосабливаться, — отметила Ольга Давыдова.

Приятно удивлялась Кристина Феофанова

Больше фото ЗДЕСЬ


Редакция Рязанского делового портала YA62.ru поздравляет сотрудников Почты России с профессиональным праздником!

Возврат к списку

Архив новостей