Пробок нет
25 ноября 2014 12:15
5704

Стартосфера. Максим и шоколадная фабрика

Стартосфера. Максим и шоколадная фабрика

Любите ли вы шоколад так, как любит его один молодой предприниматель, решивший пойти на рискованный шаг и открыть в самом сердце Рязани шоколадную мини-фабрику? Любите ли вы шоколад настолько, чтобы поверить, что даже горький может быть вкусным? Готовы ли вы воочию наблюдать за шоколадными экспериментами? Максим Гордеев несколько лет шел к тому, чтобы угостить рязанцев свежим шоколадом ручной работы. 10 ноября 2014 года он открыл свою шоколадную фабрику ChocoTime на Введенской, 80.


Долгое начало


Прежде, чем заняться своим бизнесом, Максим семь лет проработал в банке и осуществлял финансовый анализ рязанских предприятий по заявлению компании на кредит, лелея где-то глубоко в душе надежду, что когда-нибудь наступит тот день, когда и он тоже сможет открыть дело. Идеи приходили одна за другой, но чтобы остановиться на какой-либо, не доставало возможностей и опыта.

Совмещать приятное с полезным однажды стало решительно невозможно и настало время выбирать, в каком же бизнесе можно реализовать себя. Найти неподнятую целину в предпринимательском деле сегодня гораздо сложнее, чем 10 лет назад, а потому пришлось применить весь свой творческий потенциал.

— Варианта было два: либо начать дело, на которое сейчас есть большой спрос, и постараться выжить в условиях жесткой конкуренции, возможно, за счет создания некой «фишечки», — рассказывает Максим Гордеев. — Либо занять новую нишу, которая, по всеобщему мнению, необходима. Мой друг, который работал тогда на саратовской шоколадной фабрике, предложил интересную идею — открыть свою, массового производства.

Что такое фотоаппарат? Способ передать в будущее какие-то воспоминания. Что такое машина? Способ передвижения. Шоколад — это инструмент, который помогает людям испытывать положительные эмоции.

Однако Максим настоял на другом варианте. Он подумал: в шоколадных державах вроде Бельгии, Франции и Швейцарии, куда туристы со всего мира ездят в том числе и для того, чтобы попробовать знаменитый шоколад ручной работы, посетители подобных заведений могут воочию наблюдать процесс приготовления сладостей. Так почему бы не дать и жителям городов России, не выезжая из страны, возможность увидеть столь увлекательный процесс и попробовать настоящий шоколад.


Шоколадная культура

Исторически так сложилось, что именно в ряде европейских стран появилась особая культура потребления шоколада. Это не просто конфетка к чаю, когда сахара нет под рукой. Это наслаждение посредством шоколада и ощущение положительных эмоций, которые данный продукт создает. Несмотря на то, что в России всегда будет большой спрос на шоколадные изделия массового производства, появились и те, кто готов платить гораздо большие деньги за совсем другой шоколад. Он создается вручную, по оригинальным рецептам из лучших какао-бобов.

— Прежде, чем начать свое дело, пришлось перерыть массу ресурсов в интернете, — вспоминает Максим. — Именно тогда я и наткнулся на сайт-форум-магазин, постоянные обитатели которого занимались тем, что консультировали организации маленьких кондитерских производств шоколада ручной работы. Несколько человек у меня вызвали живой интерес, и я связался с ними, обратившись за помощью.

Однако это все лирика. Серьезный бизнес начинается с бизнес-плана. Необходимо было просчитать себестоимость дела, для того, чтобы понять, сколько необходимо вложить денег в это вкусное производство.

Первоначального капитала у меня не было, зато были варианты обращения в банк, чтобы взять кредит на бизнес. Пришлось писать бизнес-план со всеми перспективами развития. Это было сделано в первую очередь для себя, чтобы самому понять, насколько выгодное и нужное дело я затеваю. Этот бизнес-план я показал своим хорошим знакомым, которые решили, что шоколадная мини фабрика того стоит. Сейчас они мои партнеры, которые предоставляют финансирование, а я реализую идею.

Несмотря на то, что в России всегда будет большой спрос на шоколадные изделия массового производства, появились и те, кто готов платить гораздо большие деньги за совсем другой шоколад.

Разный бизнес требует разного объема финансирования. Маленькая фабрика — небольшой капитал. Это не сотни миллионов и неподъемные деньги. Максим Гордеев изначально себе представлял сумму в 5-7 миллионов, и сейчас все идет по графику.


Четыре цвета шоколада

Когда финансовые вопросы были более-менее решены, настала очередь приятных хлопот: поиск поставщиков сырья и оборудования, а также разработка дизайна помещения кафе и фабрики и подходящее месторасположение.

Поскольку маленькие кондитерские фабрики могут себе позволит производить шоколад из сырья сегмента «гурмэ», подобные затраты того стоят, а потому на бобах Максим решил не экономить.

Улица Введенская была выбрана не случайно. Это не просто сердце города, но еще и весьма престижный бизнес-центр. Люди, живущие поблизости — обеспеченные. Это вовсе не говорит о том, что рязанцы, у которых средний достаток не смогут позволить себе шоколад, который изготавливается в ChocoTime. Скорее делает акцент, что основная аудитория — потребители товаров премиум-класса.

Что же касается дизайна, то, как выразился Максим, прекрасное он видит в простоте.

— Я ездил по странам и меня больше привлекал не процесс создания шоколада, а атмосфера тех небольших фабрик, магазинчиков, в которых его производили. Наш интерьер, который был выбран, как раз строился на основе того, что я видел, и что мне понравилось. Мне не хотелось декорировать стены сплошным шоколадом или золотыми вензелями. Душа просила чего-то более естественного. У какао-бобов есть четыре основных цвета, которые они меняют пока цветут и созревают — это зеленый, желтый, оранжевый и коричневый . Именно их мы и решили использовать для создания стиля магазина, только оранжевый заменили на более спокойный, белый, а желтый исключили.

дизайн.jpg


Содержание, а не форма


Сотрудники нового шоколадного магазинчика набирались преимущественно через социальную сеть «ВКонтакте», однако собеседование у Максима пройти было не так уж легко. У шоколада есть своя философия, и консультанты в продажах шоколада — это в первую очередь друг клиента и его помощник. Согласитесь, неприятно приходить в магазин, когда продавец ничего о своем товаре не знает. Консультанты ChocoTime осведомлены в вопросах шоколада лучше своего работодателя, а потому им не нужно будет после каждого вопроса клиента стучать в стекло к шоколатье, чтобы уточнить состав той или иной конфеты.

— Главный критерий по подбору персонала — ответ на вопрос «почему?», — продолжает бизнесмен. — Мне не важно было образование, будь ты хоть химик или физик-ядерщик, главное, чтобы на шоколад горели глаза. Обучать моих шоколатье приезжал заслуженный мастер своего дела Владимир Терентьев. Он с 14 лет в кулинарии, в прошлом году попал в двадцатку сильнейших кондитеров мира. С ним я тоже познакомился через интернет и попросил помочь провести мастер-класс для будущих сотрудников. На удивление он охотно согласился приехать и вдохновить шоколатье на творчество.

Когда ты берешь конфету или отламываешь кусочек шоколадной плитки, ты хочешь сравнить свои ожидания определенного вкуса с ощущениями. А когда берешь фигурку, то цель распробовать вкус шоколада уже отходит на второй план.

По мнению Максима, шоколад должен быть вкусным и оригинальным, не таким как везде. Это не коробка конфет «ассорти», это действительно эксклюзивные вкусовые сочетания, которые могут быть ограничены только фантазией и талантом шоколатье.

Конфеты со вкусом манго и маракуйи, мохито, с оттенками розмарина, мяты и базилика и другие оригинальные вкусы, но есть конфеты и для любителей традиционных конфет – с кокосом, с лесными ягодами и другие. Как оказалось, создавать шоколад не так уж сложно, главное — попасть в сочетание вкусов и сделать так, чтобы начинка не заглушала вкуса какао-бобов и наоборот.

При всей любви к оригинальности, ChocoTime отказалась от направления шоколадных фигурок. Здесь будут производиться только плиточный шоколад, фрукты в шоколаде и мармелад. Порядка 20-30 видов конфет и много-много шоколада.

Когда ты берешь конфету или отламываешь кусочек шоколадной плитки, ты хочешь сравнить свои ожидания определенного вкуса с ощущениями. А когда берешь фигурку, то цель распробовать вкус шоколада уже отходит на второй план.


Всё в шоколаде

У любого бизнеса есть момент, когда по истечению какого-то срока работы дело «выходит в ноль», то есть полностью окупается и начинает приносить прибыль. Если верить бизнес-плану Максима Гордеева, то ChocoTime надеется отбить все затраты в течение 2-3 лет. Шоколад — это сезонный бизнес. Зима и весна — прибыльные времена года, потому что много праздников. А вот летом есть шоколад не только не эстетично, но и не практично, а потому у автора мини-фабрики уже появилась идея замещать шоколад в жаркие месяцы другими сладостями: мороженым и фруктами в шоколаде.

Максим Гордеев.jpg

После того, как совладельцы ChocoTime вложили деньги, сняли помещение, закупили оборудование, наняли персонал и запустили производство, наступает самый сложный и дорогостоящий процесс — процесс «раскрутки». 

Как с наименьшими затратами сделать наш шоколадный магазинчик узнаваемым? Все люди ходят по торговым центрам, отсюда появилась идея открыть точку в «Виктории Плазе», так как трафик торгового центра в месяц составляет порядка 600 тысяч человек. А вот о наружной рекламе речи пока не идет.

— Времена меняются, и формат наружной рекламы, как мне кажется, отходит на второй план. Биллборд в центре города — это, конечно, классно, но мне трудно оценить, какая от него идет в итоге отдача. Сейчас люди куда сильнее доверяют «сарафанному радио», именно поэтому основной упор я буду делать пока что на распространение информации в «Контакте» и «Инстаграмме». А самая хорошая реклама — это рекомендация. И мой друг маркетолог говорит с воодушевлением, что нужен действительно крутой продукт, чтобы заставить общественность добровольно о нем заговорить.

Стоит открыть тайну, что у Максима Гордеева все-таки есть идеи продолжить открытие магазинчиков и в других торговых центрах, но пока в этом нет необходимости. По его мнению, если сейчас начать огульно это делать, то уровень затрат будет не оправдан и риски не окупятся.

Говоря о долгосрочных перспективах, Максим не хочет зацикливаться на стратегии одного города, и планирует, если все хорошо пойдет, выйти в другие регионы и создать бренд ChocoTime, который будет открывать франшизы в городах России.

— Всегда есть риск, что что-то пойдет не так, что какие-то пункты бизнес-плана окажутся неудачными: может быть я место для магазина выбрал не то, или сарафанное радио сработает не так, как я планировал, или может быть люди в период кризиса задумаются о чем-то серьезном и перестанут есть шоколад. Но пока что все идет по плану. Москва не сразу строилась.

шоколад.jpg


P. S. о шоколаде...

Настоящий шоколад должен блестеть, хрустеть и не таять в руках.

Вред шоколада — это миф. Вредны добавки, которыми его пичкают. Настоящий темный шоколад — это перетертый какао-боб с тростниковым сахаром и все. В молочный добавляют молоко. Ничто из вышеперечисленного не вредно для здоровья.

Что такое фотоаппарат? Способ передать в будущее какие-то воспоминания. Что такое машина? Способ передвижения. Шоколад — это инструмент, который помогает людям испытывать положительные эмоции.

Угощалась Дарья Копосова

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт