26 сентября 2014, 13:15 1899

Меньше метра — больше смысла

Меньше метра — больше смысла

Когда идешь смотреть короткометражное кино, каждый раз не веришь, что за какие-то 10 минут, а то и меньше, режиссер сможет рассказать целую историю, наполненную глубоким смыслом, которого порой не бывает и двухчасовых лентах. Но раз за разом убеждаешься в том, что краткость все-таки сестра таланта, если талант в художнике действительно есть. 

В четверг, 25 сентября, в Рязани, как и в еще 30 городах России, стартовала неделя Манхэттенского фестиваля короткометражного кино. В нашем городе проект принимает кинотеатр «Дружба». Жаль только, что синий зал кинотеатра слишком большой для столь маленькой интеллектуальной аудитории нашего города.

С чем было связано такое небольшое число зрителей в первый день показа, сказать сложно. Может быть, потому что середина недели, может быть, потому что в «Дружбе» адски холодно, а может быть, потому что короткометражное кино априори не подразумевает в себе экшна, на который после трудового дня разве что и хватит сил. В зале было человек 20, но все они выполняли не только роль зрителей, но и критиков, и членов жюри. На входе сотрудники кинотеатра раздавали бланки, в которых были перечислены фильмы и актеры, номинанты на лучшую мужскую и женскую роль. Нам предстояло после просмотра всех 10 фильмов сделать свой выбор.

В этом вся суть Манхэттенского фестиваля. Зрительские голоса со всего мира отсылаются в штаб-квартиру Манхэттенского фестиваля в Нью-Йорке, где на финальном сеансе называют имя победителя. Обладатель гран-при фестиваля будет объявлен 6 октября 2014 года на сайте www.tourdefilm.ru и www.manhattanshort.com. А пока у зрителей планеты есть целая неделя, чтобы определиться с самой сильной картиной кинофестиваля.

Не хотела я судить, но мне все-таки выдали листок с названием фильмов, порекомендовав повнимательнее его заполнять, чтобы не пришлось ничего исправлять. Оказывается, в прошлом году порядка 20 испорченных бланков пришлось выбросить, не засчитав голоса, потому что некоторые «члены жюри» неверно поняли задачу и отметили несколько понравившихся работ. Нет. Победитель должен быть только один.

Стоит отметить, что такая традиция кинофестиваля существует с 1998 года, когда он стартовал на одной из улиц Манхэттена. Тогда директор фестиваля Николас Мейсон устроил показ короткометражных фильмов своих друзей, установив экран на свой грузовик. В 1998 году фестиваль перебрался в Union Square Park, где и проходит по сей день под открытым небом. Сейчас, спустя 16 лет, Манхэттенский фестиваль короткометражного кино объединяет более 250 тысяч зрителей из 300 городов мира. Россия в голосовании принимает участие с 2007 года.

«Оne World-One Week-One Festival» девиз Манхэттенского кинофестиваля. Главная цель — поиск талантов кинематографа, коих среди режиссеров и актеров короткометражек, признаться, много. Перед каждым фильмом на экране появлялась короткая вставка с приветственным словом режиссеров, которые надеялись, что их кино нам понравится. Могу смело сказать — их ожидания оправдались!

Каждый фильм из числа финалистов был маленьким шедевром, в котором был заключен целый мир, и даже сравнивать их было нельзя, потому что это все равно что выбирать, что вкуснее: мамин борщ или ее же яблочный пирог. Мне запомнились три основные темы кинофестиваля, отраженные в картинах — любовь, игра и жизнь. 

Но настоящим откровением, пожалуй, стал фильм американского режиссера Муна Молсона «Самые храбрые, самые смелые». Тема войны американскому кинематографу всегда была очень близка, и справлялись они с ней куда лучше, чем представители нашей киноиндустрии. В короткометражке была представлена картина другой стороны медали — жизнь матери солдата в ожидании возвращения сына. Спойлерить не буду, но когда пошли титры, мне захотелось встать и аплодировать на весь зал.

На фоне этой работы совершенно потерялось «Падение» норвежца Андерса Таулова, в котором мерой человеческой жизни стала месть за измену.

Нидерланды поймали волну современного темпа жизни и технологий, в очередной раз преподнеся истину Шекспира, что вся жизнь — игра, в новом свете. Погоня за счастьем была, есть и будет, просто сейчас даже зову сердца люди следуют через социальные сети и гаджеты. Важно помнить, что счастье может быть и рядом, а не в экране телефона.

Тема технологического будущего была раскрыта по-другому и в фильме «On/Off » Тьерри Лоренца из Франции. В центре 14-минутного кино открытый космос и машина, которая умеет чувствовать.

Самым светлым назову фильм «Платье из занавески» британки Бэкси Буш. Это короткая зарисовка, в которой без единого актера рассказана жизнь героини из поколения наших бабушек. О том, как они любили, были счастливы и просто жили. Улыбку вызвала фраза: «Когда Винс вернулся из армии... нет, мы никогда не занимались с ним любовью. Он подмигнул мне, и я сразу забеременела». Этот фильм — винтажная, узорчатая и почти ювелирная работа настоящей женщины.

После просмотра всех картин, я точно знала, где в бланке поставлю галочку. Но, признаться, быть членом жюри — не самая приятная работа. Теперь я понимаю, почему в прошлом году было так много испорченных бланков...

Плакала, смеялась, восхищалась и мерзла в зале «Дружбы» Дарья Копосова

Возврат к списку

Архив новостей
ПОДРОБНЫЙ ПРОГНОЗ
Пасмурно