03 сентября 2014, 12:41 4788

Идейный менеджмент. Деньги за остроумие

Идейный менеджмент. Деньги за остроумие

Все больше компаний опираются на идеи своих сотрудников и экономят благодаря этому ежегодно сотни миллионов евро. О том, как идейный менеджмент способствует развитию предприятий, и почему сотрудники не должны выдавать свои идеи, читайте в статье Карин Янкер, переведенной YA62.ru.

Это крошечное изменение принесло успех заводу Mercedes в Зиндельфингене. Механики Штефан Бланк и Фридхельм Шульц предложили делать три трехмиллиметровых утолщения в металле двери автомобиля для того, чтобы при склеивании деталей обеспечить неподвижность двери, пока не высохнет клей. Раньше для этого использовалась лазерная сварка, с помощью которой делался временный шов. С тех пор, как Штефан Бланк и Фридхельм Шульц предложили идею с утолщениями в металле, заводу больше не требуется дорогостоящая лазерная сварка. Изобретение обоих механиков было признано «Идеей года» на заводе Mercedes в Зиндельфингене и принесло им хорошую денежную премию.

Неприметные утолщения в металле – это пример успешного идейного менеджмента, который становится все более важным на многих предприятиях в последнее время. Идейный менеджмент – это область, в которой содержится потенциал развития предприятий. Раньше идейный менеджмент назывался «производственным рационализаторством» и был представлен на большинстве предприятий маленькими, чаще всего красного цвета, почтовыми ящиками, в которые сотрудники могли бросать листочки со своими рационализаторскими предложениями. Красный цвет ящиков должен был внушать, что их идеи очень важны. Правда, на самом деле проходило очень много времени, прежде чем предприятие реагировало на их предложения, и что-то предпринималось. А чаще всего предложения вообще не находили отклика.

Но с годами все изменилось: все больше предприятий осознают потенциал, который таится в головах их работников и может принести им прибыль. Компания Daimler, например, сэкономила в прошлом году, по некоторым данным, почти 75 миллионов евро благодаря изобретательности некоторых своих сотрудников. За это она наградила их премиями общей суммой в 20 миллионов евро. Большинство идей возникают у рабочих во время процессов производства.

Особенно успешен идейный менеджмент в настоящее время на средних предприятиях. Около 70% представителей средних классов возлагают большие надежды на идейный менеджмент. В соответствии с исследованием Немецкого института экономики производства на предприятиях с общим числом сотрудников менее 1000 человек, работники чаще вносят свои предложения, чем на более крупных предприятиях. На средних предприятиях сотрудники более активны.


Обратная связь мотивирует к участию

Для Фридхельма Шульца и Штефана Бланка, которые уже более 20 лет работают в команде в компании Daimler, это была не первая идея, принесшая успех. Для них всегда были важны мелочи. Их мастер, Уве Ротенбургер, рассказывает, что оба механика очень долго возились с этими утолщениями для автомобильных дверей. «У меня самого была хорошая идея, за которую меня потом наградили денежной премией. Это было уже давно, но мне до сих пор приятно об этом вспоминать, поэтому я всегда поддерживаю своих коллег, у которых возникают идеи и предложения, в частности предоставляю им необходимую свободу действий», — говорит Ротенбургер.

Очень важно, чтобы сотрудники активно участвовали в улучшении производства, условий работы, а также безопасности труда. «У них всегда должно быть чувство того, что их мысли очень ценны для предприятия», — говорит Кристоф Гуткнехт, руководитель отделения идейного менеджмента Немецкого института экономики производства. «Опросы начинающих работников показывают, что они очень хотят внести вклад в развитие своего предприятия», — сообщает Гуткнехт. Поэтому очень важно, чтобы сотрудники получали отклики на свои идеи и знали, полезны ли их предложения. Если их идеи отклоняют, работники должны обязательно знать, по какой причине.

«Все больше предприятий осознают потенциал, который таится в головах их работников и может принести им прибыль».

Если же идею принимают и осуществляют, работник получает денежное вознаграждение: самая большая премия, которая была выплачена в 2013 году, составила, по данным Немецкого института экономики производства, 266 000 евро. Но, конечно же, не все предложения так щедро вознаграждаются. В среднем каждый работник, чья идея была успешно применена, получил в прошлом году 84 евро в качестве премии.


Отождествление себя с предприятием

Для предприятий выгодно вкладывать деньги в идейный менеджмент. В прошлом году 120 компаний, участвовавших в исследовании Немецкого института экономики производства, сэкономили около 700 миллионов евро благодаря идеям своих сотрудников. Предприятия рассчитывают премии на основе соглашений с производственным советом: часто работники получают 10-25% от той суммы, которую компания сэкономила благодаря их идеям.

По словам Михаэля Штефана, профессора управления процессами технологических нововведений и разработкой новшеств Марбургского университета, речь идет не только об экономии. В 2013 году его институт совместно с университетом Касселя и торгово-промышленной палатой Гессена провел исследование идейного менеджмента, в котором приняли участие 800 предприятий.

«Помимо снижения расходов и повышения качества идейный менеджмент также может способствовать повышению удовлетворенности работников и отождествлению их с предприятием», — говорит Штефан. Возможность содействия мотивирует сотрудников гораздо сильнее, нежели премии. «При оценке идей многие фирмы, прежде всего, руководствуются производственно-экономическими целями. Судьбу предложений работников они решают, в первую очередь, в зависимости от прогнозируемой суммы, которую можно на этом сэкономить. 

По мнению Гуткнехта, система вознаграждения требует небольшого преобразования. «Очень важно, чтобы работники получали премию также за идеи, которые не приносят значительных изменений предприятию. За это должны выплачиваться так называемые «поощрительные премии». Такие премии вычисляются, исходя из важности преобразования, а не из того, сколько фирма на этом сэкономила. За предложение поставить на производстве грузоподъемное устройство на определенном месте, чтобы рабочие не надрывали спину, полагается, например, вознаграждение в 200 евро. За предложения, которые способствуют безопасности труда и защищают рабочих от несчастных случаев, предусмотрена премия в 100 евро. 

Такие идеи не экономят предприятию деньги, но зато заботятся о безопасности и удовлетворенности работников. Разумеется, предприятие и так должно заботиться о здоровье и благополучии своих сотрудников, но таким образом работники лишний раз поддерживают своего работодателя в его обязанности соблюдать интересы работника.


Введение должности независимого идейного менеджера приносит пользу

Потребность в совершенствовании Гуткнехт видит в активном участии работников. Согласно исследованию Немецкого института экономики производства, в 2013 году самое большое количество предложений (780 идей на 100 сотрудников) пришлось на металлообрабатывающие предприятия. В то время как в банковской и страховой сферах было внесено лишь 19 предложений на 100 сотрудников. Чтобы мотивировать работников, эксперты предлагают организовать рабочие группы по различным темам.

Там, где идейный менеджмент нашел признание, также еще важно тщательно проверять предложения и как можно быстрее претворять в жизнь наиболее удачные из них.

В действительности, с момента подачи предложения до момента его осуществления проходит в среднем 79 дней. По мнению экспертов, это слишком долго. И сама процедура проходит не лучшим образом. На многих предприятиях сотрудники могут внести свои предложения в специальный формуляр в локальной сети предприятия, который потом отправляется начальству. «С нашей точки зрения, это будет приносить пользу, если на предприятии есть независимый идейный менеджер, иначе многие идеи могут провалиться на этапе их рассмотрения начальством», — говорит Михаэль Штефан.

Начальник может рассматривать своего подчиненного в качестве конкурента и препятствовать продвижению его идеи. Штефан советует: «Если это возможно, я бы как рабочий попытался обойти своего непосредственного начальника и передать свою идею сразу в соответствующую инстанцию».

Перевод YA62.ru

Возврат к списку

Архив новостей