4 балла
26 октября 2022 13:23
53733

Добро пожаловать в ад. Рязанцы спустились в городские бомбоубежища

Добро пожаловать в ад. Рязанцы спустились в городские бомбоубежища

…Гермодвери сорваны с петель. Под ногами – кладбище противогазов с вывернутыми наизнанку фильтрами и разбитыми стеклами, они смотрят мертвыми глазницами в обгоревший потолок. На стенах изъеденные плесенью плакаты гражданской обороны: правила поведения при ядерном взрыве. Вентиляционная комната заграблена до фундамента, из угла свисает насквозь проржавевшая труба с рычагом – на нем надпись красной краской: «чистый воздух». Звучит смешно.

Найти в Рязани бомбоубежище не так-то просто. Говорят, кто знает – тот знает, а если не знаешь, значит ты – допустимая потеря. Но автор YouTube-канала HistoryTV Денис Мурушкин согласился спуститься под землю с журналистами YA62.ru, чтобы рассказать о своих находках советской эпохи. День мы провели в бомбоубежищах, которые сегодня – спойлер! – никого не спасут от ядерной атаки. А могли бы…


«21.12.12 – Я выживу!»

Ржавые трубы тянутся из земли вверх, перепрыгивают через дорогу и впиваются в здания бывшего Лампового завода. Мы подходим к пригорку, заросшему деревьями. Осенью здесь красиво, много «золота» и совсем нет людей. Урбанистический декаданс мертвого предприятия как нельзя лучше погружает в атмосферу свершившейся катастрофы.
Допустим, апокалипсис наступил.

Денис рассказывает, что в советское время строительство стратегических объектов в Рязани начиналось с бомбоубежища. В 50-60-е годы эта практика применялась и при возведении жилых домов, поэтому подвалы в «сталинках» отличаются особой крепостью.

– Идея строительства Лампового завода появилась еще в начале прошлого века, начиная с 1905 года, – рассказывает Денис Мурушкин историю предприятия. – Однако заложили его только в 1933 году. Я точно знаю, что на территории завода несколько бункеров, часть из них находится под зданиями. Предполагалось, что эти убежища должны спасти довольно много сотрудников завода. Но мы с вами посетим то, которое находится на улице. В общем-то, мы уже пришли.

Денис уверенным шагом пробирается сквозь осенние заросли, мы следуем за ним. А там, за деревьями, по самую крышу вросла в землю покосившаяся «избушка», на двери которой пугающая надпись: «Убежище».

Фото 1 Вход в бомбоубежище.JPG

Несмотря на то, что дверь в бомбоубежище закрыта на замок, в стене избушки зияет огромная дыра, через которую мы и проникаем в бункер. На входе, прямо над головой, висит провод с лысым патроном без лампочки, на стенке еще живой выключатель.

Покрутить его? Денис говорит, что лучше не трогать, и спускается по замусоренным бетонным ступенькам отвесной лестницы. Там, внизу, валяются бесхозные ламповые телевизоры – призрак времени – а дальше начинается самое настоящее убежище.

 — Вот, здесь, должна была стоять гермодверь, которая защищает бункер от проникновения вредных веществ при ядерной или химической атаке, – рассказывает наш проводник, гуляя по стенам лучом фонаря. – Но ее спилили и, вероятно, сдали на металл.

Смотрите, прямо у нас над головой ржавый люк. Я сперва подумал, что это запасной эвакуационный выход. Но тогда на нем были бы ручки. Наверное, это все-таки резервуар для воды, которая использовалась при необходимости пожаротушения. Есть даже вентиль, к которому присоединялся шланг.

Фото 2 Вход в убежище.JPG

Проходим дальше. На стене с облупившейся зеленой краской покосившаяся вешалка. Трубы, выпуклые от ржавчины, тут и там утыканы вентилями. С потолка свисает проводка, а лампочка над дверным проемом – цела, не перегорела. И вообще, электрика здесь сохранилась явно лучше, чем мы предполагали. Возможно, помещения бункера как-то использовались арендаторами заводских площадей, а может быть, предприятие просто дольше обычного пыталось содержать бомбоубежище в порядке. Под землей сохранились даже кое-какие интерьеры.

– Вот это помещение похоже на штаб, есть даже стулья есть, и на вентиляционной трубе отверстие для установки фильтров, – объясняет Денис. – Стол, скорее всего, тоже того времени. Правда, сейчас здесь много и современных деталей: электронная сигарета, алкоголь, банка тушенки…

Фото 3 Зал заседаний.JPG

В этом бункере сохранилась даже сантехника в туалетах. И хотя выглядит это крайне пугающе, ощущение такое, будто совсем недавно санузлы еще работали. И дверь цела, и стрелочка на ней с надписью «Уборная».

– Это самовнушение или здесь правда пахнет хлорной водой? – спрашиваю у спутников.
– Да, есть ощущение повышенной влажности в помещении, – отвечает Денис. – Но сейчас я покажу вам самое интересное…

Фото 4 Санузел.JPG

Мы идем дальше, рисуем на стенах светом фонарей. В окружении труб на одной из стен видим ободряющую надпись: «21.12.12 – Я выживу!». Кто-то спасался здесь от приближающегося конца света.

Интересно, у него получилось?

Фото 5 Я выживу.JPG

– Здесь практически полностью сохранилась фильтровая комната со всеми установками и проводкой, – наш проводник делает свет фонаря мощнее. – Смотрите: первичная очистка, вторичная, судя по всему, должно было стоять четыре фильтровых установки. Для смены фильтра, часть установки извлекалась и отработанный уголь утилизировался, на его место засыпался новый такой же, либо с более мощной силой очистки. И работа продолжалась без остановки.

Фильтровые установки почти в человеческий рост стоят вдоль стены. Над ними – электрощитки с инструкцией к применению. Мощность – 220 вольт, классика. На стене панель с двумя кнопками – красной и белой. Руки так и чешутся, чтобы нажать.

– Что будет?

– Как загудит! Как начнет фильтровать воздух! – смеется Денис.

Он шутит. Здесь уже никогда ничего не будет фильтровать.

Мы проходим насквозь длинную, раздетую от мебели комнату бункера, и здесь становится понятно, что потолок не плоский, а немного закругленный по краям. Помещение похоже на буханку бородинского.

– Инженеры рассчитали, что так архитектура бункера будет меньше подвержена деформации при бомбардировке, – объясняет Денис. – То же самое мы наблюдаем и когда находим сохранившиеся гермодвери. Смотрите, мы пришли ко второму эвакуационному выходу из бункера.

Луч фонарика ползает по совершенно целой герметично закрытой двери, выкрашенной зеленой краской. Теперь и мы знаем, как она выглядит. Вогнутая внутрь, закрытая на четыре ключа, неподъемная махина преграждает путь наверх. Денис удивляется, что ее до сих пор не распилили и не сдали на металл.

Фото 6 Гермодверь.JPG

– Подобные бомбоубежища в советское время были под каждый предприятием, – говорит Денис, когда мы выбираемся на поверхность. – Сейчас многие из них либо совсем заброшены, либо приспособлены под склады магазинов.

– А если, гипотетически, внезапно начнется бомбардировка, эти убежища смогут спасти?

– Нет. Это как с автомобилем, который годами ржавеет во дворе. У него спущены колеса, разбиты окна… Ездить он не сможет, но автомобилем все же остается. Так и здесь. Бункер остается бункером, но функцию свою уже не выполняет. От чего такое бомбоубежище может спасти? Ну, разве что, от летнего зноя.

Фото 7 Помещение бункера.JPG


Кладбище противогазов

…Зубастая дырка в заборе, арматурина цепляет рюкзак, мешая пролезть на территорию стройки, под ногами – гнилые доски с гвоздями и выпотрошенный промышленный утеплитель. Московское шоссе – вот, рукой подать, даже видно и слышно, как несутся по нему машины. А в двух шагах от дороги раскинулось внушительных размеров бомбоубежище. И мы спускаемся в него по парадной лестнице…

Бункер на территории бывшей Кинокопировальной фабрики был построен в 60-е годы прошлого столетия. Производство входило в тройку лучших в Европе и в СССР. Денис Мурушкин рассказывает, что на фабрике работали не только с отечественным продуктом, но и с голливудским кино.

Когда предприятие закрылось, разорилось и было разрушено, на его месте стали строить высотные жилые дома. И ходили даже слухи, будто бомбоубежище Кинокопировальной фабрики залили цементом и оно прекратило свое существование. Но это не так.

Фото 8 Спуск в бункер на Кинокопировальной фабрике.JPG

На входе в бункер – всё как и в предыдущем: два проема, в которых когда-то располагались гермодвери, вентиляционная шахта, остатки советского ремонта с облупившейся зеленой краской.

Но есть здесь и свои пугающие особенности интерьера. Например, километры рваной кинопленки, которая разбросана и внутри бомбоубежища, и на территории снаружи. Но еще более жутко выглядят раскуроченные противогазы, раскиданные ровным слоем по всем помещениям. Это настоящее кладбище противогазов.

– Помните? Команда «Газы!», все надевают противогазы, и «слоники» бегут, – Денис поднимает один противогаз с «хоботом» с пола, направляя на него луч фонаря. – Это средство защиты необходимо человеку в случае ядерной или любой химической, газовой атаке. У самого противогаза срока годности нет. Но вот фильтры выходят со временем из строя. Они являются расходным материалом, и в случае необходимости заменяются на новые.

В убежище Кинокопировальной фабрики на стенах еще остались советские плакаты о правилах поведения при ядерной атаке. На каких-то можно не только разглядеть картинки, но и прочитать текст.

– Как-то мы в одном заброшенном коровнике нашли правила, как доить корову в период гражданской обороны, – вспоминает наш проводник. – В советское время люди действительно были готовы ко всему.

На полу комнаты, которая, судя по мощной вытяжке и разбросанным мензуркам, когда-то была лабораторией, мы находим промокшие документы и журналы, брошюры с очередными правилами выживания.

Фото 9 Брошюры на полу бункера.JPG

В фильтровой комнате нет никакого оборудования. Только пол усыпан кучками гранулированного угля.

– В прошлый раз, когда мы сюда спускались, здесь еще стояли емкости для фильтрации воздуха, – вспоминает Денис. – Но, видимо, сюда до сих пор приходят за металлом, и фильтры тоже забрали. А этот уголь – как раз и есть тот самый элемент, с помощью которого воздух очищался. Его высыпали, чтобы не тащить тяжесть наверх.

–  Каким образом происходит фильтрация воздуха, если он забирается снаружи, где произошло заражение?

– Наверху, на земле, стоит такой «грибок» – труба, которая забирает воздух, под ней – «улитка» – там находится установка, она крутится, нагнетая воздух. Не важно, какой воздух – плохой или хороший – он по трубе загоняется в фильтровую, и там проходит несколько степеней очистки. Зараженный воздух гоняется по фильтрам до тех пор, пока дежурный не будет на 100 процентов убежден, что им можно дышать в бункере.

Фото 10 Противогаз.JPG

Убежище бывшей Кинокопировальной фабрики оказалось значительно беднее на интерьеры. Денис говорит, что виной тому относительная доступность бункера, а также близость строительных площадок – люди уносят весь металл, который плохо лежит.
Мы проходим бункер насквозь, и поднимаемся на поверхность через другой выход – в нем нет гермодвери. Недалеко от лестницы валяется бесхозный фильтр от противогаза. Наш собеседник берет его и подробно объясняет, как он устроен.

Но меня больше интересует другой вопрос: если советские бомбоубежища находятся в таком состоянии, то куда бежать горожанам, чтобы хотя бы попытаться спастись от угрозы?

– Ближайшее и самое доступное место, куда можно спрятаться – подвалы жилых домов. Особенно хорошо оснащены убежищами дома, которые были построены в 50-60-е годы прошлого века, фундамент у них практически непробиваемый. Они и строили в расчете на оборону. Такие дома точно есть на Шлаковом и в Приокском.

В целом же, любой подвал может стать убежищем, особенно, если перед эвакуацией взять с собой еду и вещи первой необходимости.

Фото 11 Запасной вход в бункер.JPG


Что говорит МЧС

Мы обратились в ГУ МЧС по Рязанской области с вопросами о действиях граждан в случае опасности. Вот, что нам ответили.

1. Если случится страшное, то первое, что мы услышим, будет сигнал сирен и голос, который по громкоговорителю объявит: «Внимание всем!».

2. При этом необходимо включить телевизор или радио, и прослушать информацию о дальнейших действиях в чрезвычайной ситуации.

3. По сигналу «Воздушная тревога» нужно:

— отключить свет, газ, воду, отопительные приборы;

— взять документы;

— плотно закрыть окна;

— пройти в ближайшее укрытие.

Казалось бы, все просто. Вот только большинство рязанцев понятия не имеют, где находится это самое «ближайшее защищенное укрытие», так как, согласно ответу МЧС, расположение бункеров является государственной тайной. Выходит, если вы не знаете местонахождение бомбоубежища, значит, вы и впрямь «допустимая потеря». Прощайте.

Но! Еще не все потеряно. Любой собственник жилья в многоквартирном доме имеет право получить доступ к подвальному помещению, если его действия не нарушают прав других собственников. Так что, можете смело уточнять в ТСЖ или в своей управляющей компании, где находится ваш подвал, и как в него попасть в случае ЧП.

В целом же, вопрос эвакуации населения относится к полномочиям правительства Рязанской области и, если мы говорим о Рязани, к полномочиям администрации города. Этим органам также можно и нужно задавать вопросы о вашей безопасности в случае потенциальной угрозы.

Большой фоторепортаж доступен по ссылке.

Текст Дарьи Копосовой

Фото и видео Марии Илларионовой

За помощь в подготовке материала благодарим автора YouTube-канала HistoryTV Дениса Мурушкина

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт