«Данные клиентов — это новая нефть»
Директор филиала ИК «Фридом Финанс» в Рязани Сергей Балановский — о том, как компания справляется с трудностями, о прогнозах и развитии экосистемы.
— Под единым брендом «Фридом Финанс» в России сейчас представлены брокер и банк. Зачем инвесткомпания нужна банку, а банк брокеру?
— Узкоспециализированные игроки неизбежно проигрывают экосистемам. Любой клиент заинтересован получать максимум услуг в «одном окне». На государственном уровне сейчас активно внедряют МФЦ, в которых посетитель может оформить пособие на ребенка, получить справку из кадастрового реестра и подать документы на загранпаспорт в режиме «единого окна».
В инвестиционном бизнесе такой подход к обслуживанию клиентов особенно важен. Невозможно построить устойчивую розничную брокерскую бизнес-модель без банка. Если раньше у инвесткомпаний был НРД, который обслуживал их как банк и неплохо справлялся, то сейчас он этой функции лишился. В связи с этим роль банков в брокерском бизнесе будет усиливаться.
Уже сегодня мы можем видеть, как компании из разных либо смежных сфер, объединившись в экосистему, отлично взаимодействуют и дополняют друг друга. Например, для банка важно присутствие в автосалонах, стоматологических клиниках и розничных магазинах. Но и второй стороне это выгодно: если клиенты не имеют возможности полностью оплатить товар или услугу прямо сейчас, то кредит или рассрочка — хорошее решение для всех. В результате продажи увеличиваются у клиники, автосалона и магазина. Банк привлекает новых клиентов и наращивает кредитный портфель. А потребитель получает товар или услугу именно тогда, когда они ему необходимы. В итоге от такого взаимодействия выигрывают все.
Я веду к тому, что развитие экосистем — стратегическая необходимость для тех, кто хочет и дальше расширять бизнес и наращивать рыночную долю.
— За счет чего получается такая синергия?
— Мы живем в информационный век. Кто владеет информацией — владеет миром. Можно сказать, что данные клиентов — это новая нефть. Эпоха классических брокеров и банков подходит к концу. Будущее — за теми, кто будет контролировать клиентский интерфейс и сможет предоставить клиенту бесшовную связку для разных финансовых продуктов. Если потребитель пользуется вашим интерфейсом, он будет пользоваться и вашими продуктами, и продуктами ваших партнеров. В идеале банковская карта в телефоне — это все, что нужно для доступа в единую экосистему, внутри которой можно приобретать финансовые и другие продукты.
— То есть приложение при развитии экосистемы — это самое главное?
— Можно сказать и так. Оно должно решать клиентскую задачу. Если это сделано нестандартным способом (например, с элементом геймификации) — вашим продуктом будут пользоваться.
Собирая данные о клиенте, его покупках, его предпочтениях, компания может предлагать потребителям то, что им нужнее и интереснее. Например, Яндекс легко зашел на рынок моментальных платежей (Яндекс. Деньги), начав принимать платежи в пользу интернет-магазинов, потому что у компании уже было приложение и огромная клиентская база.
— «Фридом Финанс» уже удалось сделать нечто подобное?
— Конечно, уже сегодня мы предоставляем клиенту комплексные услуги, чтобы он одновременно получал доступ к инструментам фондового рынка, а также различным банковским и прочим продуктам внутри нашей экосистемы.
Хотя интерес к биржевому рынку неуклонно растет, многие потенциальные розничные инвесторы без опыта участия в торгах испытывают страх — перед новым, непонятным. Чтобы помочь людям преодолеть этот психологический барьер, мы с коллегами из Банка «Фридом Финанс» разработали специальный финансовый продукт с инвестуклоном — мультивалютную карту с программой «Кэшбэк акциями». Суть нашего предложения проста: оплачивая каждый месяц обычные покупки на сумму от 25 тыс. рублей, клиент получает кэшбэк, но не просто рублями, милями или баллами, а акциями 15 крупных компаний: Роснефти, Сбербанка, Газпрома и т. д. Так человек постепенно приучается к биржевым продуктам, побеждает свои страхи и приобретает вкус и интерес к инвестированию.
— В последнем отчете Freedom Holding Corp., головного холдинга вашей компании, содержится сообщение о выделении российского бизнеса из состава международной группы. Почему было принято такое решение и каковы перспективы развития ИК и Банка «Фридом Финанс» вне FRHC?
— Очевидно, что при текущей рыночной и геополитической конъюнктуре это было разумное решение, принятое нашим руководством для защиты российских инвесторов.
В итоге, с одной стороны, у российской брокерской компании появится больше возможностей на родном рынке. С другой стороны, вложения в любые зарубежные активы для российского инвестора — это сейчас некий вызов, при котором неизбежно нужно использовать нероссийскую инфраструктуру, то есть нужно прибегать к услугам брокеров в дружественных странах. Эти компании будут делать независимый комплаенс и давать доступ к иностранных площадкам. Российских регуляторных проблем при этом не возникнет: Эльвира Набиуллина на ПМЭФ подтвердила, что возможность зачисления валюты от продажи иностранных ценных бумаг на счета зарубежных брокеров сохраняется, для этого не нужно запрашивать разрешение комиссии Минфина. Так что сейчас счет российского инвестора у иностранного брокера — это практически неизбежно.
При этом мы намерены активно развивать как брокерский, так и банковский бизнес внутри нашей страны, а также сегмент управления активами. Кроме того, вскоре в составе нового российского холдинга появится еще одно финансовое направление, сделка уже буквально «на столе», вскоре сможем рассказать подробнее.
Офис ИК «Фридом Финанс» в Рязани расположен по адресу: ул.Свободы д 24А
Тел.: +7 (4912) 77-62-62
Email: [email protected]
ООО ИК «Фридом Финанс» (ОГРН 1107746963785, 123112, Москва, 1-й Красногвардейский проезд, дом 15, офис 18.02). Лицензия № 045–13561–100000 на осуществление брокерской деятельности, срок действия лицензии не ограничен. Владение ценными бумагами и прочими финансовыми инструментами всегда сопряжено с рисками: стоимость ценных бумаг и прочих финансовых инструментов может как расти, так и падать.