5 баллов
14 сентября 2022 09:54
26430

Два года в плену. В Рязани женщина жила под замком, пока дочь делила ее квартиру

Два года в плену. В Рязани женщина жила под замком, пока дочь делила ее квартиру

«В 2018 году моя дочь и мои родные сестры заперли меня в квартире на 2 года и 6 месяцев. Раз в неделю, по четвергам, мне приносили еду, от которой меня клонило в сон. Два с половиной года я спала. Они приходили, делали ремонт, красили полы, травили тараканов, а меня не выпускали. Только окно разрешили открыть. Так я жила. У меня забрали документы, оформили опеку, получали мою пенсию. Сестра сказала: ты никогда не получишь ни документов, ни пенсии, оформим опеку, тебя в интернат для психов отправим, а квартиру твою продадим», – так рассказывает о своей жизни в плену родственников рязанская пенсионерка Елена Мастрюкова.

В прошлом году ей удалось вырваться из своей квартиры и обратиться к соседям за помощью. С этого дня началась ее борьба за спокойное существование. Однако сестры и дочь женщины не оставляют попыток отправить пенсионерку в государственную психушку, а ее квартиру продать.

Журналист YA62.ru выслушал историю рязанки и поговорил с соседями о произошедшем.

 

Рязанка Елена Мастрюкова живет в Приокском на улице Космонавтов в самой обычной типовой пятиэтажке без лифта. Квартирка у нее даже не однокомнатная – такие жилища называются «гостинками», потому что состоят из одной комнаты и коридора, в котором располагается все остальное: кухня, туалет, бытовая техника. У пенсионерки чисто, прибрано и пахнет туалетным мылом.

– Она вообще чистюля, – говорит соседка снизу Наталья. – Стиральную машинку купила самая первая из всего нашего дома. Всегда порядок у нее. Хоть вот в шкафы загляните, там будут ровные стопочки вещей.

Сама Елена тоже выглядит опрятно – в цветастом летнем платье и домашних тапочках. Она садится на кровать, поправляет подол и начинает свою историю.

Фото 1 Жительницу Рязани держали взаперти больше двух лет.JPG

– Родилась я в Выше, там при советской власти монастырь разогнали и сделали психбольницу, – говорит Елена Мастрюкова. – Вот мама моя в той больнице и работала. А домик наш неподалеку стоял. И было у меня две старших сестры. Они меня никогда не любили. И мама тоже больше среднюю дочь любила. А меня нет. Потому что я от них отличалась. Я закончила школу, и в 1979 году поехала в Рязань, мечтала учиться на повара. Но тогда год был перед Олимпиадой, и оказался большой конкурс на эту специальность везде, и мне отказали. Но я переждала и в 1981 году снова в Рязань поехала. Работать. Устроилась на Станкозавод в столовую посудомойкой. И недели не проработала, как меня начальница выгнала. Невзлюбила за что-то. И я устроилась в депо почтовым курьером. И проработала там 19 лет.

Фото 2 Свадебная фотография рязанки.JPG

Про замужество Елена говорит неохотно, хоть и упоминает, что вышла замуж в 1985 году, а через два года развелась, оставшись с грудным ребенком на руках. Жила она в общежитии с такими же молодыми девушками, как и она сама.

– Так они надо мной все время издевались, – вспоминает пенсионерка. – Помню, ребенок плакал, а я не знала, как управляться с ним еще. И они мне присоветовали: заверни девочку в целлофан, ей так теплее будет. Ну я и поверила. Так и сделала. А когда развернула – так у ребенка вся кожа взопрела. А потом еще случай был, девочки несколько платьев своих порезали, а сказали на меня. Вызвали врачей, и меня положили в больницу. А ребенка забрали в дом малютки.

По предположению соседки Натальи, у Елены действительно может быть какое-то ментальное отклонение в здоровье, однако ни в одной справке не указано, какое именно. В больницах женщину никогда не задерживали на длительный срок, а инвалидность то давали, то снимали. При этом болезнь не мешала Елене жить полноценной жизнью: ходить на работу, оплачивать счета, добиваться льгот и даже получить квартиру после обращения к самой Терешковой!

Фото 3 Детские фото рязанки.JPG

– Из дома малютки дочку забрала в Вышу моя мама, она же получала выплаты на ребенка и мое пособие по инвалидности, – вспоминает пенсионерка. – В общежитии мне было невозможно продолжать находиться, и я написала письмо в Москву Валентине Терешковой. Рассказала о том, в каком я осталась положении, без мужа с ребенком на руках, попросила выделить мне от государства собственную комнату. В Рязань даже комиссия приезжала, и в 1987 году я получила квартиру в Приокском, и с тех пор в ней проживаю.

Дочь она привезла в Рязань в 1992 году, когда от матери стали поступать жалобы, что ребенок отказывается ходить в школу, не учит уроки и вообще не слушается. Мать и дочь стали жить вдвоем, помогала им по хозяйству средняя сестра, к которой девочка очень привязалась. По словам Елены, именно со средней сестрой дочь сейчас общается довольно близко, а родную мать называет исключительно по имени.

– Квартира эта у нас с дочерью в собственности пополам, – показывает пенсионерка документы. – И, когда я умру, она дочери отойдет. В 2012 году родственники вдруг решили выставить эту квартиру на продажу. Но я не хотела никуда переезжать, и решила выкупить у дочери ее долю – отдала ей около 500 тысяч рублей. Как мне сказала потом сестра, на эти деньги моя дочь выучилась на юриста. Договоренность была на словах, никаких документов у меня нет. Но тогда меня действительно оставили в покое. Никто ко мне не захаживал. А в 2018 году я заболела – надорвалась, сдавая металл и стеклянные банки, – и обратилась к сестрам за помощью. Первое, о чем они меня спросили, – нет ли у меня еще денежных накоплений? Я спросила: откуда? Я инвалид, работы нет, подъезды мою и банки сдаю. Они меня отвезли в психушку. Но закрыть меня у них не получилось, потому что заведующая сказала, что на это нет оснований. И тогда старшая сказала: закрывать ее надо в комнате, нечего тут ходить по соседям. И они закрыли меня на 2 года 6 месяцев в моей собственной квартире.

Фото 4 Коридор в квартиру женщины.JPG

– Я 60 лет на свете живу, а такого еще не видывала, – рассказывает соседка. – В двери снаружи есть скважина, а изнутри – все заварено. То есть, если какой пожар или инфаркт, она даже выбежать из квартиры не сможет. И это при том, что телефон, паспорт, документы о работе и медицинские справки родственники у нее забрали.

Сама Елена Мастрюкова вспоминает, что во время ее «плена» одна из сестер приходила к ней раз в неделю по четвергам, давала еду, после которой женщину клонило в сон и она практически не просыпалась.

– Один раз мне кололи уколы якобы от глистов и давали пить сладкую воду, – вспоминает женщина. – А однажды сестра пришла, разозлилась, что в квартире завелись тараканы. И стала меня за ухо таскать, мол, ты чего их не ловишь? А в другой раз она увидела, что я не вымылась, взяла за волосы и потащила под холодную воду. Пригрозила, что, если я не буду мыться, она каждый раз будет мыть меня в ледяной воде. Потом они затеяли ремонт в квартире, потому что решили выставить ее на продажу. Потолок белили, обои клеили, полы красили – меня не выпускали. Только окошко разрешили открыть. И когда тараканов морили, тоже не выпускали. А когда покупатели приходили квартиру смотреть, меня на стульчик в угол сажали и говорили молчать.

В 2021 году Елене Мастрюковой удалось сбежать из плена. Она спустилась к соседке Наталье, с которой хорошо общалась до этого. Та вспоминает, что была поражена худобой и состоянием пенсионерки. Но из-за происшествия в доме разразился скандал, так как Елена не хотела возвращаться в квартиру. Сестры вызвали полицию и «скорую», но на защиту пенсионерки собрался почти весь дом, в то время как у родственников женщины из доказательств ее «невменяемости» была только устаревшая справка о лечении от 2019 года и это не могло являться поводом для госпитализации. Врачи не стали забирать пенсионерку.

– Когда все разъехались, родственницы Елены доспорились до того, что сказали ей, что она никогда не получит своих документов, пенсии, что ее признают сумасшедшей, упекут в приют, а квартиру продадут, – вспоминают соседи.

В итоге соседи же помогли пенсионерке починить дверь – залили клеем старый замок и врезали новый. Теперь ключи от квартиры есть только у ее владелицы. Потом помогли восстановить женщине паспорт, а уже с его помощью избавиться от опекунства и вернуть пенсию, которую все это время продолжала получать сестра женщины.

– Первую пенсию я получила в прошлом месяце, она составляет 15 500 рублей вместе с дополнительными выплатами, – рассказала Елена Мастрюкова. – Я сама хожу платить за коммуналку, сама хожу в магазин, ухаживаю за собой и обслуживаю себя сама. Мне не нужна опека, и тем более мне не нужно лечение в психушке. Я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали дожить в своей квартире.

Фото 5 Рязанка показывает что у нее дома прибрано.JPG

Однако родственники пенсионерки, вероятно, видят ситуацию иначе, поскольку уже подали заявление в суд с просьбой о проведении психиатрической экспертизы Елены Мастрюковой. Женщина предполагает, что они хотят таким образом добиться ее недееспособности, чтобы оформить опеку, упрятать в психушку и распорядиться ее квартирой. Она также считает, что назначенная в государственном медучреждении экспертиза может оказаться необъективной, так как одна из ее сестер сама врач и у нее есть связи. Женщина даже готова оплатить независимую экспертизу.

Узнать точку зрения родственников пенсионерки на сложившуюся ситуацию не удалось, так как у Елены Мастрюковой нет мобильного телефона и контактов сестер и дочери. Где они живут, женщина тоже не знает.

Несколько соседей подтвердили историю, рассказанную пенсионеркой. Также они единодушно отметили, что женщина дееспособная и самостоятельная, и если даже у нее есть какие-то болезни, связанные с психикой, то это никак не сказывается на ее жизни в обществе.

– У нас в подъезде чистота благодаря ей, полы моет, без дела не сидит, на улице не блудится, людей не путает, в магазин сама ходит, – отметили соседи.

Редакция YA62.ru обратилась в министерство социальной защиты Рязанской области, а также в прокуратуру с просьбой провести проверку по фактам, изложенным в материале. Мы считаем, что права Елены Мастрюковой были неоднократно нарушены в период с 2018 года и по настоящее время. А сейчас женщину могут и вовсе лишить жилья.

Напомним, ранее мы уже рассказывали о подобной ситуации, когда родственники лишили пенсионерку единственного жилья, оставив ее фактически на улице. Однако соседи помогли женщине устроиться в платный частный дом престарелых.

Текст и фото Дарьи Копосовой

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт