1 балл
16 апреля 2021 10:13
11400

Зарабатывайте сами. Главе рязанского минтранса надоело субсидировать УРТ

Зарабатывайте сами. Главе рязанского минтранса надоело субсидировать УРТ

Наверное, сложно представить себе государственную больницу, которая оказывает бесплатные услуги населению, но при этом полностью окупает свои расходы и зарабатывает деньги. Или муниципальный детский садик, который делает бизнес на воспитанниках в возрасте от трех до семи лет. Сложно представить. Но рязанские чиновники полны креатива и могут научить зарабатывать деньги любое муниципальное предприятие. 

Об этом, к примеру, заявил министр транспорта Рязанской области Вадим Решетник, посоветовав погрязшему в разрухе Управлению рязанского троллейбуса перестать тянуть деньги из бюджета и наконец получать прибыль самостоятельно. YA62.ru рассказывает, почему подобный совет — утопия и почему муниципальный транспорт не может, да и не должен быть прибыльным.


В среду, 14 апреля, в Рязани на площадке «Точки кипения» прошел отчет заместителя председателя правительства Рязанской области Евгения Беленецкого и министров подведомственного ему блока перед жителями региона. В том числе с докладом выступил министр транспорта и автомобильных дорог Вадим Решетник. Но наиболее интересным стало не само выступление, а ответы на вопросы, поступившие из зала. Среди присутствующих была представитель Управления рязанского троллейбуса Татьяна Иванова.

Она задала министру сразу два вопроса. Девушка рассказала, что в 2020 году предприятие в течение нескольких месяцев ожидало от правительства Рязанской области компенсацию за перевозку льготников — денег не было банально на ремонт подвижного состава, в том числе поэтому график общественного транспорта сбоил и в итоге страдали люди на остановках. Иванова поинтересовалась, не повторится ли ситуация вновь и как бы ее в будущем избежать. 

Второй вопрос касался затяжного ремонта моста на улице Ленина. Представительница УРТ уточнила, не предполагается ли компенсация предприятию за то, что уже год троллейбусные маршруты остановлены или изменены и управление теряет пассажиропоток, а вместе с ним и доходы.

Фото 1 Представитель УРТ задает вопрос министру транспорта Рязанской области.jpg

Ответ министра был весьма неожиданным:

— Стройка десятилетия — ремонт Лыбедского моста — это коллективный мозговой штурм, в котором участвовало и руководство УРТ. Именно УРТ играло первую скрипку, когда обсуждался вопрос с изменением маршрутов. С согласования с УРТ троллейбусы были заменены на автобусы, поэтому я не совсем понимаю, о какой недополученной прибыли для УРТ вы говорите. По поводу задержки денег. Субсидии от областного правительства — не единственный финансовый инструмент УРТ. Вы также зарабатываете деньги. Я неоднократно говорил, ставил задачи руководству УРТ — разработать краткосрочные и долгосрочные планы по выводу предприятия от этой зависимости. Вы самостоятельное предприятие, которое может себя обеспечить, но по какой-то причине вам стало удобно обвинять нас во всем. А это не так. По какой причине предложения министерства транспорта не реализуются — давайте спросим об этом у руководства УРТ. Приглашаю совместно это обсудить.

Фото 2 Министр транспорта Рязанской области Решетник.jpg

Иными словами, министр транспорта Рязанской области рекомендовал муниципальному предприятию начать самостоятельно зарабатывать и покрывать все свои расходы, не залезая в карман областного бюджета. Более того, по словам Решетника, министерство неоднократно предлагало варианты такого заработка, однако УРТ по какой-то причине их отвергало. О каких предложениях по зарабатыванию денег шла речь — министр не пояснил. Однако редакция YA62.ru направила в министерство транспорта официальный запрос с просьбой разъяснить ситуацию. Оперативного ответа получить не удалось.

Чтобы ответить на вопрос, может ли МУП «УРТ» зарабатывать деньги, журналист YA62.ru обратился к представителю «Городских проектов» и члену общественного совета при управлении транспорта Рязани Роману Антипову. Он рассказал, почему даже при самой удачной комплексной работе над реформированием общественного транспорта сложно сделать прибыльным МУП.

— Комментируя слова министра, хотелось бы начать с того, что очень странно требовать от УРТ самоокупаемости в то время, как администрация города руками управления транспорта старательно душит это предприятие, — объяснил Антипов. — Мы уже неоднократно обращали внимание на проблему задублированности маршрутов муниципального троллейбуса и автобуса маршрутками. Маршрутки паразитируют на пассажиропотоках, приводя к тому, что автобусы и троллейбусы ходят полупустыми. И город продолжает увеличивать дублирование маршрутов: в 2020 году появились новые маршрутки — №№30 и 46.

В то же время, отмечает представитель «Городских проектов», УРТ вынуждено обслуживать социальные маршруты, на которых ни один коммерсант работать не хочет. При этом администрация города не спешит с организацией выделенных полос, которые помогли бы увеличить эффективность работы общественного транспорта.

— Конечно, нельзя не отметить, что и УРТ могло бы работать получше: есть проблемы и со стабильностью выпуска на маршруты, и с «медленными» графиками, и с набором водителей. Но корень проблем лучше поискать в задублированной маршрутной сети, — уверен Антипов. — В 2022 году заканчиваются свидетельства на маршруты у части коммерческих перевозчиков. Власти могли бы воспользоваться этим и закрыть лишние маршрутки, чтобы дать импульс для развития УРТ.

Фото 3 Троллейбус в Рязани.JPG

Говоря о самоокупаемости, Роман Антипов отмечает, что есть общепринятая точка зрения, согласно которой хороший общественный транспорт редко бывает прибыльным. Коммерческим перевозчикам удается зарабатывать за счет оптимизации налогов, серого трудоустройства, экономии на подвижном составе, нарушений режима труда и отдыха, графиков движения и ПДД. Но требовать от МУПа зарабатывать теми же методами — как минимум странно.

— На этот вопрос лучше ответили бы экономисты, — комментирует представитель «Городских проектов». — МУП и сейчас ухитряется показывать нулевой убыток, но это достигается тотальной экономией на всем: сокращением ремонтного персонала, кондукторов, использованием старого подвижного состава, отсутствием вложений в развитие. Отдельно стоит отметить, что в 2020 году на работу общественного транспорта оказали влияние ограничения из-за ковида: пассажиропотоки снизились, а расходы на оплату труда, учитывая официальное оформление работников, сократились не так сильно. Ну и перекрытие Астраханского моста сократило пассажиропотоки на затронутых маршрутах.

Одним из способов реформирования системы общественного транспорта наш собеседник видит введение так называемых брутто-контрактов — когда муниципалитет покупает у перевозчиков количество необходимых часов работы за год. Предполагается, что такой подход избавляет перевозчиков от необходимости охотиться за пассажирами, потому что не важно, сколько человек ты перевезешь, — деньги все равно получишь.

— Переход на брутто-контракты снимает с перевозчика необходимость бороться за пассажиров, — объясняет Роман Антипов. — Перевозчик выполняет заказ на транспортную работу и получает фиксированную оплату. Если выручки с билетов недостаточно для платы за работу — разницу покрывает бюджет. Надеемся, рано или поздно мы придем к этому. Но такая реформа требует большой подготовки: пересмотра маршрутной сети в сторону минимального дублирования и использования техники большой вместимости, подготовки удобной системы тарифов с выгодными проездными и бесплатными пересадками, нужно заложить в бюджет необходимые средства. От того, насколько хорошо будет подготовлена реформа, зависит, станет ли система общественного транспорта самоокупаемой или будет требовать дотаций. А в нынешней системе УРТ будет вечно проигрывать конкуренцию и влачить жалкое существование.

Фото 4 Маршрутки в Рязани.JPG

Редакция YA62.ru уверена, что требовать самоокупаемости от общественного транспорта Рязани — неправильно. Особенно от того, который ходит по городу сейчас. Автобусы и троллейбусы должны существовать и финансироваться налогами, которые город собирает с граждан, потому что одна из самых главных ролей общественного транспорта — социальная.

А чтобы муниципальный транспорт привлекал пассажиров, он должен быть хорошей качественной альтернативой личному автомобилю — недорогой, комфортный, быстрый. И лучше бы город вкладывал большие деньги в развитие современного общественного транспорта, закупку новых троллейбусов и организацию выделенных полос для подвижного состава УРТ, чем в расширение Касимовского шоссе с вырубкой деревьев и увеличением ширины трассы в два раза.

Если общественный транспорт будет комфортным, а троллейбусы начнут миновать пробки по выделенным полосам, горожане сами начнут им пользоваться, отказываясь от личных авто. Но требовать от УРТ зарабатывать деньги при огромном проценте износа подвижного состава, когда каждый день на улицах Рязани горожане становятся свидетелями файер-шоу — это все равно что пытаться оседлать дохлую лошадь. УРТ откровенно в глубочайшем кризисе — контактная сеть рвется, а троллейбусы разваливаются на ходу. И никакие списанные московские подачки делу не помогут, в каких бы количествах они ни поставлялись в Рязань.

Фото 5 Толпа в автобусе.JPG

Чиновники, которые требуют от УРТ дохода, либо знают что-то, чего не знаем мы, либо совершенно далеки от реальных проблем городского транспорта. Впрочем, требовать глубокого погружения в данном вопросе от министра сложно. Согласно справке рязанской «Новой газеты», до назначения на министерскую должность Вадим Решетник занимался техническими вопросами, связанными с закупками на Новокуйбышевском нефтеперерабатывающем заводе корпорации «Роснефть». К слову, его предшественник, а теперь и непосредственный начальник Евгений Беленецкий до марта 2019 года работал заместителем генерального директора по материально-техническому обеспечению АО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» корпорации «Роснефть». А, согласно данным, размещенным на сайте правительства области, профильного образования в сфере транспорта ни у одного, ни у другого чиновника нет. Ничего страшного, такое бывает. Но тогда хотелось бы, чтобы в своих выступлениях докладчики ссылались на специалистов. В противном случае все это выглядит как вопиющий непрофессионализм.

Складывается впечатление, что областные и городские чиновники относятся к УРТ как к нелюбимой падчерице, и всеми своими действиями и заявлениями демонстрируют, как легко бы им жилось, если бы в городе остались только коммерческие маршрутки, которые умеют зарабатывать деньги.

Кстати, во время отчета Решетника Беленецкий сделал анонс беспрецедентной транспортной реформы в Рязани, на реализацию которой планируется от силы полтора года. В качестве примеров зампред правительства назвал опыт таких городов, как Пермь, Тверь и Новокузнецк. Он подчеркнул, что грядет полное обновление подвижного состава коммерческих перевозчиков, а также новая схема движения общественного транспорта.

— Вот вы говорите, что перевозчики расслабились? Совсем скоро они напрягутся все... — заявил Беленецкий.

Страшно даже подумать, какое напряжение при таком подходе ждет муниципальный общественный транспорт.

Михаил Агиров

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт