5 баллов
05 сентября 2017 13:52
20355

Сдается город. «ИнспекциYA62» в Михайлове

Сдается город. «ИнспекциYA62» в Михайлове

Перед любой поездкой команда YA62.ru сначала пробует связаться с местной администрацией и пригласить чиновников поучаствовать в нашей инспекции. Кто-то отказывается, кто-то соглашается, но из-за воскресных шашлыков напрочь забывает про журналистов, кто-то с радостью ведет корреспондентов на экскурсию по городу, кто-то даже звонит и сам приглашает в свой город (да, есть и такие!). Но михайловские власти побили все мыслимые рекорды.


Чиновники-рекордсмены

Дело в том, что мы фактически до них не дозвонились… Нет, мы честно пытались, сделали с дюжину звонков по телефонам, указанным на сайте Михайловского городского поселения, но человеческий голос услышали на другом конце провода только дважды. Первый раз голос ответил: «Главы [администрации] сейчас нет, позвоните к обеду». Второй «дозвон» увенчался следующей фразой: «Глава на совещании, позвоните позже». Дальше с нашей стороны последовал десяток звонков, результатом которых стали только длинные гудки.

Отсюда вопрос: если до властей не дозвонились даже настойчивые журналисты, то как могут связаться с ними простые михайловцы? Или в михайловской мэрии, почуяв неладное, решили залечь на дно? Как бы там ни было, но очень захотелось по критерию открытости власти поставить не «ноль» даже, а отрицательную оценку. Жаль, что регламент не позволяет.


Как здесь люди живут?

Стоит отметить, что уже несколько десятилетий власть в Михайловском районе принадлежит клану Сидоровых. В 90-е годы главой района был Владимир Сидоров, в 2000-х должность перешла от отца к сыну – Евгению Сидорову. И хотя главой города Михайлова является не он, местные жители прекрасно знают, кому принадлежит власть. К чиновникам люди относятся настороженно, ничего хорошего о них не говорят, поскольку, судя по всему, доступа к «телу» не имеют. На прием к господину Сидорову можно попасть только в понедельник с 10:00 до 12:00. Самое «удобное» время для работающего населения. 


Автовокзал и ретро-«Билайн»

По традиции, наше знакомство с городом начинается с автостанции, после чего мы расходимся в разные стороны: кто-то – угрюмо ходить по улицам с фотоаппаратом, а кто-то – активно общаться с местными жителями.

Про саму автостанцию сказать особенно нечего, она «средней благоустроенности», ничего плохого и особо ничего хорошего. Забегая вперед, такую же характеристику можно дать всему благоустройству в Михайлове.

Зато, только выйдя из автобуса, замечаю настоящую диковинку – щит со старым логотипом «Билайна». Из серии: если ты не помнишь эту пчелку, собирай портфель — тебе завтра в школу. Но это не всё! Уже уезжая из Михайлова, я заметил и «ископаемый» логотип МТС! Может, Михайлов – это музей истории российской мобильной связи под открытым небом?

Коллаж 1 автостанция.jpg


«Труженица» и стадион

Начать свою прогулку по Михайлову я решил с объектов транспорта, а потому с автостанции двинулся прямиком к ж/д вокзалу. По пути я встретил городской стадион и фабрику «Труженица», на которой производятся знаменитые михайловские кружева.

коллаж 2 стадион.jpg

И если про стадион можно рассказывать лишь в превосходных тонах – там все чисто, ровно и благоустроено, то фабрика производит впечатление полуживой. Судя по ее пустынному виду, пульс едва прощупывается. А может быть, всему виной сонное провинциальное воскресенье.

Кстати, в Михайлове я не увидел ни одного щита и плаката, рекламирующего главный бренд города. Это тоже весьма симптоматично.

коллаж 3 труженица.jpg


Как здесь люди живут?

Если «Труженица» еще дышит и даже водит по предприятию экскурсии, которые пользуются популярностью даже у иностранцев, то вот список производств, которые в Михайлове обанкротились и закрылись: свинобаза, мясокомбинат, консервный завод, предприятие «Сельхозтехника», ватная фабрика, кирпичный завод. И это еще далеко не все. Молочный завод в городе частный, как и мелькомбинат, принадлежащий тамбовскому депутату.

По словам местных жителей, в городе работа предприятий не поддерживается. Единственное, чем местные власти занимаются хорошо, – это сдача земли и помещений в аренду. В Михайлове настоящее засилье «Магнитов» и «Пятерочек», а также других торговых точек.

По информации собеседника YA62.ru, сдать в аренду под магазин власти умудрились даже детскую спортивную площадку. Славный город с большой историей превратился в магазин, считают жители Михайлова.

Коллаж магниты.jpg


Пустынный вокзал

Михайлов, как Скопин и Касимов, относится к городам, в которых железнодорожные станции существуют, но особой популярностью не пользуются. Поэтому привокзальная площадь и вокзальные «внутренности» больше напоминают монгольскую степь. Только перекати-поля не хватает.

Судя по расписанию, через Михайлов курсируют несколько пар электричек до Узунова, Павелеца и Троекурова. Но я что-то сомневаюсь, что михайловцы рвутся в вышеперечисленные населенные пункты и набивают электричку до отказа.

коллаж 4 вокзал.jpg


Как здесь люди живут?

По воспоминаниям местных, когда-то этот железнодорожный вокзал был полон жизни. Здесь постоянно загружали и разгружали поезда, люди путешествовали. А сейчас все пришло в упадок. Даже ходят слухи, что вокзал и вовсе закроют. Пути останутся, по ним будут следовать только транзитные поезда, конечно без остановки в Михайлове.


«Безграничный» и извилистый Михайлов

Михайлов – город древний, а поэтому застраивался и рос он весьма хаотично, без четкого плана. Поэтому у города нет четких границ. Вокруг него расположено много сел и поселков, некоторые из них, судя по «Яндекс-картам», входят в состав городского поселения, а другие не входят, хотя расположены также вплотную. Вот, например, поселок с шведским названием «Классон» по «Яндекс-картам» входит в состав города, а Google уже отправляет его за пределы Михайлова. С Щетиновкой все наоборот. В общем, черт ногу сломит с этим «безграничным» Михайловом.

коллаж 5 Классон.jpg

А еще Михайлов невероятно извилистый. Улицы здесь далеки от новомичуринской параллельности и перпендикулярности, они вьются, как им захочется. Из-за этого на протяжении всей прогулки по Михайлову я боялся попасть под очередную машину, которая каждый раз норовила неожиданно вырулить из-за слепого поворота.

Причем нельзя сказать, что у Михайлова большие проблемы с пешеходными переходами и тротуарами, но именно в самых опасных местах они неожиданно заканчиваются, оставляя тебя, одинокого и беззащитного, наедине с проезжей частью.

коллаж 6 повороты.jpg

Отдельно стоит отметить автомобильный низководный мост через Проню, на котором у пешеходной дорожки отсутствуют перила. Поход по этой дорожке – бесплатный способ слегка пощекотать себе нервы.

коллаж 7 мост без перил.jpg


Как здесь люди живут?

Местные жители на отсутствие пешеходных переходов в самых опасных местах города тоже обратили внимание. Одно из таких мест находится недалеко от школы, и дети вынуждены перебегать дорогу на свой страх и риск. Стоит отметить, что возле школы также нет лежачих полицейских, которые бы ограничили скорость лихачей. Но кое-где они есть: на улице Воеводина в частном секторе, где, по мнению местных жителей, находится дом Сидоровых. Конечно, там лежачие полицейские гораздо нужнее, чем возле школы.


Легендарный «немецкий» мост

«Одна из автомашин на большой скорости врезалась в перила моста через Проню и загородила путь солдатам. Наши бойцы забросали сгрудившиеся машины гранатами. Только под прикрытием темноты части сил разбитых 41-го и 63-го мотопехотных и 422-го артиллерийского полков удалось скрыться от наших частей. Подоспей вовремя 328-я дивизия и будь у нас хоть немного танков, паническое отступление врага закончилось бы для него еще более плачевно», – пишет в своих воспоминаниях маршал Советского Союза Филипп Голиков об освобождении Михайлова от фашистов.

И вот я стою на этом легендарном металлическом клепаном мосту. Он построен в городе в 1898 году архитектором немецкого происхождения Антоном Бантле. Любопытно, что именно «немецкий мост», в итоге, сыграл против панически отступавших на другой берег фашистов, о чем сказано выше. Кстати, Антон Бантле – прадед внештатного журналиста YA62.ru Дмитрия Бантле, замечательные статьи которого вы можете почитать в нашем разделе « Рязанская земля».

коллаж 8 мост.jpg

Сам мост выглядит очень грандиозно. В двух местах его «потрепали» германские снаряды, но ему хоть бы что. Сразу видно истинно немецкое качество. Что особенно приятно, сейчас мост используется только пешеходами, движение автотранспорта по нему закрыто.


Проня и самый настоящий водолаз

А вот река Проня, протекающая по историческому центру Михайлова, имеет удручающий вид. Река заросла кустами, водорослями, ряской и в некоторых местах напоминает болото. Чувствуется, что местным властям на главный городской водоем, в общем-то, наплевать.

коллаж 9 проня.jpg

Зато в Проне я заметил самого настоящего водолаза. Что он там делал, достоверно неизвестно. Судя по его телодвижениям, кого-то или что-то искал.

Допускаю, что заросшая река для любителей подводного плавания – самое оно. Но для вида города и для местных жителей неплохо было бы ее почистить, а берега – благоустроить.

коллаж 10 водолаз.jpg


Как здесь люди живут?

По мнению местных жителей, михайловские власти не только не следят за чистотой реки, которая протекает через весь город, но и своеобразно поддерживают ее канализационную составляющую. Как рассказал нам коренной михайловец, который, по понятным причинам, захотел остаться анонимным, однажды вечером он наблюдал картину: из ресторана напротив работники свозили отходы в реку. На вопрос местных, зачем они это делают и не боятся ли штрафов, мужчины ответили: нам хозяин велел. Кто в Михайлове «хозяин», ни для кого из местных не секрет. Кстати, по мнению местных жителей, ресторан этот принадлежит Елене Сидоровой. Чья она родственница, попробуйте угадать сами.

Коллаж река и ресторан.jpg


Неприятная площадь

По мосту продвигаюсь в сторону главной городской площади. И она мне с первого взгляда ужасно не нравится. Нет, тут нет мусора, как в Ряжске, или каких-то ужасных ям и грязи, она просто очень неприятная. Куча машин, небольшой сквер со спиленными деревьями (который, видимо, попытались благоустроить, но что-то пошло не так), уродливые постройки с раздражающими вывесками и атмосфера какой-то рыночной суеты. А венчает все это великолепие карликовый Ленин на высоком сером постаменте. Этот «недопамятник», скорее, вызывает усмешку, но никак не уважение к вождю мирового пролетариата.

коллаж 11 площадь.jpg


Уездный Михайлов

По счастью, на площади Ленина я остаюсь не долго. Продвигаюсь дальше по улице маршала Голикова, затем сворачиваю на Октябрьскую и попадаю в совершенно замечательный «дореволюционный» квартал, в уездный городок Михайлов.

Улочки тут вымощены булыжником, а одноэтажная застройка не испорчена никакими новостроями. А еще тут тихо и, вообще, мило. Жаль, что этот пятачок такой маленький.

коллаж 12 уездный.jpg


Монумент Победы и архангел Михаил

Над «мостом Бантле» в Михайлове возвышается два монумента – статуя небесного покровителя города архангела Михаила и комплекс, посвященный Великой Победе. Территория вокруг фигуры святого благоустроенна: тут ровные дорожки, скамейки, арт-объекты… Только нет людей… Абсолютная пустыня – ни мамочек с колясками, ни пенсионерок, ни подростков. Куда все подевались-то?

коллаж 13 архангел.jpg

С монумента Победы открывается отличный вид на город, виден даже цементный завод, расположенный в нескольких километрах от Михайлова. Кстати, почему бы здесь не поставить лавочки, дорогая администрация Михайлова? Ну и Вечный огонь, который не горит. Для такого города, как Михайлов, это настоящий позор.

коллаж 14 монумент победы.jpg


Церковь и администрация в стиле модерн

В Михайлове на высоком берегу Прони есть весьма примечательная церковь – храм Рождества Богородицы, построенный в середине XVIII века. Он возвышается над городом и его вполне можно назвать архитектурной доминантой города.

коллаж 15 церковь.jpg

Другая примечательная с точки зрения архитектуры постройка – это здание городской администрации, построенное все тем же Антоном Бантле в стиле провинциального модерна.

10b291393514abecc5e40e48d79f228a.jpg


ЦРБ

Недалеко от мэрии располагается комплекс зданий Михайловской ЦРБ. Про больницу Михайлова можно сказать дежурные фразы – смотрится она на твердую «четверку», территория выглядит ухоженной, внутри (во всяком случае, в терапевтическом корпусе) имеется хороший ремонт. В палаты, увы, заглянуть не удалось.

коллаж 16 црб.jpg


Как здесь люди живут?

Про ЦРБ будем немногословны, как и наши спикеры. Про свое медучреждение жители говорят так: грамотных специалистов нет, больницу разорили, в михайловскую ЦРБ стараемся не ходить. Все, у кого есть личный транспорт, давно ездят исключительно в Рязань.


Администрация и детский сад-гигант

На финал моей прогулки я оставил посещение администрации Михайловского района. Она располагается на северной окраине города, рядом с развязкой трассы М6 и автодороги Тула — Михайлов — Рязань.

Про здание администрации района, в отличие от мэрии, ничего сказать нельзя – обычная унылая советская административная постройка с в меру ухоженной территорией вокруг. Удивило другое – недавно построенный гигантский детский сад, расположенный рядом с администрацией. Он действительно очень большой, я и в Рязани-то таких не видел.

коллаж 17 детсад и администрация.jpg

Однако есть и вопросы... Мне всегда казалось, что детсад должен располагаться внутри жилых кварталов, а не в поле рядом с федеральной трассой.


Транспортная проблема

Кроме того, что Михайлов очень извилистый, он еще и разбросанный. Здесь нет компактной многоэтажной застройки, как в Новомичуринске или Сасове. Многоквартирные дома здесь раскиданы по всему городу и соседствуют с частным сектором. Поэтому город при небольшом населении территориально довольно крупный.

Тем удивительнее полное отсутствие городского транспорта. Может быть, маршрутки здесь не ходят только по выходным. Но даже если так, это все равно говорит о неразвитости системы общественного транспорта.


Как здесь люди живут

Про транспорт тоже можно рассказать одной строкой и исключительно со слов жителей, так как самим нам лицезреть автобусы или маршрутки не удалось. Михайловцы говорят, что дождаться общественного транспорта просто невозможно, даже если иметь на руках примерное расписание следования.

Наглядным примером стала бабушка на остановке: мы проехали мимо этого места раза три за 45 минут, а она все сидела, так и не дождавшись транспорта.

Ну и, по традиции, проблема дорог. Как уже было сказано выше, Михайлов город старый, а потому здесь имеются отдаленные районы. Такие, как улица ДРСУ-1.

– Здесь нет дороги, которая соединяет наш микрорайон с городом, – рассказывает Максим Максимов. – Есть проселочная, но она пригодна для перемещений только в летнее время. Осенью и весной ее размывает так, что пройти и проехать невозможно.

Людям на машинах проще – они могут добраться до Михайлова по Волгоградской трассе. Впрочем, точно так же добираются до города и пешеходы. С одной лишь разницей – мост не приспособлен для пеших прогулок. А теперь представьте: осень, ливень, проселочную дорогу развезло, ребенок идет в школу по федеральной (!) трассе пешком. Сюжет для очередного фильма Юрия Быкова про действительность российской глубинки.

Коллаж ДРСУ.jpg


Напоследок – в Уголок

Уже на пути к автостанции я решил заглянуть в михайловский Уголок. Так называется улица на полуострове, который образует Проня рядом с центром города. Там я нашел деревенский пейзаж, проселочные дороги, агрессивных гусей и, внезапно, школу с очень суровым внутренним двором.

коллаж 18 уголок.jpg

После визита в Уголок мне оставалось только перейти деревянный мосток и отправиться прямиком на автобус до Рязани.


Как здесь люди живут?

Осталось только рассказать о конкретных проблемах, с которыми к нам обратились жители Михайлова. Одна из них – выдача земли многодетным семьям на территории помойки, где, как говорят местные жители, происходило захоронение скота с ближайшей свинофермы.

– Нам выдали здесь участок земли, – рассказывает михайловец Виталий Рунов. – На этой территории располагается старая помойка. Сюда жители города до сих пор свозят отходы. Здесь же рядом была свиноферма. А теперь нам предлагают тут построить дом. По документам мой участок находится на улице Полевой. Но эта улица закончилась километр назад.

Кроме того, недалеко от данной территории строится новый завод, который будет нарушать экологию и без того загаженного места. Но, видимо, у властей Михайлова другой земли для многодетных семей не нашлось.

Коллаж (свалка, завод, Полевая улица).jpg

Еще одной проблемой поделились с журналистами YA62.ru жители улицы Луговой. Там нет дороги и колонок с водой, но есть большая свалка.

– В моем доме нет водопровода, а уличную колонку власти убрали, – рассказывает пенсионерка Анна Краснова. – Теперь стирку приходится относить родственникам, а за водой ездить в центр города, пешком дотуда не дойти. Колонки убрали по всему городу, при этом у половины людей все еще нет водопровода. Нам говорят, тяните трубы. А это стоит 50 тысяч, у меня нет таких денег.

Зато возле дома пенсионерки есть болото и карьер, в который Михайлов возит мусор. Свалку эту убирать никто даже не планирует, а болото по весне поднимается до самого фундамента дома.

– Сидоров обещал сделать нам дорогу еще к прошлым выборам, но так и не сделал, – говорит пенсионерка. – Как-то должен был тут Путин через Михайлов проезжать, так местные власти постелили асфальт на центральной улице, и чуть в стороны его завели, чтобы с дороги создавалась видимость, что и другие улицы с асфальтом.

Коллаж (дорога, болото, свалка).jpg

В Михайлове довольно много несанкционированных свалок и мусора. Но есть рядом с городом и совершенно легальная официальная свалка, которая также представляет проблему для горожан. Дело в том, что она каждое лето горит. А еще рядом со свалкой находится кладбище, на которое летит весь легкий мусор. Каждую весну оно утопает в пакетах и упаковках.

Внимание журналистов на эту проблему обратил житель города Алексей Рычалов. Он живет на улице Глинки, которая находится в 500 метрах от свалки. Именно на нее дымят свалочные нечистоты во время пожаров. И, как водится, власти на эту проблему не реагируют никак.

Коллаж (свалка главная).jpg


Октябрьский

Рядом с Михайловом расположен «цементный» поселок Октябрьский с населением в 5 тыс. человек. То есть самому городу он уступает всего в два раза. Поселок можно назвать главным промышленным центром Михайловского района. Здесь располагаются два крупных цементных завода. Контролируют предприятия мощные федеральные холдинги.

Обычно «ИнспекциYA62» не выходит за пределы проверяемого города, но для Октябрьского мы решили сделать исключение. Тем более что к нам со своими проблемами обратились жители поселка.


Как здесь люди живут?

– Октябрьский делится на две части – старый и новый, – рассказывает местный житель Евгений Лукичев. – Школа находится примерно посередине. Однако дети, живущие в старом Октябрьском, вынуждены ходить в учебное заведение прямо по проезжей части, потому что тротуаров нет. По дороге часто проезжает крупногабаритный транспорт, а чтобы объехать ямы на проезжей части, водители сворачивают на обочину, по которой и так идут дети.

Коллаж дороги Октябрьский.jpg

С медициной в Октябрьском тоже не все в порядке. Раньше была круглосуточная выездная бригада, сократили до двух смен и теперь ближайшая бригада в Михайлове на расстоянии 15 км.

– Стационар тоже был круглосуточный, а теперь дневной, – рассказывает житель Октябрьского. – Делают только уколы и домой отпускают. Пожилые люди по несколько раз в день на уколы ходят. Моя бабушка лежала в стационаре зимой, уговорили ее оставить, потому что сами по сменам работали. Чтобы она там от холода не умерла, привозили дополнительное одеяло и обогреватель.

Жалуются местные жители и на ЖКХ.

– По всему старому поселку трава по пояс, канализационные колодцы забиты. Их только откачают, они опять наполняются. На отопительных трубах ставят хомуты, потому что трубы как фольга, рвутся от напора. И это постоянно уже много лет. В Октябрьском все перекопано, и, что самое обидное, не убирают за собой: грязи по колено. И одни только обещание от властей. Писали в Рязань, в администрацию, одни отписки.

Также жители Октябрьского отмечают недостатки капремонта: говорят, отремонтированные фасады уже потрескались. А еще в поселке есть заброшенный парк, который зарастает бурьяном и никому до него нет дела.

– Только перед приездом властей из Рязани красят разбитые бордюры, – говорит Евгений Лукичев.

Коллаж Парк и капремонт.jpg


Город с лицом

Что касается благоустроенности и комфорта для жизни, Михайлов можно назвать середняком. Основные улицы ровные, но кое-где в закоулках асфальта почти нет. Тротуары и разметка в наличии, но порой вдруг исчезают. Парки и прогулочные зоны имеются, но некоторые выглядят очень плохо. Ну и центральная часть города между мостом и автостанцией представляет из себя один большой снующий базар.

Михайлов ничем меня не поразил, кое-где умилил, где-то вызвал раздражение. Но образ города в моем мозгу запечатлелся прочно. Михайлов – город со своим лицом.


Как здесь люди живут?

Опираясь на отзывы михайловцев, хочется добавить, что Михайлов оставил грустное впечатление города, из которого власти тянут все, что можно вытянуть, а вот взамен не дают ничего. Это как фермерское хозяйство, основанное на химических удобрениях, – выжигает землю до золы, собирает урожаи, и оставляет после себя больную пустыню, на которой еще долго ничего не будет расти.


Оценка Михайлова

Благоустройство

чистота — 4,33 балла;
дороги — 5,67 балла;
обустроенность (лавочки, остановки, тротуары, урны и т. п.) — 5,33 балла.
Итог по благоустройству: 15,37 балла.

Транспорт (городской транспорт плюс состояние автовокзала) — 3,67 балла.

ЦРБ — 6 баллов.

Туристическая привлекательность (туристический потенциал и его реализация) — 4 балла.

Открытость власти — 0 баллов.

YA62-индекс Михайлова равен 29,04 балла.


Рейтинг городов Рязанской области

1. Новомичуринск — 53,33 балла.

2. Рыбное — 47,33 балла.

3. Сасово — 38,67 балла.

4. Скопин — 34,66 балла.

5. Касимов — 33,34 балла.

6. Михайлов – 29,04 балла.

7. Ряжск — 19,33 балла.

Следующая остановка проекта «ИнспекциYA62» — в Шилове.


Факты о Михайлове

Дата основания: 1551 год (по другим данным – 1137, 1172 и 1238 годы).
Численность населения: 10 340 человек.
Глава администрации: Роман Бабаев.
Расстояние до Рязани: 68 км.
Цена билета на автобус до Рязани: 172 рубля.
Цена проезда в городском транспорте: общественного транспорта в городе обнаружить не удалось.

Фоторепортаж доступен по  ссылке.

Текст: Александр Мойсеюк, Дарья Копосова

Фото: Мария Илларионова, Александр Мойсеюк

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт