23 декабря 2015, 12:36 2501

Вне зоны доступа. Как Захарово осталось без экстренных служб

Вне зоны доступа. Как Захарово осталось без экстренных служб

Мы стали буквально зависимы от связи, телефонной в первую очередь. Сложно представить, что у кого-то может не быть сотового. Государственные и коммерческие структуры декларируют свою открытость и доступность. При этом жители села Захарово Рязанской области столкнулись с удивительной проблемой: здесь можно загрузить фотографию «ВКонтакт» и дозвониться другу, а вот в экстренные службы — уже проблематично. Как такое могло произойти и кто виноват, попробовал разобраться портал YA62.ru.

14 декабря 2014 года в Захарове произошел пожар. В 4:40 загорелся пустой неэлектрифицированный гараж. К удивлению местных жителей, ни один из известных «экстренных» номеров — 01, 02, 03, 04, 112, 912 — не отвечал при звонках ни с сотового, ни со стационарного телефонов.

Людям ничего не оставалось, как попробовать затушить пожар самостоятельно подручными средствами. В 5:15 огонь начал перекидываться на крышу соседнего здания — магазина. Сельчане испугались взрыва газа. Жители двух улиц своим ходом доехали до пожарной части №23. В 5:25 на место приехал первый пожарный расчет, когда уже вовсю горело здание магазина.

— Когда мы приехали с пожарными, один из них убежал во двор, второй поехал с соседом за второй пожарной машиной, и лишь один принялся тушить. Я бегала с этими шлангами, вытаскивала из магазина вещи. Тогда на меня обвалился потолок магазина, но я не пострадала — остались лишь синяки. Дети подрастут, пойду в пожарники, — шутит жительница села.

В итоге гараж сгорел дотла, а от соседнего здания остались только стены. В результате ЧС никто не пострадал, что особенно важно. Однако из-за всей этой суматохи с пожаром у одной из жительниц села резко подскочило давление, но и в «скорую» не удалось дозвониться.

После инцидента сельчане решили выяснить, как такое могло произойти. Граждане обзвонили все инстанции, даже писали президенту. В итоге у жителей Захарова сложилось впечатление, что службы объединились, сговорились и пытаются скрыть тот факт, что целый населенный пункт был отключен от связи со спасателями.

— Приехали сотрудники МЧС с проверкой. Проверяющие сказали, что никто не стучал в ту ночь в пожарную часть, и вообще они не при чем — у них запись в журнале вызовов в 5:16, — рассказали жители села.

На запрос YA62.ru в региональном МЧС ответили, что по факту пожара в Захарове проводилась служебная проверка. Она установила, что пожарные действовали в соответствии с требованиями, устанавливающими и регламентирующими выполнение задач подразделениями Государственной противопожарной службы. В переводе на русский это означает, что сотрудники МЧС не допустили никаких ошибок. По их данным, сообщение о ЧС поступило в 5:18, караул из трех человек на автоцистерне был отправлен на место, а также были вызваны дополнительные силы из Михайлова и Рязани. Один километр от пожарной части до места ЧС преодолели к 5:23, в 5:40 объявили локализацию пожара пожара. На тот момент на месте работали шесть единиц техники и 16 человек личного состава.

При этом в МЧС сообщили, что, по данным рязанского филиала ОАО «Ростелеком», с 4:20 до 7:00 14 декабря 2014 года на АТС Захаровского района были зафиксированы сбои в работе, вследствие чего связь работала нестабильно.

На все вопросы в областном министерстве промышленности также ответили, что виноват «Ростелеком». Тоже выявлено аварийное отключение оборудования узла связи в Захарово, но почему то на полчаса дольше: с 4:00 до 7:35.

Во время одной из проверок консультант минпрома Владимир Чумак посоветовал сельчанам радоваться, что все живы. Да и чего переживать, «Крымска то не было», заметил чиновник. 

Почти через месяц, 8 января 2014 года, произошел еще один пожар. На этот раз в поселке Смена. Там загорелся многоквартирный дом. В результате ЧС на улице остались четыре семьи. Дозвониться до пожарных удалось, но жители остались недовольны работой пожарных. Они уверены, что спасатели прибыли на место слишком поздно. Хотя, по данным МЧС, все действия сотрудников также расписаны по минутам и соответствуют уставу.

Не довольные ситуацией жители района написали губернатору с просьбой о встрече. В село приехали подчиненные министра промышленности региона Михаила Пронина.

— Они зафиксировали с моего телефона отключение номеров 03 и 01. Но в официальном ответе написали обратное, — резюмирует итоги встречи жительница села.

На вопросы YA62.ru в минпроме также ответили, что «вызовы по всем номерам прошли успешно».

Жительница села также сообщила о давлении со стороны полиции, которая просила ее не свидетельствовать об отключении номеров экстренных служб.

Единственный человек, о котором жители Захарово вспоминают во всей этой истории с добротой, — начальник отдела контроля в сфере связи регионального Роскомнадзора Игорь Батурицкий. Благодаря ему Роскомнадзор выдал предписание «Ростелекому» устранить выявленное нарушение. На юридическое лицо был составлен протокол об административном правонарушении и возбуждено административное производство.

— Если бы не Батурицкий, все службы с первого же дня отрицали тот факт, что мы не могли ни до одной экстренной службы дозвониться, — рассказывают жители села.

Таким образом, все министерства подтвердили, что возможность круглосуточного бесплатного для пользователя услугами связи вызова экстренных оперативных служб обязан обеспечить оператор связи. То есть крайний в этой ситуации «Ростелеком». Специалисты МЧС выполнили работу по букве уставов, а в минпроме сельчанам заявили, что это не их дело, а министерства связи, которого в Рязанской области нет.

На вопросы YA62.ru в «Ростелекоме» признали, что 14 декабря 2014 года с 4:00 до 7:39 на АТС села Захарово имел место сбой в работе телефонной связи.

«Станционно-абонентское повреждение на АТС села Захарово было обнаружено в 7:25 и за 14 минут неисправность телефонной сети была восстановлена в полном объеме. В настоящий момент АТС п. Смена и с. Захарово работают в обычном режиме. Заявки, поступающие от абонентов, отрабатываются в контрольные сроки», — сообщили в «Ростелекоме».

Но жители Захарова с этим не согласны.

— Телефоны МЧС и ЕДДС иногда отключены. Все знают об этом и никуда не обращаются. В районой газете вместо номера 03 предлагают звонить на мобильный, — подытожила жительница села.

В региональном следственном комитете женщине сообщили, что телефоны экстренных служб в Захарове отключались каждый месяц из-за сбоя в оборудовании.

Во время одной из проверок консультант минпрома Владимир Чумак посоветовал сельчанам радоваться, что все живы. Да и чего переживать, «Крымска то не было», заметил чиновник. Жители села пришли к выводу, что вопрос решили бы только при наличии погибших, а так проблему пытаются замять. Нет трупов — нет дела.

Так как время шло, а номера экстренных служб не работали, граждане обратились в прокуратуру. Контролирующий орган подтвердил, что связь не налажена.

— «Ростелеком» проигнорировал предписание Роскомнадзора. Срок исправления недочетов продлен до января 2016 года, — сообщила жительница села.

Как сообщили YA62.ru в пресс-службе СУ СК РФ по Рязанской области, Михайловским межрайонным следственным отделом СУ СК РФ было возбуждено уголовное дело по факту оказания услуг связи, не отвечающих требованиям безопасности. В настоящее время проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего и установления лица, виновного в его совершении. По словам жителей села, они наставали на возбуждении дела из-за халатности администрации района, однако им было отказано.

Разбиралась в проблемах связи Кристина Феофанова

Возврат к списку

Архив новостей