Пробок нет
05 октября 2021 09:16
12861

Ждите, пока сгниет и выпадет. В Рязани отказались лечить зуб ребенку с инвалидностью

Ждите, пока сгниет и выпадет. В Рязани отказались лечить зуб ребенку с инвалидностью

В редакцию YA62.ru обратилась жительница Рязани Елена, которая рассказала о том, что вот уже больше года не может добиться стоматологического лечения для своего шестилетнего сына в детской поликлинике №1 на Интернациональной. Дело в том, что ребенок Елены — особенный, он болен аутизмом. С таким мальчиком дежурные врачи городской клиники не стали «связываться» и порекомендовали молодой маме либо сходить в платную клинику, либо подождать, пока больной зуб «сгниет и выпадет сам». Мол, молочные зубы — не жалко.

Журналист YA62.ru выслушала историю рязанки и попыталась разобраться, почему проблема с лечением зубов детей с инвалидностью до сих пор существует в Рязани.


Впервые за стоматологической помощью для ребенка Елене пришлось обратиться в 2020 году, когда сыну было чуть больше шести лет. Мама мальчика говорит, что и тогда тянули до последнего, потому что заранее знали, какая может быть реакция на ребенка с аутизмом.

— Мы уже на своем опыте знаем, что некоторые врачи не стремятся работать с такими детьми, — объясняет Елена. — Например, когда он болеет и нужно осмотреть горло, он вот так вот сразу не откроет рот, не покажет язык. Его нужно немного поуговаривать. Особенность детей с аутизмом в том, что ребенка с чем-то новым нужно сперва познакомить. Это требует немного больше времени. И вот, когда мы приходим осмотреть горло и говорим, что ребенок с аутизмом, врачи обычно отвечают: «А, ну, все понятно» — и вообще не осматривают.

Когда в прошлом году у мальчика разболелся зуб, родителям это сразу стало понятно. Ребенок плакал, скрипел зубами, лез в рот пальцами, словно пытаясь достать помеху, не хотел чистить ту сторону, где болит. И тогда мама впервые отвела сына в детскую стоматологическую поликлинику №1 на улице Интернациональной.

— Нас направили к дежурному врачу, он попытался осмотреть сына, двух минут не прошло, как он сказал, что ничего не получается и осмотр невозможен, — вспоминает мама мальчика. — Мы и так предполагали, что лечить молочные зубы ребенку никто не будет, а потому я не сильно удивилась. Просто попросила тогда удалить зуб, который болит. Мне ответили, что единственный способ удаления зубов таким детям — это наркоз. Мне могут дать направление в ОКБ, где есть необходимое оборудование, но делать этого не рекомендуют. В общем, меня напугали этим наркозом, сказав, что делают его только в крайних случаях, а без нужды лучше не надо. Порекомендовали попить обезболивающие, подождать, пока зуб окончательно сгниет и выпадет сам. Никакой другой альтернативы нам не предложили.

Спустя неделю бесконечных болей у ребенка и пачки съеденных обезболивающих Елена снова обратилась в поликлинику, чтобы все-таки взять направление на наркоз. Однако встретилась с категорическим отказом.

— Дежурный врач не смогла выяснить, как получить направление, а в регистратуре вовсе сказали, что поликлиника вообще не дает направлений.

В итоге зуб у ребенка разрушился, и семья на год забыла об этой проблеме.

— Недавно все повторилось, заболел другой зуб, — рассказывает Елена. — Мы снова пришли в поликлинику, снова попали к дежурному врачу, но уже другому. Он сказал, что течение болезни зуба тяжелое, и посоветовал обратиться в платную стоматологию — даже сказал, в какую именно. Отметил, что так нам всем будет проще. Государство таких услуг детям с аутизмом не оказывает, а направление на наркоз в ОКБ дается только совсем маленьким детям, а у нас ребенок уже большой. Врач даже не стал осматривать моего сына.

По рекомендации дежурного врача городской рязанской поликлиники Елена с ребенком пошла в платную клинику. Там ей посчитали примерную стоимость лечения: 19 тысяч рублей за час наркоза. Отметим, что речь идет именно про наркоз, а не про лечение во сне или иные виды лечения зубов у детей. То есть доктор бюджетной клиники отказался отправлять ребенка на бесплатный наркоз в ОКБ, и отправил его на точно такой же наркоз за 19 тысяч.

— Я стала искать другие варианты и нашла платную клинику, услуги которой понравились мне по описанию, — рассказывает мама ребенка. — Врачам не составило труда провести осмотр ротовой полости. Если в поликлинике меня просили держать его за руку, пытались разжать челюсть, он пугался и плакал, то здесь меня посадили за стекло заполнять документы, а с ним в игровой форме провели осмотр. Мне рассказали, где какая проблема, и я уверена, что осмотр проведен качественно, потому что и сама знаю, где какие проблемы с зубами у сына. Решили, что лучший способ лечения — это лечение во сне. Ребенку вводится препарат, он засыпает, и врач спокойно работает. Мы решили, что раз уж в сон вводить, то нужно лечить не один зуб, а весь рот. Нам посчитали стоимость и вышло 44 тысячи рублей.

44 тысячи рублей — огромные деньги для семьи, в которой есть ребенок с инвалидностью. Елена воспитывает сына с мужем, но работает только супруг, так как молодая мама ухаживает за сыном. Все пособия, которые семья получает по уходу за ребенком, тратятся на его лечение и развитие.

— Мы ходим в детский центр, где работают психологи, нейропсихологи, дефектологи, — отмечает мама ребенка. — За реабилитацию приходится платить немалые деньги, но мы видим прогресс. Наш ребенок внешне не отличается от других детей.

Елена уверена, что врачи государственной поликлиники не имеют права отказывать в лечении ее сына, но она ничего не может сделать, если доктор разводит руками и отправляет в платную стоматологию.

По словам рязанки, среди ее знакомых мам детей с аутизмом многие сталкиваются с проблемой лечения зубов.

Об этом же говорит юрист правозащитного общества «Мемориал» (российские власти считают организацию иностранным агентом. — Прим. ред.) в Рязани Петр Иванов.

— Я сталкивался с проблемой того, что у нас в регионе нет возможности лечить зубы под наркозом. Дети с аутизмом не могут нормально сидеть, и проблема как раз в этом основная. Конечно, врачи не имеют права отказывать в помощи — это незаконно, но у них просто может не быть ресурсов для лечения — анестезиолога или специального оборудования. Это давняя проблема, которая, видимо, до сих пор не решена, — пояснил Иванов.

Юрист посоветовал для начала обратиться с данной проблемой в министерство здравоохранения Рязанской области.

На конкретные вопросы редакции YA62.ru официальные ответы министерства здравоохранения Рязанской области оказались весьма расплывчатыми.

Но исходя из них становится понятно, что ребенку с острой болью в лечении отказывать не имели права. При этом, если поликлиника не может справиться с пациентом самостоятельно по каким-то причинам, она должна направить ребенка в ОДКБ за стоматологическим лечением.

Кроме того, между минздравом, минсоцзащиты, «Прайм-Стоматологией» и РО ВОРДИ (Всероссийской организацией родителей детей-инвалидов) подписано соглашение о том, что платная клиника оказывает бесплатно услуги по лечению детей с инвалидностью. Для того чтобы получить лечение, нужно сперва обратиться в ВОРДИ и дождаться своей очереди. При острой боли система не очень удобна. Но при плановом лечении — это настоящее спасение для родителей и их детей.

В минздраве отказались комментировать конкретно ситуацию Елены и ее сына, сославшись на закон о персональных данных. О том, будет ли проводиться внутренняя проверка по факту отказа в медицинской помощи ребенку в стоматологической поликлинике №1, — тоже умолчали.

Пока редакция YA62.ru готовила материал и ждала ответа от министерства здравоохранения, сын нашей героини прошел лечение в платной клинике. Однако, как рассказала рязанка, недавно с ней связалось руководство городской стоматологической поликлиники №1.

— Заведующая звонила, потому что к ним пришла информация из минздрава по поводу обращения, насколько я поняла. Она уточнила все обстоятельства, объяснила, какое лечение они могли провести, рассказала, что согласно их маршрутному листу в крайнем случае они направляют на лечение под наркозом в ОДКБ. Посоветовала, к какому врачу записываться в следующий раз, так как этот врач оказывает помощь таким детям. В случае, если нам будут отказывать в каком-то лечении, попросила связываться с ней лично, чтобы она могла решить этот вопрос, — рассказала Елена.

Дарья Копосова

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт