Внимание к акцентам. Рязань подсветили архитектурно
Рязань часто в простонародье называют «пригородом Москвы». И многие с таким сравнением соглашаются. Ассоциации пригорода у нас соответствует практически все — не очень хорошее освещение, не очень чистые улицы, очень неровные дороги. Лучшие же черты столицы Рязань только начинает перенимать.
Приятной неожиданностью в конце года стала появившаяся на нескольких объектах города архитектурная подсветка. К чему стремится наша малая родина в вопросе украшения лика своего узнал корреспондент Делового портала YA62.ru, лично оценив роль лампочек на зданиях.
Далекие-далекие времена. Мировой опыт
Давным-давно еще отец архитектурной науки древнеримский зодчий Витрувий в своих трудах писал, что пропорции архитектурные можно сравнить с музыкальными гармониями, и огромное значение должно уделяться не только композиции, но и освещению здания.
В те далекие времена, когда отсутствовало электричество и наши нынешние технологии, строителям приходилось довольствоваться только естественным солнечным светом. Однако уже тогда они ясно понимали, что игра со светотенью может выгодно подчеркнуть достоинства и убрать с глаз долой недостатки архитектурного произведения.
Сегодня, с изобретением мощных и ярких источников искусственного света, появилась реальная возможность превратить застывшие во времени и пространстве творения зодчих в нечто новое. Современные технологии освещения позволяют светодизайнерам оживить неподвижные городские улицы и кварталы, заставить их меняться на глазах, превратив знойный летний вечер в морозную январскую ночь, а заснеженный зимний двор в цветущий весенний сад.
Архитектурное освещение как вид искусства — явление довольно новое, но уже сейчас в мире существуют города, которые можно назвать законодателями моды. Скажем, в Лионе проходят знаменитые выставки городского светодизайна, где собираются фирмы из разных стран и устраивают «праздник света».
А использовано архитектурное освещение впервые было в США в 20-е годы XX века, когда началось активное строительство небоскребов Манхэттена в Нью-Йорке и ведущие архитекторы того времени соревновались в том, кто построит самое высокое здание. «Манхэттен — это новый город света и цвета, сказочная страна ночи... Город освещенных воздушных замков, которые тронуты кистью световых импрессионистов», — писала The New York Times в 1925 году.
Прошло без малого 100 лет, и многие города мира преобразили свои здания технологией светового макияжа. При этом новое веяние коснулось как современных зданий, так и творений древних зодчих: Тадж-Махал, Акрополь, Нотр-Дам де Пари — ничего святого не укрылось от рук светодиодных мастеров. Благодаря достижениям современной науки и техники создается, по сути, новый вид искусства.
Россия. Light-версия
Не стоит думать, что в России культура архитектурной подсветки зданий начинается и заканчивается пресловутым «Москва-сити». Сие явление широко распространилось еще в СССР и имело большое значение для культурных акцентов. Сталинский неоклассицизм, ставший ведущим архитектурным направлением с середины 30-х до середины 50-х годов ХХ века, с его монументальностью и архитектурными ансамблями требовал особого подхода к освещению.
Фасады сталинских зданий использовались в качестве постаментов для скульптур, поэтому помимо заливающей подсветки всего здания использовалась и локальная подсветка, направленная на детали. Современный облик сталинских высоток в вечернее время стал еще более ярким. Здание МГУ регулярно используется для свето-музыкальных шоу.
Еще одним важным направлением в развитии архитектурной подсветки в России стало освещение монументов, установленных в память о героях Великой Отечественной войны.
Несмотря на то, что самым освещенным городом в мире признан Лас-Вегас, столица нашей родины мало чем уступает ему. Данные со спутников говорят о том, что Москва ночью светится ярче, чем северное сияние и подступающий с Востока рассвет. Дело, конечно же, не только в архитектурной подсветке, но и она играет свою роль. И не только культурно-эстетическую.
Оказывается, подсветка здания обращает на себя внимание лучше, чем рекламные билборды, при этом не портит виды, а радует глаз. Если светодиодные лампы доверить умелым рукам талантливых проектировщиков, то светом можно привлечь пристальные взгляды к любому, даже самому невзрачному фасаду. Согласитесь, всегда привлекает внимание то, что светится в темноте?
Рязанский акцент
А у нас в Рязани не только грибы с глазами, но и здание администрации города с архитектурной подсветкой.
А также Политехнический институт и арка, венчающая аллею на улице Есенина. Можно смело сказать, что это первый опыт архитекторов-световиков с городскими постройками. Раньше подобные изыски у нас можно было увидеть только в Кремле, но с недавних пор Рязанская епархия выключила «рубильник», ссылаясь на недостаток средств. И пока главная достопримечательность Рязани прячется от глаз туристов и местных жителей в сумерках ночи, на передний план архитектурно подсвеченными выходят другие городские объекты.
Помимо уже перечисленных зданий, власти города планируют уже в этом году подсветить прокуратуру Советского района (Соборная, 11/63) и административно-офисное здание на Ленина, 35. Сие поручение подписал сити-менеджер Олег Булеков, акцентировав внимание на центральных улицах Рязани. На сегодняшний день сформирован перечень объектов, на которых власти города собираются установить архитектурную подсветку, однако план пока не утвержден. Как и не определен объем финансирования.
За уже существующую подсветку любители прогуляться по ночной Рязани могут сказать искренне спасибо компании «Альтернативные системы». Именно эта команда впервые взяла на себя смелость показать рязанцам, что архитектурная подсветка — это не только эстетично, но и практично. И получилось у них, надо сказать, не хуже, чем у столичных светоинженеров.
В создании архитектурной подсветки используются энергосберегающие светодиодные технологии, и помимо статичного света можно установить светодинамическое управление, что позволит изменять во времени интенсивность свечения.
Все это нужно, утверждают городские власти, для предания эстетического облика зданиям и объектам архитектуры. И с этой очевидностью трудно не согласиться. Что красиво — то красиво. Просто прогуляйтесь по Театральной...
Дарья «Была ослеплена красотой ночного города» Копосова