Так о войне рассказывали внукам
О Великой Отечественной войне сказано немало. Об этом времени снимали фильмы и писали книги, и до сих пор тема не исчерпала себя. Накануне Дня Победы мы попробовали рассказать о войне словами очевидцев — тех, кому пришлось встретить ее детьми, тех, кто пошел на фронт и трудился в тылу. В этой статье отголоски четырех страшных лет, переданные из уст в уста и сохранившиеся в письмах. О том, какой была война на самом деле и какой отпечаток оставила в памяти тех, кто видел ее своими глазами, нам, сотрудникам портала YA62.ru, рассказали наши бабушки и дедушки.
Война приходит тихо
Там, где еще вчера люди занимались повседневными делами и строили планы, сегодня провожали мужей, братьев и отцов на фронт. Война пришла внезапно, но захватывала умы и сердца людей постепенно. Даже прощаясь с близкими, они еще до конца не осознавали, что произошло. Вот как о начале войны рассказывает по воспоминаниям своей бабушки выпускающий редактор YA62.ru Ирина Коржова:
«Моего прадеда Веселова Сергея Степановича забрали на фронт в июне 1941 года, еще до начала войны. В октябре 1941 пришло извещение о том, что он пропал без вести. Ему был 31 год. Когда прадедушку и его односельчан призвали на фронт, они еще не знали, что их забирают воевать — им просто сказали явиться в сельсовет с вещами и отправили на учения. Тогда думали, что скоро вернутся домой. Но слухи о начале войны уже ходили».
В первое время люди беспокоились о домашних делах — все их мысли были о семье и хозяйстве. Это видно из строк первого письма Сергея Веселова своей жене, которое он отправил 18 июня 1941 года:
«Срок нашего обучения 45 дней, так что сильно обо мне не беспокойся. Доехал я благополучно. Прошу пропиши мне, как корова, отелилась или нет, и пропиши про горшки, продала или нет, и про огород, что взошло, а что нет. Еще напиши мне, кого из наших взяли на фронт. Больше писать нечего. Остаюсь жив и здоров, чего и вам желаю». Тогда он еще не знал, чем обернется для него начинавшаяся война.
Жили-были
Привычный уклад жизни изменился. Встречи с родными сменились письмами, семейные обеды — поиском продуктов, мирная жизнь — страхом перед войной. Боялись бомбежек, боялись немцев, каждый день жили в страхе получить похоронку.
«И вдруг наблюдатели заметили движение вражеских танков совсем не с той стороны, с которой они должны были появиться! Что делать? Если открыть огонь, погибнут свои же люди, сидящие в окопах. Все напряженно ждали развития событий».
Дарья Копосова, корреспондент YA62.ru, так пересказывает воспоминания своей бабушки о жизни в военные годы:
«Моя бабушка не участвовала в активных военных действиях. Она была учительницей начальных классов и в 41 году только закончила Нижегородский пединститут. Поехала работать в сельскую школу, и буквально через несколько месяцев началась война. Бабушка не любит вспоминать о тех годах, потому что начинает плакать. Но иногда, когда она заговаривает о работе, рассказывает, как ходила с учениками осенью в поля и собирала с ними невыкопанную картошку, чтобы было хоть что-то из еды. Еще бабушка вспоминала, как сильно не хватало хлеба. Приходилось перемалывать злаки вместе со стружкой и всем налетом, чтобы получалось больше муки. И из этого пекли хлеб».
Есть что вспомнить
А вот какие интересные случаи из жизни дедушки Вани вспоминают в семье руководителя портала YA62.ru Романа Казакова.
Иван Никитович Филимонов попал на фронт в 1942 году, а вернулся только в 1946, так как освобождал Европу. Дедушка Ваня дважды был ранен, участвовал в защите Сталинграда, был в плену, бежал...
Когда внучка просила его рассказать о войне, он отвечал: «Вот будет День Победы, тогда расскажу». Одна из его историй была о том, как отряд, в котором служил дедушка, окапывался весь день перед предполагаемым наступлением немцев. И вдруг наблюдатели заметили движение вражеских танков совсем не с той стороны, с которой они должны были появиться! Что делать? Если открыть огонь, погибнут свои же люди, сидящие в окопах. Все напряженно ждали развития событий. Танки покружили на месте, развернулись и уехали. Потом выяснилось, что это были муляжи. «Цель этого маневра была проста: выявить расположение нашей артиллерии. Предполагалось, что наши начнут по ним стрелять, выдав себя. Но, к счастью, все закончилось благополучно», — вспоминал дедушка Ваня.
Став старше, внучка услышала от него другую историю, которая произвела на нее еще большее впечатление. Бежав из плена, дедушка Ваня пробирался к своим. Приходилось передвигаться ночью, а днем отлеживаться где-нибудь. В одной из деревень он задержался на несколько дней. Днем прятался за огородами, а ночевать приходил в школу. Один из учителей приносил дедушке поесть. В один из таких вечеров они услышали за окнами рев мотоциклов. К школе подъехал отряд эсэсовцев. Здание стояло на бугре и было открыто со всех сторон, ничем не загорожено, уйти незамеченным было невозможно. Первое, что пришло на ум дедушке — спрятаться за приоткрытую дверь. Как только он это сделал, в школу вошли немцы. Пройдя в класс и увидев учителя, спросили, кто он такой и что здесь делает. Тот ответил, что зашел запереть школу. Дедушка стоял за дверью, ни жив ни мертв. Немцы окинули взглядом класс и ушли. После того, как они уехали, учитель сказал: «Ну, Ваня, на этот раз все обошлось, но могли мы оба с тобой погибнуть. Наверное, кто-то донес, что ты здесь прячешься. Придется тебе уходить». Они распрощались, и дедушка отправился к своим.
Фотограф портала YA62.ru с улыбкой вспоминает бабушкины рассказы. «Со времен войны у нас осталась немецкая губная гармошка», — воодушевленно делится Наталья Стрельчик, заглянувшая в редакцию, чтобы настроить фотоаппарат. С этим музыкальным инструментом связана одна из занимательных и в то же время опасных историй.
Бабушка Наташи рассказывала, как однажды она с другими детьми решила добыть у немецких солдат табака для русских партизанов, одним из которых был ее дядя.
«Моя бабушка, которая с детства любила петь и танцевать, а потом даже отучилась в театральном институте, залезла на бочку и начала танцевать, размахивая яркими платками. Немцы хлопали и играли на губных и простых гармошках», — изображает наш фотограф пляски и аплодисменты.
Тогда, воспользовавшись моментом, мальчишки стащили у вражеских солдат курево. Ночью, когда дядя пробрался домой, девочка отдала ему мешок с табаком. За это ей сильно досталось. «Никогда так не били меня по лицу», — вспоминала бабушка Натальи. Дядя отлупил ее, чтобы она больше никогда не вздумала устраивать ничего подобного, ведь если бы немцы это заметили — расстреляли бы девочку и повесили перед домом матери. Этот урок Наташина бабушка запомнила на всю жизнь.
Такая страшная война
Есть среди историй, рассказанных внукам, и по-настоящему страшные. Воспоминания, от которых мороз по коже и ужас от осознания того, что все это было на самом деле. Наш фотограф Наталья поделилась одним из них: «Моя бабушка рассказывала, как во время войны в их доме жили немцы и однажды один из них чуть не задушил ее пионерским галстуком. Пионерские галстуки дети перестали носить в школу с приходом фашистов. Галстук моей бабушки был спрятан в шкафу, под бельем. Однажды она открыла злополучный ящик в присутствии фрица, и он заметил кусочек красной ткани. Достав галстук, он подозвал к себе мою бабушку, которая тогда была еще ребенком и начал завязывать его на ее шее. Сделав узел, он начал душить ее. Бабушка вспоминала, как потеряла сознание от удушья. Потом она узнала, что это вовремя заметила мать — тогда она бросилась умолять немца не трогать дочь. Моя прабабушка ползала в ногах у фашиста и целовала его сапоги, моля о пощаде для бабушки».
Похожий случай, произошедший уже по окончании войны, описывает шеф-редактор портала YA62.ru Александр Мойсеюк. Дед, в честь которого его назвали, родом с Западной Украины. Большую часть войны он провел в немецкой оккупации, которая затем фактически сменилась оккупацией бандеровцев и продлилась до начала 50-х годов.
«В дневное время в тех краях действовала советская власть, а ночью из своих нор вылазили бандеровцы, — рассказывает Александр, — в школу мой дед ходил в соседнее село. Приходилось идти пешком 7 км через лес. Дед Саша всегда прятал пионерский галстук глубоко на дно рюкзака. А вот его одноклассник Остапчук так не делал, за что и был повешен на суку. 14-летний Сашко, проходя мимо, видел как раскачивается на ветру тело его товарища с повязанным вокруг шеи красным галстуком».
«Дед всегда ненавидел украинский национализм. И нередко говорил, что он еще подымет голову и тогда на Украине воцарится хаос. К несчастью, мой ныне покойный дедушка Саша оказался прав...», — печально заканчивает рассказ наш шеф-редактор.
И немцы бывали разные
О немецких захватчиках, с которыми пришлось жить, вспоминают не только плохое.
Бабушка Ирины, выпускающего редактора YA62.ru, не раз рассказывала ей историю своей подруги Нины. Ей было 8 лет, когда немцы вошли в их село. Они заняли дом, а семье пришлось расположиться на чердаке. Однажды у Нины заболел младший брат. Их мама ушла на работу, а дети остались на чердаке. Вдруг они увидели поднявшегося к ним немца. Девочка испугалась и забилась в угол, но оказалось, что он принес хлеб для ее больного брата. Немец жестами объяснил, что у него дома осталось четверо детей.
А дедушку шеф-редактора YA62.ru Александра Мойсеюка спас немецкий врач.
«Немцам лично я обязан тем, что существую на этом свете», — поделился он. «В хате моего прадеда на постое была немецкая женщина-врач, — рассказывает Александр, — мой, тогда 10-летний, дед тяжело заболел менингитом. Прабабка отвезла его в больницу в город Луцк, где прямо на входе встретила санитаров, которые выносили труп умершего от менингита ребенка. А луцкий врач прямо сказал бабке Федоре, что у ее сына два варианта — могила или слабоумие до конца жизни. Прабабка после этих слов забрала Сашка домой и доверила жизнь своего ребенка немецкому врачу, которая поставила его на ноги буквально за несколько недель». Дед Александра не только выжил и не стал «дурачком», но и получил высшее техническое образование и многие годы возглавлял один из крупнейших рязанских заводов.
Так закончилась война
В годы войны наши бабушки и дедушки повидали многое. Видели и чудовищную жестокость, и человеческую добродетель. Четыре страшных года закончились так же внезапно, как и начались. До наших дней сохранились редкие строки, написанные прадедом фотографа YA62.ru Василием Зориным о том, что наконец-то завершилась война.
«Сегодня весь день как исключение светит солнце и вот в 5 часов вечера я получил радостные вести — о прекращении военных действий!» — прочитала прабабушка Натальи в письме от мужа, датированном 8 мая 1945 года.
Записала истории Екатерина Гришаева