22 июля 2015, 11:31 1780

Остановись, мгновение. История развития фотографии

Остановись, мгновение. История развития фотографии

176 лет назад в Париже случилось невероятное: Французская академия наук преподнесла человечеству подарок. Она подарила фотографию – удивительный и новый для тех времен способ запечатлеть мир во всех его деталях. И уже на протяжении 176 лет это техническое достижение интересует людей. Оно изменило не только наши взгляды, но и наши знания о мире.

Изобретение фотографии принадлежит французам Луи Дагеру и Нисефору Ньепсу. Они разработали первые методы, а также химические процессы, которые позволили делать фотографии. Затем последовали десятилетия дальнейшего технического совершенствования. С появлением первого фотоаппарата Kodak в 1889 году развитие фотографии достигло уровня, который в сущности остается по сей день. Сначала электроника, а потом оцифровка создали только новые приемы фотографирования.


Первые фотографии Ньепса

Француз Жозеф Нисефор Ньепс (1765 — 1833) считается первым, кто смог запечатлеть изображения на светочувствительном слое. Для этого он взял камеру-обскуру, давно известное устройство, позволяющее получать оптическое изображение объектов. Ему удалось перенести эти изображения на хлоросеребряную бумагу. Правда, они не были светостойкими и быстро выцветали.

Лишь в 1826 году Ньепсу удалось сделать первый «стойкий» снимок, на котором изображен вид из окна его кабинета. Снимок он так и назвал – гелиография (солнечный рисунок). Экспозиция длилась восемь часов. Но с такой длинной выдержкой не представлялось возможным фотографировать людей или движущиеся предметы.

Луи Жак Манде Дагер (1787 — 1851), успешный театральный художник, узнал о работах Ньепса и был так воодушевлен, что позже они стали работать вместе. Вместе они пытались найти способ сократить выдержку.


Меньшая выдержка и многократное копирование

После многочисленных опытов в течение многих лет Дагер обнаружил, что при короткой выдержке на йодосеребряной пластинке можно получить скрытое (невидимое) изображение, проявляемое парами ртути. Луи Дагер экспонировал фотопластинку, правда, из-за плохой погоды вынужден был прервать процесс. Тогда он спрятал пластинку в свой шкаф с химическими реактивами. Когда спустя какое-то время он снова достал ее, он удивленно обнаружил, что на ней появилось изображение. Что-то в его шкафу сократило время выдержки.

Он начал по очереди вытаскивать все химические реагенты из шкафа и при этом каждый раз клал туда новую пластинку, чтобы выяснить, какой химикат вызвал такой эффект. Под конец в шкафу осталось лишь пару случайно пролитых капель ртути. В этом и был ключ к разгадке. Благодаря парам ртути фотопластинкам требовалась меньшая выдержка. После многочисленных попыток ему удалось сократить время выдержки до 4 минут летом и до 15 минут зимой.

камера дагера.jpg

Дагер и Исидор Ньепс, сын умершего Нисефора Ньепса, в 1839 году заключили договор с французским правительством, которое получало право представить так называемую дагеротипию общественности. Правительство считало открытие очень важным. Но все же снимки, которые возникали с помощью дагеротипии были единственными в своем роде, копировать их было невозможно.

Эту проблему смог устранить Уильям Генри Фокс Талбот с помощью так называемой калотипии (негативно-позитивный процесс). Качество, конечно, было несравнимо с дагеротипией, но зато стало возможно получить неограниченное число позитивных копий.


Фотопластинки

Процесс, изобретенный Талботом, имел низкое качество. Также была сильно заметна текстура бумаги. Однако в 1851 году Фредерику Скотту Арчеру удалось избавиться от этого недостатка с помощью предложенного им мокрого коллодионного процесса. В данном процессе применялся коллодий (хлопчатая бумага, растворенная в серном эфире). Он использовался в качестве фотоэмульсии для нанесения на стекло светочувствительного слоя (галогенида серебра).

Качество уже было заметно лучше, но расходы оставались высокими. Коллодий является бесцветной, клейкой массой, которая быстро застывает на воздухе. Поэтому съемку и проявление необходимо было провести, пока материал не высох. Следующий прорыв совершил Ричард Лич Мэддокс. С помощью броможелатинового процесса он сделал возможным изготовление сухих фотографических пластинок, которые по светочувствительности ничем не уступали мокрым пластинкам.


Катушечная фотопленка

Пластинки, которые использовались в качестве основы для светочувствительного слоя, были очень сложны в обращении. Мешал не только вес, но также и то, что для каждой новой фотографии в фотоаппарат должна была вставляться новая пластинка.

Именно поэтому Джордж Истмен совместно со своим партнером разработал в 1889 году катушечную фотопленку. После этого стало возможным делать много снимков друг за другом. Истмен также пришел к мысли избавить фотографа от муторного и трудоемкого процесса проявления и печатания. Для первой своей разработанной модели фотоаппарата он предложил выполнение этих работ в качестве дополнительной услуги. Кто отснял свою пленку, мог отправить свой фотоаппарат фирме Kodak и получить через некоторое время фотографии, а также свой фотоаппарат с новой пленкой. Это одна из существенных причин, почему фотография с наступлением нового века стала еще популярнее.

кодак.jpg


Малоформатные фотоаппараты и цветные пленки

Благодаря улучшенной светочувствительности фотопленки в первые десятилетия XX века появилась возможность производить малоформатные и миниатюрные фотоаппараты. Уже в 1905 году у Оскара Барнака возникла идея уменьшить формат негативов, чтобы впоследствии увеличивать фотографии. Спустя 10 лет Оскар разработал первый в мире малоформатный фотоаппарат. Однако Первая Мировая война приостановила дальнейшее развитие. Лишь в 1920-е годы Барнак смог изготовить первый фотоаппарат Leica, который был официально представлен в 1925 году. Это был шкальный фотоаппарат с 50-миллиметровым объективом, стандарт, который затем копировался сотни раз.

Leica-I.jpg

Наряду со шкальными фотоаппаратами в 1950-х годах появились зеркальные фотоаппараты. Принцип их работы заключается в следующем: свет отражается в зеркале фотокамеры и попадает в видоискатель. Таким образом, фотограф может точно видеть, что в дальнейшем будет на фотографии. Поворотное зеркало фотоаппарата, которое проецирует изображение на видоискатель, при нажатии спуска убирается в сторону, чтобы свет мог попасть на пленку. В 1936 году фирме Agfa впервые удалось разработать цветную пленку. С тех пор каждый мог делать правдоподобные фотографии своего окружения.


Цифровая революция

Применение электроники позволило со временем сделать фотокамеры более удобными в использовании. В 1963 году компания Canon представила первый фотоаппарат с автоматической фокусировкой. 10 лет спустя фирма Rollei выпустила полностью электронный фотоаппарат, который сам мог фокусироваться, выставлять диафрагму и выдержку.

В конце XX века произошла еще одна цифровая революция в мире фототехники. Стало возможным сохранять фотографии на цифровых носителях. Это дешевле и проще, чем на пленке. Фотографию можно сразу посмотреть и, если нужно, удалить. А фоторедакторы облегчают дальнейшую обработку и позволяют исправить некоторые ошибки, которые были допущены при фотографировании. Сегодня каждый может при помощи соответствующего софта устранить дефекты на своих фотографиях.

цифровой фотоаппарат.jpg

Если в начале своего развития, фотография была доступна лишь немногим, то сегодня она затрагивает все сферы жизни и стала, вероятно, важнейшим средством коммуникации.

Каким бы стремительным ни был технический прогресс, одно остается неизменным на протяжении 176 лет. Это фотографический принцип восприятия и передачи. Сегодняшние «камеры-обскуры» имеют невероятные возможности, только реализация нашего восприятия действительности – это решение, которое происходит в нашей голове. Не в камере!

www.planet-wissen.de


Перевод YA62.ru

Возврат к списку

Архив новостей