5 баллов
07 ноября 2023 11:29
15002

Муки транспорта. Почему в Рязани «приостановили» долгожданную реформу

Муки транспорта. Почему в Рязани «приостановили» долгожданную реформу
19 октября в Рязани презентовали новую транспортную модель города. Казалось бы, мы ждали этого момента много лет, и вот, наконец, дождались, но не тут-то было. Спустя всего пять дней губернатор Рязанской области Павел Малков в ходе заседания правительства призвал главу администрации Рязани Виталия Артемова реформу «приостановить».

В подробности губернатор не вдавался и требование свое для общественности не расшифровал, но отметил, что в соцсетях горожане транспортную модель критикуют, и потому необходимо взять паузу, чтобы «не напортачить». С чем конкретно связана внезапная осторожность главы региона, сказать сложно.

Но журналист YA62.ru проанализировала сложившуюся ситуацию, поговорила с транспортными активистами и выяснила, чем действительно плоха рязанская модель развития городского транспорта и правда ли, что пробки на дорогах стали больше с появлением выделенных полос. Спойлер: не стали.

 

Муки транспортной реформы

Почему-то Рязани одинаково не везет как с транспортом, так и с его реформами. Губернаторы меняются, а проблема практически не сходит с мертвой точки. Невольно вспоминается старый анекдот про «АвтоВАЗ»: то ли руки не оттуда растут, то ли место проклято.

Впервые серьезно о транспортной реформе начали говорить во время губернаторского срока Николая Любимова. Подходили к проблеме то с одной, то с другой стороны, выделялись деньги, давались обещания. Вот только результаты расчетов никак не совпадали с реальной картиной существующих проблем в области общественного транспорта, и все начиналось заново. В итоге дореформировались до того, что едва не угробили муниципальный транспорт силами назначенного на должность директора УРТ Алексея Розвезева, который пытался протащить на рязанские дороги аффилированных с ним коммерческих перевозчиков.

Обещания губернатора Павла Малкова об улучшении состояния общественного транспорта никогда не были пустыми. Новый глава региона неустанно повторял, что проблема существует, в одночасье она решиться не может, но постепенно вполне реально провести в Рязани современную транспортную реформу. Свои слова новый губернатор всегда подкреплял делом: при нем впервые за несколько десятилетий в городе появились новые троллейбусы и автобусы, а не списанные развалюхи из Москвы и Санкт-Петербурга.

Фото 1 Новый троллейбус Адмирал в Рязани.JPG

Началась долгая работа над новой транспортной моделью города, и 19 октября ее впервые продемонстрировали общественности. С докладом выступила руководитель проектов ООО «Строй Инвестор Проект» Елизавета Игнотенко. Разработчиками модели было предложено три сценария развития событий – от самого мягкого до радикального и дорогого. В основе каждого из них лежала организация опорной маршрутной сети, в которую входят магистральные маршруты автобусов и троллейбусов, а также обновление подвижного состава, закупка автобусов большой вместимости, троллейбусов, в том числе и с автономным ходом. В третьем, самом смелом сценарии, предусмотрено строительство троллейбусной контактной сети, что практически невозможно без серьезного финансирования, добыть которое можно только двумя путями: участвуя в соответствующих государственных программах или вступив в концессию.

Так как никакого обещания в финансировании смелых идей руководство региона не делало, остановиться пришлось на самой простенькой и дешевой транспортной модели, которая предполагает отмену и замену нескольких маршрутов.

Фото 2 Транспортная модель и отмена маршрутов.JPG

Почему это ни к чему не приведет, по просьбе YA62.ru порассуждал транспортный активист Сергей Чернышов.

– Главная проблема презентованной транспортной реформы, как бы парадоксально это ни звучало, состоит в том, что она нереализуема. Все, чем она ограничивается, это отмена и замена нескольких маршрутов. У нас только за 2021 год было больше отмен и изменений, чем предлагает транспортная реформа. К тому же предложенные изменения должны воплотиться в жизнь только в 2026 году. То есть вся система городского транспорта должна еще три года существовать в неизменном виде. Это весьма авантюрное решение. У коммерческих перевозчиков сейчас дела обстоят не очень хорошо, и велика вероятность, что некоторая часть маршрутов сократится под влиянием рынка, либо будет принудительно отменена. И это будут совершенно не маршруты, которые заложены в транспортную модель. И в 2026-м встанет вопрос не реализации реформы, а срочного решения проблемы с заменой ушедших маршрутов, которые прекратили свое существование из-за тяжелой экономической ситуации коммерческих перевозчиков, – пояснил Чернышов.

 

Почему осторожничает губернатор?

Как уже было сказано ранее, причин осторожного обращения с транспортной моделью Рязани мы не знаем, но у редакции есть два предположения.

Фото 3 Губернатор Рязанской области Павел Малков.JPG

Версия первая: Павел Малков, поняв, что в соцсетях появилось много негативных отзывов о новой транспортной модели, решил не раздражать электорат перед президентскими выборами, которые пройдут в следующем году, и спустил реформу на тормозах.

Недовольных оказалось много. Пассажиров общественного транспорта напугала потенциальная отмена и корректировка ряда маршрутов: авторы транспортной модели предложили отменить маршруты №№32, 33, 45, 53, 66, 88 и скорректировать маршруты №№20, 21, 30, 42, 58, 68, 85 и 90.

В свою очередь владельцы личного автотранспорта горячо раскритиковали появление и будущее планирование выделенных полос для общественного транспорта. Голоса недовольных звучат так громко, что пугают региональную власть, заставляя ее принимать неэффективные решения.

Фото 4 Выделенные полосы в Рязани Первомайский проспект.JPG

А доказательством того, что решение о «приостановке» транспортной модели является неэффективным и даже вредным, можно считать поведение автомобилистов на Московском шоссе в утренние часы пик. 24 октября Малков заявил о том, что с модернизацией нужно притормозить, два дня горожане эту информацию переваривали, а уже 27 октября впервые решили саботировать выделенные полосы и, нарушая ПДД, создали мертвую пробку на Московском шоссе. На массовый выезд в неразрешенную полосу отреагировали представители ГИБДД, но народ уже было не остановить, и спустя несколько дней ситуация повторилась.

Здесь мы считаем важным отметить, что выделенные полосы для общественного транспорта на Московском шоссе и Первомайском проспекте появились еще летом, но до заявления Малкова о приостановке внедрения транспортной модели случаи полной блокировки выделенок личным транспортом не фиксировались.

Эта ситуация хорошо иллюстрирует, как самоустранение власти от проблемных точек в инфраструктуре города моментально перечеркивает все то хорошее, что уже было сделано в этом направлении.

Вторая версия «приостановки» транспортной модели еще более печальная – есть предположение, что ее вообще не собирались реализовывать в том виде, в каком представили общественности. По мнению транспортных активистов, презентовали модель скомканно и сумбурно, без достаточной конкретики.

– От транспортной модели ощущения никакие, – признается активист Сергей Чернышов. – Это не реформа, а незначительные изменения, которые кажутся зачастую случайными. Перемены должны быть более кардинальными, с учетом того, что любой коммерческий маршрут может в любой момент исчезнуть и его нужно будет сразу же как-то замещать и компенсировать.

По мнению собеседника YA62.ru, реформирование городского транспорта должно опираться на расширение троллейбусной сети, а также увеличение количества комфортного общественного транспорта. Чернышов уверен, что продление троллейбусной сети в Семчино, Недостоево и до Новоселов, 60 уже значительно улучшит транспортную модель города.

 

Говорят, из-за выделенок стало больше пробок. Это так?

Нет, это не так. Но есть нюанс.

Пробки как были, так и остались, зато общественный транспорт в часы пик действительно стал ездить быстрее, говорит Сергей Чернышов.

– Были единичные случаи скопления машин в тех местах, где раньше этого не наблюдалось, но это скорее спонтанные моменты, спровоцированные иными факторами. В один день был затор, в другой уже не было, – объясняет активист. – Пробки как были до выделенки, так и остались. А вот общественный транспорт значительно ускорился: в среднем в часы пик он стал ездить на 10 минут быстрее, что в условиях Рязани колоссальная экономия времени. И это только за счет выделенных полос на Московском шоссе. Хотя и здесь есть недочет. В районе «Премьера» есть промежуток, где выделенная полоса появляется из ниоткуда и уходит в никуда. Вот эту часть, вероятно, стоит убрать, чтобы у людей не было соблазна по четвертой полосе объехать пробку, а потом опять пытаться вклиниться в поток, тем самым пробку и провоцируя. На это уже обратили внимание водители. На Первомайском проспекте своя сложность – левый поворот при выезде с Московского шоссе. И здесь скорее из-за него собирается пробка. Возвращаясь к вопросу выделенных полос, полагаться нужно на научные труды в области городского транспорта, коих написано достаточно. И все они говорят важную вещь: выделенки нужно делать там, где есть значительный поток общественного транспорта, чтобы вывести его из пробок. На этом – всё.

Здесь мы делаем вывод: выделенные полосы и не должны спасать от пробок водителей личного автотранспорта, но должны помогать общественному транспорту преодолевать пробки без препятствий. Выделенки на Московском шоссе и Первомайском проспекте показали, что схема рабочая.

Новая транспортная модель предполагает, что до 2027 года в Рязани выделенные полосы появятся еще на семи улицах: Новоселов, Интернациональной, Касимовском шоссе, Советской Армии, Есенина, Соборной и Ленина.

Фото 5 Поэтапное введение выделенных полос в Рязани.JPG

Транспортные активисты уверены, что работу по внедрению выделенных полос необходимо продолжать, причем проводить ее с расширением улиц, где это возможно, чтобы не отбирать у личного автотранспорта полосы.

– Новоселов и Касимовское шоссе вполне можно расширить на две выделенных полосы. Правда, оттуда хотелось бы перепрыгнуть на улицу Новую, но город решил почему-то делать выделенные полосы на Есенина, из-за чего ни один популярный маршрут общественного транспорта не будет охвачен выделенками полностью. Необходимо грамотно работать в этом направлении, в том числе информировать население, рассказывать, почему такие решения пойдут на пользу, – отмечает Сергей Чернышов.

 

А что говорит мэр?

Диалог городской администрации с горожанами пока не получается. В случае с транспортной моделью – по независящим от мэрии причинам. Губернатор сказал «приостановить», Виталий Артемов «приостановил». Не ругаться же с руководством на глазах общественности.

Вот только общественность, которую так долго готовили к реформе, хочет и имеет право знать, почему проект вдруг поставили на стоп без объяснения причин.

Редакция YA62.ru обратилась с этим вопросом в администрацию Рязани. Ответ приводим полностью:

«В октябре в администрации города Рязани представили результаты научно-исследовательской работы по совершенствованию и развитию сети маршрутов регулярных перевозок пассажиров.

Наибольшую волну критики вызвал вопрос изменения схем движения или отмены маршрутов. Перед принятием окончательных решений об отмене или изменении какого-либо маршрута будут проводиться дополнительные исследования, замеры пассажиропотока на остановках. По итогам полученных результатов в документы транспортного планирования могут быть внесены корректировки.

Все мероприятия рассчитаны на долгосрочную перспективу. Информация о проводимых мероприятиях по изменению схем движения или отмене маршрутов, а также об изменении класса и количества подвижного состава, обслуживающего маршруты, будет размещаться на сайте администрации города Рязани, в средствах массовой информации и социальных сетях.

Транспортной моделью предусмотрено обновление парка автобусов и троллейбусов МУП города Рязани «Управление Рязанского троллейбуса», к реализации которой администрация города Рязани совместно с правительством Рязанской области приступили с 2022 года. В этой части реализация модели продолжается.

В прошлом году при поддержке правительства региона закуплено 20 новых троллейбусов. В текущем году в УРТ уже поступило 39 новых автобусов. До конца года запланирована покупка 25 автобусов большого класса, работающих на газомоторном топливе, и пяти новых троллейбусов. Кроме того, из Санкт-Петербурга передано 23 троллейбуса в хорошем состоянии, прошедших капитальный ремонт.

Обновление транспорта и приобретение нового подвижного состава продолжится и в будущем году».

Фото 6 Мэр Рязани Виталий Артемов.JPG

Если внедрение транспортной модели действительно «приостановили» только из-за этого, то дела и правда плохи. Вместо важнейшей долгожданной реформы, которая требует от властей железной воли, мы получаем мягкие необязательные изменения и неуверенную позицию главы региона.

Вероятно, региональным и городским властям пора определиться, действительно ли они хотят превратить Рязань в город для комфортной жизни или все обещания так и останутся только на словах.

Дарья Копосова

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт