Пробок нет
15 апреля 2014 18:10
2328

Михаил Крылов: «В любом бизнесе надо быть смелым!»

Михаил Крылов: «В любом бизнесе надо быть смелым!»

В кабинете у Михаила Крылова уютно: помещение похоже на творческую мастерскую. Посмотрите налево — там экспонаты для будущего музея современной музыки, который пока в проекте. Посмотрите направо — на стене висит план благоустройства улицы Почтовая, до реализации которого осталось всего полгода. Сам же депутат вежливо и заинтересованно отвечает на бесконечные телефонные звонки, оставляя на стикерах заметки о будущих делах. И несмотря на то, что дел много, пообщаться с корреспондентом YA62.ru самый медийный и, пожалуй, самый творческий депутат областной думы, в прошлом успешный бизнесмен Михаил Крылов время нашел. Говорили недолго и в основном о бизнесе.


— Бизнесом и сейчас заниматься тяжело, а в годы перестройки, наверное, было и того сложнее. Немногие рисковали войти в «реку» предпринимательства, как же вас угораздило рискнуть и с чего все начиналось?

— Это было давно, в 1987 году, когда Михаил Горбачев разрешил людям заниматься частным бизнесом. Организовывались кооперативы, стало можно зарабатывать деньги. На самом деле было обидно: работаешь на предприятии, трудишься творчески, а получаешь столько же, сколько и твой коллега-бездельник. В новых условиях люди, которые могли и хотели работать, получили такую возможность. И мы с друзьями решили не отставать, создали кооператив по бытовому обслуживанию населения, назвав его «Фонограф». Компания эта просуществовала до 2010 года.


— Вы сразу решили заниматься техникой, потому что почувствовали веяние времени и будущий успех?

— Я просто сам всегда любил возиться с техникой, да и эта ниша в то время была совершенно не заполнена, свободна от конкурентов. Мы одновременно занимались разными проектами: строительством, продовольствием, одеждой, звукозаписью, ремонтом аппаратуры и концертной деятельностью. Но кризис 2008-2010 годов заставил свернуть всю нашу деятельность. В экономике страны произошло перераспределение финансов, и многие фирмы закрылись. Это коснулось не только Рязани, но и всей России. Процессы идут до сих пор, потому что наступило время большой конкуренции. Открылись крупные торговые центры, в регион пришли федеральные и мировые «игроки», сражаться с которыми крайне тяжело. «Ашан», «АТАК», «Глобус», «Перекресток» перераспределили продовольственный бизнес в свою пользу. Из рязанских фирм в сфере продовольствия остались, пожалуй что, «Барс» и «Сорока». Остальные канули в Лету. В других сферах – то же самое. Федеральные бизнесмены отобрали у рязанцев большой кусок пирога, что, конечно же, негативно сказалось на внутренней рязанской экономике.


— То есть, раньше заниматься бизнесом было проще, несмотря на трудности 90-х?

— Да, безусловно. Потому что было больше пространства для маневра, непаханое поле для начинающих предпринимателей. Можно было найти такие ниши, которые были не заняты, и, войдя в них, развиваться настолько интенсивно, насколько позволяла фантазия. Сегодня помимо живой торговли — когда пришел в магазин и купил то, что нужно — активно развивается интернет-торговля. Кто хоть раз попробовал такую форму купли-продажи, начинает ею пользоваться регулярно. Технологии меняются, и те, кто не успевает подстроиться под них, уходят на второй план, уступая своим более продвинутым и приспособленным конкурентам.

На самом деле было обидно: работаешь на предприятии, трудишься творчески, а получаешь столько же, сколько и твой коллега-бездельник.

В условиях жесткой конкуренции живет весь мир. Это мы недавно пришли на это поле. Нравится это или нет, но надо учиться играть по новым правилам. На мой взгляд, это нормально.


— Корабль вашего большого бизнеса прошел много подводных камней за время своего плавания?

— Подводных камней действительно было много. Никто не умел тогда в стране заниматься бизнесом, все делалось «на коленках». Насколько наших мозгов хватило купить подешевле и продать подороже, настолько мы развивали свой бизнес. Мы тогда не подозревали о том, что есть какой-то там суперсервис и принципы успешной торговли. До всего пытались доходить своим умом. Потом предприниматели начали ездить за границу и смотреть, как строится бизнес там. И постепенно опыт соседних стран перешел на российский рынок.

Трудности были и с клиентами. Пионеров предпринимательства называли не иначе как барыгами и спекулянтами. Я выслушал в свое время массу недовольства. И это пережили. Хотя, справедливости ради, скажу, что были и благодарные люди — наши клиенты, которым мы предоставляли товары соответственно новым потребностям. Кто-то хотел современный большой телевизор — мы помогали человеку обрести его. Потому что отечественная промышленность и система торговли не были готовы удовлетворять возросшие запросы населения.

Ни для кого не секрет, что в 90-е годы разгул мафии достиг своего апогея. Бандитские группировки ходили с пистолетами и стучали в офисы. Эта напасть коснулась всех. И пусть не обманывают те предприниматели, которые говорят, что их миновала необходимость обзавестись «крышей».

Когда мы ездили за товарами на машинах, не было ни одного случая, чтобы нас не остановили гаишники. Обычно сотрудники ГАИ называли это так: «О! Подарки едут!». Что касается других органов — налоговая и пожарная инспекции, СЭС — все кормились за счет начинающих бизнесменов. Чистой воды паразитизм. Сейчас словами даже не описать, какие, так называемые, подводные камни, преодолели предприниматели в 90-е годы. Людям просто надо давать медали за стойкость.


— И тем не менее, бизнес в России развивался. Значит, было и что-то хорошее?

— Только одно: непаханое поле. Никто не понимал, как зарабатывать деньги, поэтому творили все, что позволяла фантазия. Мы тогда вывели свою формулу для успешного развития бизнеса: конкурентоспособная цена, успешные рекламные кампании и акции, ориентированность на клиента.

Шаблоны наших акций до сих пор используют на федеральном уровне уже другие фирмы. К примеру: сдай старую технику и получи новую. Это была реклама «Фонографа», придуманная нами, нигде не подсмотрена — чистое творчество. Что же касается отношения к клиенту, оно у нас сразу было правильным. Мы действовали по принципу «меньше понтов».


— Вы прошли полноценный путь предпринимателя: от идеи бизнеса и до его завершения, — вывели ли вы для себя формулу успеха?

— Главный принцип в любом бизнесе — надо быть смелым. Смелость, граничащая с наглостью, решительность — вот черты успешного предпринимателя. Если в человеке есть этот внутренний стержень, то у него получится заниматься бизнесом. Если нет, то так и останешься ждать, когда на тебя свалится манна небесная.

Никто не понимал, как зарабатывать деньги, поэтому творили все, что позволяла фантазия. 

— Сейчас вы депутат областной думы и бизнесом уже не занимаетесь. Не скучаете по бурной напряженной деятельности предпринимателя?

— Я скажу так: у всего есть жизненный цикл. И те 20 лет, которые я отдал предпринимательской деятельности, не прошли даром. Они были интересны и насыщенны, но мне уже не хочется туда возвращаться. Сегодня я работаю в другой сфере. Много общаюсь с людьми, стараюсь помочь каждому, кто обращается. Прежний опыт в работе в округе — настоящее подспорье.

Не бросаю и творчество: выпускаю диски, создаю оркестры. Выступил с идеей реконструкции пешеходной улицы Почтовой. Очень благодарен главе администрации города Виталию Артемову за то, что идею поддержал.

— Сегодня относительно вашей персоны громче всего говорят об этом общественно-значимом проекте: благоустройстве Почтовой улицы.

— Сейчас главой города принято принципиальное решение о том, что ко Дню города Почтовая должна приобрести новый вид: будет выложена плитка, поставлены фонари, лавочки, цветочницы. Почтовая должна стать одной из визитных карточек Рязани. Это важно, потому что сегодня кроме Кремля и музея Павлова никаких культурных мест, куда люди могли бы пойти, нет. Нужно вернуть людей на Почтовую, где будут работать новые музеи, выступать музыканты, художники, проводиться мастер-классы. Это место станет сценической площадкой нон-стоп шоу. Постараемся сделать все, чтобы каждый вечер там происходило что-то интересное.

Сегодня люди проводят досуг в торговых центрах, потому что там можно погулять, зайти в кафе, посмотреть кино и, если повезет, даже наткнуться на культурное мероприятие. Однако как показывается практика, живое уличное общение не идет ни в какое сравнение с прогулками по магазинам. Происходит особый вид коммуникации. В идеале мы хотим добиться того, чтобы жители города не задумываясь шли на Почтовую, когда у них будет появляться свободное время. Я даже слоган придумал: «Почтовая. Встречаемся здесь!».


— Судя по тому, сколько проектов вы создаете, ваша прошлая работа сегодня помогает вашему нынешнему образу жизни?

— Любой процесс требует управления, а принципы его во всем одинаковые. Есть такое понятие, как функции менеджмента. Они распространяются на все, начиная от взаимодействия с самим собой и заканчивая серьезными проектами, которыми надо управлять. Каждый вопрос, который возникает по долгу депутатской службы, требует управленческого решения, и здесь меня выручают навыки предпринимателя. Когда люди, всю жизнь работавшие в бюджетной сфере, предлагают какой-то закон, касающийся предпринимательства, часто возникает непонимание. Такой закон может выйти «кривым» и грозит нанести вред российскому бизнесу. А этого ни в коем случае нельзя допускать.

Я придерживаюсь такого мнения: нужно поднимать экономику, дать возможность бизнесу заработать деньги и параллельно решать социальные вопросы. Когда предприниматели станут сильными, будут счастливы и бюджетники. А по-другому — никак. Вариант отнять, поделить и раздать — уже не работает.

Внимательно выслушала и зафиксировала Дарья Копосова  

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт