5 баллов
21 мая 2015 12:16
5746

Гнездо с детской смесью. История создания Nestle

Гнездо с детской смесью. История создания Nestle

Анри Нестле всю свою жизнь посвятил исследованиям в области детского питания и в конце концов изобрел молочную муку, которая обеспечила ему место в истории пищевой промышленности.

В Швейцарии вряд ли кто знает о том, что Анри Нестле, основатель продовольственной империи, родился во Франкфурте 10 августа 1814 года, и при рождении его имя звучало — Генрих Нестле. И лишь 60 лет спустя, уже после своего предпринимательского прорыва, он получил швейцарское гражданство и переиначил имя на французский манер — вместо Генриха Нестле стал называться Анри Нестле. Однако происхождение Нестле – это не единственный малоизвестный факт об этом великом пионере пищевой промышленности, его жизнь и деятельность также наполнена массой неожиданностей.


Запрет предпринимательской деятельности

Нестле родился во Франкфурте в семье стекольщика и был одиннадцатым ребенком из четырнадцати.

О его школьном образовании ничего не сохранилось, однако известно, что он в течение четырех лет учился на фармацевта. Получил образование он, когда ему еще не исполнилось и 20 лет. О его деятельности непосредственно после получения диплома сведений также не сохранилось. Можно только предположить, что он, как было тогда принято, отправился в странствие, которое привело его в 1839 году в Лозанну. Там он сдал вступительный экзамен на помощника фармацевта, после чего работал в аптеке в небольшом швейцарском городке Веве.

Причины его переезда из Франкфурта являются спорными. Наряду с личными и экономическими причинами существенную роль могли сыграть также и политические мотивы. Нестле не был политическим активистом, но имел тесные взаимоотношения с франкфуртскими либералами; в 1832 году его семья выступила с протестом против ограничения свободы печати, что вызвало ряд репрессий. Послужило ли это основной причиной переезда Нестле, остается неясным, но его антимонархистские взгляды, по крайней мере, сыграли определенную роль.

В кантоне Ваадт он получает вид на жительство при условии, что он не будет заниматься собственной предпринимательской деятельностью. Это условие объясняет тот факт, почему Нестле не стал сдавать экзамен на фармацевта, а ограничился помощником, хотя он был в состоянии выполнить все условия для этого. Ведение собственного дела ему все равно бы не разрешили. Тем не менее, сданный им экзамен позволил ему самостоятельно проводить химические опыты, что явилось очень важным для его дальнейшего профессионального становления.

Значительную роль также сыграл его начальник – фармацевт Марк Николье. Он учился у известного немецкого химика Юстуса фон Либиха и разбирался в современных, экспериментальных методах исследований, которым он обучал своего молодого помощника. Либих как раз написал новаторскую работу по кормлению новорожденных, которая повлияла на дальнейшую деятельность Нестле. Благодаря ходатайству Николье в 1843 году Нестле было разрешено приобретать коммерческое имущество, а также машины, в том числе устройство по переработке рапса. Стартовый капитал для своего первого предприятия он получил от своей состоятельной тетушки из Франкфурта. Из помощника фармацевта он превратился в творческого предпринимателя, который сначала производил масла для ламп, ликеры, уксус и удобрения, а позже также и минеральную воду, и лимонад, что для тех времен являлось новшеством, правда, некоторое время спустя вынужден был отказаться от последнего из-за высокой конкуренции.

Нестле связывал очень высокую смертность младенцев и детей того времени с неправильным питанием.

Нестле был мастером на все руки, хотя сам себя он предпочитал называть «предпринимателем» или «химиком». В качестве нового источника дохода для своей фирмы он видел газовую лампу, которую помнил еще со времен своей юности во Франкфурте. Когда в 1858 году в городе Веве был объявлен тендер на установку газового освещения на улицах, Нестле подал заявку и выиграл его. И как следствие он сосредоточился на этой сфере, а также на производстве удобрений. Когда Веве стал обеспечивать себя с помощью собственного газового завода, Нестле вынужден был снова переориентировать свою деятельность.


Мука́ против детской смертности

В 46 лет Анри женился на Клементин Эман, дочери франкфуртского врача. Детей у них не было. В последующие годы, после неудач в строительной сфере, он взялся за исследования и эксперименты в области детского питания. Что его побудило к этому, остается неизвестным. Но производство детской муки принесло ему в конце концов успех и заложило основы сегодняшнего концерна Nestlé.

Зато известно, что Нестле связывал очень высокую смертность младенцев и детей того времени с неправильным питанием. Работы Либиха, дружба с Николье и с лозанским ученым Шнецлером, а также влияние его жены, которая как дочь врача лучше разбиралась в феномене детской смертности, несомненно, сыграли в этом большую роль. Во времена Нестле около 15-25 % детей (в зависимости от местности) умирали на первом году жизни. Высокая смертность была обусловлена различными социально-экономическими факторами. Многие матери не хотели (так как в состоятельных кругах это считалось неприличным) или не могли (так как работали посменно или сами были больны) кормить грудью своих детей. Вплоть до 1880 года во многих регионах Европы лишь 15% младенцев питались молоком матери. В то же время альтернативы грудного вскармливания совершенно не подходили, так как продукты питания было тяжело хранить, а гигиенические условия были очень плохими. За пределами научных кругов высокая детская смертность не связывалась с темой питания. Распространенные в то время суеверия и некий фатализм привели к тому, что смерти младенцев принимались как должное, либо объяснялись глубокомысленными теориями.


«Чудотворное средство»

Либих интенсивно занимался темой человеческого питания и находился в поисках детского питания, которое было бы наиболее похоже на материнское молоко. Также и Нестле начал свои первые эксперименты в поиске заменителя молока матери. Тот факт, что в некоторых областях Швейцарии детская смертность была ниже среднего, он связывал с хорошим качеством коровьего молока, поэтому он пытался создать продукт на основе молока. Его исследование длилось долгие годы; своим первым продуктом, молочной пастой, он остался недоволен, так как она мало была похожа на материнское молоко. Между тем, он снова занялся строительством, а именно производством цемента.

Лишь изобретенный Либихом «суп для младенцев» вдохновил Анри на новые эксперименты с детским питанием. Его последующие опыты практически не задокументированы. Спорным остается также то, когда именно пришел успех. Сам Нестле датирует изобретение своей детской муки осенью 1867 года. Предположительно, новорожденный ребенок его друга Шнецлера был первым, на ком испытали муку. После этого Нестле опробовал свой продукт на недоношенном ребенке, которого не могли кормить грудью. И когда благодаря детской муке он выжил, все сразу заговорили о неком «чудотворном средстве». Врачи его протестировали и назвали продукт коммерческим прорывом.

nestle.jpg

Сам Нестле был сразу уверен в своей детской муке, в отличие от прежде разработанной им пасты. Это подтверждает его фраза: «У моего открытия большое будущее, так как до сих пор не существует ни одного продукта, который мог бы сравниться с моим детским питанием». Он никогда не скрывал то, что на создание этого продукта его вдохновил Либих. Правда, он называл кашу Либиха «очень сложной для приготовления». По качеству продукт Либиха был равноценен продукту Нестле; но питание Нестле имело преимущество в простоте приготовления и сроке хранения.


Грандиозное производство

После внезапного успеха своей детской муки Нестле полностью сконцентрировался на ее производстве и прекратил заниматься другой предпринимательской деятельностью. Уверенный в том, что его изобретение будет раскупаться нарасхват, он решился на крупное производство и приобрел соответствующее оборудование, частично на деньги своей тещи, так как к тому моменту он еще не был богат. Из-за потрясающего успеха муки годы непосредственно после изобретения характеризовались постоянным недостатком производственных мощностей. Не хватало оборудования, чтобы удовлетворить спрос. Но Нестле был занят не только производством муки, но и ее продажей, а также самой маркой Nestlé.


Продвижение марки Nestlé с самого начала

Для своей детской муки Нестле захотел создать марку. Он писал: «Недостаточно просто производить продукт. Он должен быть признан врачами и общественностью». Он также хотел защитить свой продукт от подделок. «Я горжусь своим изобретением и буду пытаться прославить свое имя». 

После продажи Анри предоставил судьбу своего предприятия другим, а сам, будучи богатым человеком, поселился в деревне Глион под Монтре.

Он решил не делать эмблему в виде креста швейцарского флага для своей муки, так как ее легко можно было копировать. Нестле хотел свой собственный неповторимый символ. Анри взял за образец свой фамильный герб, который изображает птичку в гнезде. Фамилия Нестле в переводе означает «маленькое гнездо». «Мой продукт должны узнавать с первого взгляда. Гнездо – не только мой товарный знак, но еще и мой фамильный герб». Таким образом, Нестле вошел в историю не только как изобретатель детской муки, но и как талантливый стратег в области маркетинга. В 1868 году он создал один из первых швейцарских фирменных товаров, еще до того, как в стране появились правовые условия для этого. Вероятно, его заслуга даже больше состоит в работе в отношении собственного товарного знака, чем в изобретении муки.


Изнуряющий подъем

Коммерческий успех детской муки, которая уже спустя год после ее появления продавалась по всему миру, стремительно превзошел финансовые возможности Нестле. Когда нужно было заметно увеличить производственные мощности уже в третий раз за несколько лет, это оказалось невозможным без привлечения заемного капитала. Нестле, однако, опасался новых методов финансирования, и резкий подъем его предприятия превзошел его собственные силы. В начале 1875 года, спустя 8 лет после открытия муки, Анри решил продать свою фирму. Покупатели вскоре организовали акционерное общество и создали все предпосылки для значительного расширения предприятия.

Вместе с фирмой он продал также и марку Nestlé, свою фамилию, символ с птицей в гнезде, а также свою собственную подпись, которая первоначально присутствовала на баночках с детской смесью. «Так как я продал свою фамилию, то моя жена должна мне помочь в выборе новой». После этого у него была фамилия Нестле-Эман. После продажи Анри предоставил судьбу своего предприятия другим, а сам, будучи богатым человеком, поселился в деревне Глион под Монтре. Он ничуть не жалел о своем решении. Про свое новое место жительства он говорил: «На свете нет прекраснее места для того, чтобы наслаждаться жизнью».  

Клаудиа Эберзольд Салай, Neue Zürcher Zeitung

Перевод YA62.ru


Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт