19 ноября 2020, 12:39 22836

Белгородское транспортное чудо. Наглядный пример для Рязани

Белгородское транспортное чудо. Наглядный пример для Рязани

Осенью 2020 года в Белгороде ввели первую очередь реконструированной улицы Щорса – одну из главных транспортных артерий 400-тысячного города. Ядром проекта стала уникальная для нашей страны выделенка по центру – фактически метробус, но в рамках одной конкретной улицы.

Давайте разберем амбициозный проект белгородских властей и подумаем, может ли такая практика быть перенята Рязанью.

 

Чудо-город

Белгород – город нетипичный. Попадая сюда, ты будто оказываешься в маленькой Москве. Ровный асфальт, отличное освещение, набережная, обустроенная по последнему слову урбанистики, чистота, озеленение, аккуратные дворы без запаркованных на газоне машин – всё это совершенно не характерно для обычного среднерусского областного центра.

Фото 1 белгородское благоустройство коллаж.jpg

И вот в прошлом году белгородские власти заставили говорить о себе всю страну, объявив о невиданном даже для столицы проекте реконструкции четырехкилометровой улицы Щорса.

Уже через год, несмотря на пандемию, экономический кризис и другие катаклизмы, первая очередь проекта была сдана.

 

До и после

До реконструкции улица Щорса была типичным для наших городов четырехполосным (на некоторых участках пяти- и шестиполосным) аэродромом с автобусными и парковочными карманами и редкими пешеходными переходами. В общем, такой привет из середины прошлого века.

Фото 2 улица Щорса до реконструкции.jpg

Теперь давайте посмотрим, что поменялось.

Первое и главное – это выделенная полоса по центру дороги. Почему она расположилась именно по центру, а не в классическом варианте – по правым краям? Для большей скорости общественного транспорта. Ведь классические «правосторонние» выделенки нельзя полностью обособить. Невозможно убрать многочисленные выезды со дворов и прилегающих территорий, да и правые повороты для автомобилей никто не отменял. Когда же автобус шурует по центру, к тому же с собственной светофорной фазой (на улице Щорса предусмотрены отдельные светофоры для общественного транспорта), то дорога для него свободна и «под ногами» никто не путается.

Фото 3 выделенка на улице Щорса.JPG

Второе отличие, вытекающее из первого, – это остановки, которые теперь располагаются на платформах. Казалось бы, опасная затея – делать остановки по центру оживленной улицы. Но если изучить, как тут всё устроено, становится понятно, что стало в разы безопаснее для всех участников дорожного движения.

Фото 4 остановочная платформа.JPG

Во-первых, переходы теперь через одну-две полосы, а не через четыре как раньше. При этом сами полосы сузились приблизительно на метр, а на некоторых участках было создано дополнительное успокоение трафика при помощи изгибов. Очень важно, что переходы есть с обеих сторон платформы, то есть, выходя из автобуса, ты можешь сразу пойти в нужную тебе сторону, не делая крюков и зигзагов. Во-вторых, самой конструкцией улицы уже заложена хорошая видимость пешеходов. Они теперь не выпрыгнут под колеса из-за припаркованного автомобиля или остановившегося на остановке автобуса.

Фото 5 переходы на улице Щорса.JPG

Следующее отличие незаметно на первый взгляд, но является очень существенным. На улице Щорса реконструировали ливневку. Я попал сюда как раз в дождливый день и ни на одном из переходов не промочил ноги, а, стоя на платформенной остановке, совершенно не опасался, что меня обдадут из лужи.

Другое важное изменение заключается в замене круговых перекрестков на расширенные светофорные. Как пишет издание «БелПресса» со ссылкой на транспортных инженеров, благодаря этому пропускная способность перекрестков повысится на 6%. Сложно оценить, подтвердились ли эти расчеты, но я пересек всю улицу в утренний час пик (с 7:30 до 8:30) и не встретил ни одного сколько-нибудь заметного затора.

Фото 6 общий вид улицы Щорса.JPG

Отдельно стоит поговорить об остановочных павильонах. Посмотрите, какие они светлые и просторные.

Фото 7 остановка на улице Щорса ночью.JPG

Обратите внимание на высокую платформу, с которой (если непривычные к такому чуду белгородские водители научатся подъезжать поближе) можно очень быстро и удобно сесть в транспорт.

Фото 8 платформа на улице Щорса.JPG

Ну и отдельный респект проектировщикам за навес, который доходит до самого края платформы и защищает людей от дождя.

Фото 9 навес над остановкой.JPG

Наши чиновники обожают слова smart и «умный». В их лексиконе постоянно встречаются словосочетания «умный город», «smart-остановка». На деле же все эти «смарты» оказываются дорогой, бессмысленной и никуда не годной пиар-мишурой. Вот остановка в Белгороде совсем не smart. Тут нет никаких «приблуд» типа вай-фая, зарядок и прочей «инновационной» ерунды, совершенно лишней на остановке, на которую автобусы прибывают раз в несколько минут. Остановочный павильон просто выполняет свою незамысловатую функцию – комфортного места для недолгого ожидания транспорта. Больше от него ничего не надо.

 

Недоделки и критика

Проект реконструкции улицы Щорса еще далек от окончательной реализации. Тут пока не готовы велодорожки, тротуары, по выделенке гоняют ПАЗики-«гробовозы». Но в дальнейшем всех «маршруткообразных» отсюда уберут, оставив новые низкопольные ЛИАЗы и вернув на улицу Щорса троллейбусы (провода уже висят по центру дороги). Кстати, если вы переживаете, что обрыв троллейбусной линии может парализовать движение по выделенке, не волнуйтесь, большинство троллейбусов в Белгороде обладают запасом автономного хода и без труда объедут место обрыва, опустив «рога».

Фото 10 пазики на улице Щорса недоделки коллаж.jpg

Другая проблема проекта – это общественное мнение. Многие белгородцы восприняли реконструкцию в штыки. Горожане утверждали, что «все встанет», что «это небезопасно» и вообще, «кучу денег на этом отмыли». И такая реакция абсолютно нормальна, людям свойственен консерватизм и настороженное отношение к масштабным переменам. Важно терпеливо объяснять все преимущества транспортной реформы, пока горожане на основе собственного опыта не поймут, что стало в разы лучше. А произойдет это уже в ближайшие месяцы.

 

Что даст реконструкция

Итак, давайте вкратце подытожим, что уже дала или еще даст Белгороду новая выделенка.

Первое – автобусы стали ездить в среднем почти в три раза быстрее. Теперь, по данным директора Белгородоблпроекта Романа Золотарева, участок протяженностью более трех километров общественный транспорт преодолевает за восемь минут. Кстати, автомобилисты проезжают этот же отрезок за 19 минут

Второе – за счет современных остановок, платформ, обновленного подвижного состава, закупленного по федеральной программе БКАД, резко вырос комфорт поездки в общественном транспорте.

Третье – благодаря островкам безопасности, сужению и изгибам автомобильных полос резко повысилась безопасность как пешеходов, так и водителей. Кроме того, экстренные службы получили длиннющий беспробочный коридор. Никому не надо объяснять, что для «скорой», пожарных или полиции сэкономленные пять минут – это вопрос жизни и смерти. Так что обновленная улица Щорса будет еще долгие годы незримо спасать жизни белгородцев.

Все эти факторы уже в ближайшее время приведут к тому, что часть жителей города пересядет из личных авто в общественный транспорт, а дороги освободятся как раз для тех горожан, которые по каким-то причинам не могут обойтись без ежедневного использования машин. Из-за уменьшения количества автомобилей улучшится экология, снизится количество ДТП и т. д. В итоге, вырисовывается классическая win-win стратегия, от которой выиграют все.

Нельзя не отметить, что выделенка на Щорса – не единственная в городе. Классические «правосторонние» транспортные коридоры действуют и на других городских магистралях. И с каждым годом протяженность выделенных полос только возрастает. То есть Белгород подходит к решению транспортной проблемы комплексно.

Фото 11 правосторонняя выделенка в Белгороде.JPG

 

Сколько потратят на реконструкцию

Всего на реконструкцию улицы Щорса будет направлено 1,2 млрд рублей (более трети этой суммы ушло на обустройство новой ливневки), из которых 408 млн рублей возьмут из федерального бюджета, 558 млн рублей — из областного и 62 млн рублей — из городского.

Проект дорогой, не поспоришь. Но экономический эффект от него будет длиться годами, если не десятилетиями. Так что в итоге эти вложения окупятся.

 

Как у них получилось?

Классический российский городской чиновник – это такой грызун, который постоянно балансирует на грани тюрьмы. С одной стороны, надо ухитриться схватить то, что лежит на столе, с другой – успеть удрать, пока не включат свет. Жизнь муниципального служащего ежесекундно наполнена стрессом, такова, увы, система властвования в России. Понятно, что в подобной ситуации довольно сложно задумываться о каких-то масштабных, выходящих за рамки повседневности проектах.

Очевидно, что мэр Белгорода Юрий Галдун – не классический российский чиновник. Потому что для реализации такого масштабного проекта нужна недюжинная политическая воля и управленческий талант. В этом смысле белгородцам очень сильно повезло. Без Галдуна никаких выделенок в городе не появилось бы, и Белгород вместе с другими городами России продолжил уверенное движение к транспортному коллапсу.

 

А что Рязань?

Наш город может только мечтать о таком смелом и прогрессивном управленце, как Галдун. Да и не может у нас его появиться. Вся политическая система в регионе направлена на взращивание и возвышение лояльных чиновников. А лояльность – это почти всегда антоним понятию «профессионализм». Вот и получает Рязань череду безликих мэров – чьих-то ставленников. Некоторые из них попадают под уголовку, некоторые через пару лет после назначений просто тихо растворяются.

Более того, в последнее время областное правительство уже даже не скрывает, что в администрации Рязани ничего не решается. Все основные заявления, касающиеся жизни рязанцев, звучат из уст губернатора Любимова и других региональных чиновников. Взять те же выделенки на Первомайском проспекте, которые нам обещают уже третий год. Объявляет о них почему-то глава областного минтранса (ныне зампред правительства Рязанской области. – Прим. ред.) Евгений Беленецкий. Хочется спросить, а какое отношение региональный министр, пусть и отвечающий за транспортную сферу, имеет к выделенным полосам в Рязани? Разве это не сфера компетенции муниципалитета? Как итог полнейший бардак в управлении городом и никаких надежд даже на минимальные реформы.

Рязань уже давно созрела для масштабного введения выделенных полос для общественного транспорта. Шестиполосные Первомайский проспект и Московское шоссе просто созданы для этого. А если учесть белгородский опыт, то выяснится, что и на четырехполосных улицах можно обеспечить приоритетный проезд общественного транспорта. Но никому ничего не надо. У власти другие дела, а вернее – делишки.

В любом случае, «белгородский прецедент» будет иметь очень большие последствия для нашей страны. Теперь урбанисты будут приходить к городским управленцам не с теоретическими рассуждениями, а с реализованным на практике примером. Спасибо за это Галдуну, который не побоялся стать первопроходцем.

Текст и фото: Александр Мойсеюк

Подписывайтесь на крупнейший новостной Telegram-канал Рязани!
Архив новостей