5 баллов
09 сентября 2015 13:49
8157

Как это сделано: тайны рязанского элеватора

Как это сделано: тайны рязанского элеватора

Это предприятие было построено в Рязани еще в 1937 году. Говорят, Лаврентий Палыч Берия лично курировал проект при его создании, как и остальные подобные. Рязанский элеватор — стратегически важный объект, и по сей день имеет статус государственного хранилища. Корреспонденту Делового портала YA62.ru удалось не только попасть на территорию элеватора, но и разузнать некоторые тайны работы рязанского зернохранилища.

На территорию предприятия попасть не так-то просто. Да и фотографировать, как оказалось, можно далеко не все. Рязанский элеватор снаружи похож скорее на военную стратегическую базу, чем на зернохранилище. Сотрудники завода как никто другой понимают всю ценность ресурса, который хранится на этих складах. Не зря же говорят в народе: нет зерна — и патроны не спасут.

Так как предприятие строилось перед самой войной и являлось стратегическим, то его создавали не только секретным, но еще и максимально защищенным. Именно поэтому сам элеватор — установка по просушке и очистке зерна — находится под землей. И посторонним туда доступ закрыт.

К слову сказать, сотрудники зернохранилища тоже не спешат разглашать все тайны. И даже голуби, что пасутся на территории предприятия сором от зерна, идейные — лишний раз в кадр фотоаппарата стараются не попадать.

1.jpg

Все остальное оборудование и хранилища, которые находятся на поверхности, создают впечатление монументальности и вековечности. Словно они здесь вот так стояли как минимум две тысячи лет. По словам первого заместителя гендиректора рязанского элеватора Егора Митина, на предприятии за время его эксплуатации с самого 1937 года ни разу не происходила модернизация или замена оборудования. При этом работает объект исправно и требует разве что косметического ремонта — порой приходится емкости для хранения зерна покрывать специальной краской, которая не пропускает внутрь влагу. 

2.jpg

Несмотря на то, что к территории элеватора подведены ветки железной дороги, зерно поступает только автотранспортом. Предприятие сотрудничает только с поставщиками Рязанской области, а внутри региона, когда нет поставок издалека, возить зерно грузовиками гораздо выгоднее, чем железнодорожными составами. Но, как говорится, а вдруг война? На этот случай сразу несколько ж/д веток готовы к эксплуатации.

3.jpg

В первую очередь зерно, которое привозят на предприятие, должно пройти лабораторную проверку. Специалисты проводят все необходимые анализы, чтобы определить свойства зерна и его сорт. Пока лаборатория не разберется с качеством зерна, машина никуда не двигается. Этот процесс занимает какое-то время, а потому в горячую пору — осенью — возле здания лаборатории собирается целая очередь из грузовиков. 

4.jpg

По итогам лабораторной проверки определяется качество зерна и оно отправляется на весы и на выгрузку на элеватор. К слову сказать, весовой контроль на зернохранилище ведется строгий, поскольку взвешивается не только сырье на входе, но и конечный продукт на выходе с предприятия.

5.jpg

Поступив к элеватору, зерно выгружается на подъемник и отправляется на определенное место хранения — это либо склад, либо силос-элеватор. Зерно хранится отдельно, соответственно своему сорту и качеству: рожь, ячмень, пшеница — все культуры занимают свои места на складах. 

6.jpg

— При хранении зерна устанавливаются температурные подвески, которые контролируют и устанавливают микроклиматический режим, — рассказывает замдиректора по качеству Валентина Юдачева. — Если температура зерна начинает повышаться, то мы производим с ним работы по перемещению и охлаждению, чтобы оно находилось в приемлемом для хранения состоянии.

Температура закладки зерна должна быть равна температуре окружающей среды. Если на улице 25 градусов, то и в хранилище будет так же. Начинается осень, термометры показывают температуру ниже, соответственно и в зернохранилище она должна обоюдно падать. Если в свежеубранном зерне будет высокая температура, то оно имеет риск начать «гореть». 

7.jpg

— Молодое зерно должно пройти процесс отлежки, потому что идет послеуборочное дозревание, — поясняет Юдачева. — Это живой продукт и он продолжает поспевать даже в хранилищах. Влага в нем перераспределяется, и если она будет слишком высока, то возникает очаговый процесс самосогревания.

На случай такой ситуации на элеваторе есть сушилки. По возможности при закладке зерна оно перемещается в хранилища через сушилку в ночное время суток. Благодаря низким температурам продукт сразу охлаждается и подготовленным попадает на хранение. 

8.jpg

— Свежеубранное зерно размалывать нельзя, поэтому первые три месяца с момента нового урожая продолжаем работать со старым, — рассказывает замдиректора по качеству. — В нем уже произошли все биохимические процессы, оно дозрело окончательно и готово отправиться на мельницу. Сейчас элеватор работает с прошлогодним зерном, выведенным из госрезерва, поэтому мука получается высшего сорта. Если говорить понятным для домохозяек языком, то из свежего зерна мука имеет свойство «плыть» во время приготовления хлебо-булочных изделий, а из старого — тесто получается таким, какое необходимо.

— Хлебопеки с удовольствием берут у нас муку, — отмечает Юдачева. — Спрос настолько большой, что им приходится становиться в очередь за готовой продукцией нашего элеватора. Мощности у предприятия небольшие, поэтому в особо горячую уборочную пору не успеваем выработать муки для всех желающих. 

9.jpg

Для приготовления муки на мельницу зерно подается с элеватора через галерею при помощи транспортера. Оно приходит в бункер и поступает сперва в очистительное отделение, а потом на мойку.

— Наше предприятие единственное, на котором зерно проходит такую обработку перед размолом, — объясняет замдиректора. — Зерно, после того как тщательно промылось, поступает снова в бункеры на отлежку, где и проводит следующие 12 часов.

Начальный продукт должен увлажниться, чтобы зерна, как говорится, легче отделились от плевел. После процесса отваживания, продукт подается на станок, в котором с него сдирается оболочка. Сердцевина отправляется на размол, а плевела в отруби.

Размолотое в муку зерно распределяется по сортам и либо отправляется  на бестарный отпуск — в муковозы, либо затаривается в мешки.

10.jpg

Все перемещение зерна по территории завода происходит автоматически, начиная от привоза и отправки на элеватор и заканчивая распределением по хранилищам. Те сотрудники предприятия, у которых есть доступ под землю, в самое сердце элеватора, выполняют техническую функцию по контролю за оборудованием.

По словам директора зернохранилища, несмотря на небольшие объемы производства и технику, которая не менялась со времен Сталина, качество выпускаемой на рязанском элеваторе продукции даст фору любому современному заводу подобного плана.

Проникла на секретное предприятие Дарья Копосова

11.jpg

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт