5 баллов
18 марта 2022 10:10
14746

На грани вымирания. Предприниматели Рязани – о жизни во время «спецоперации»

На грани вымирания. Предприниматели Рязани – о жизни во время «спецоперации»

Санкции, пришедшие на Россию с Запада в ответ на «спецоперацию» на Украине, грозят не только закрытием иноземных Макдональдсов и бутиков с одеждой. Уход американских и европейских поставщиков с рынка ставят под удар огромное количество предпринимателей по всей стране, так как многие закупали сырье, комплектующие и технику за рубежом. В условиях тотальных санкций бизнес либо вообще не может наладить поставки, либо закупает материалы по ценам в три-четыре раза выше, чем они были месяц назад.

Журналист YA62.ru поговорила с рязанскими предпринимателями и представителями локальных брендов, которые уже столкнулись с трудностями, и сейчас пытаются выжить в условиях доселе невиданного экономического кризиса. Спойлер: все будет очень дорого.


Илья Дорошин, владелец паба «Свои & Наши» на Почтовой:

– Конечно, все изменилось. Думаю, вы сами прекрасно все понимаете по полкам в магазинах и ценникам на продукты. Весь мой бизнес практически был построен на импорте. Цены очень взлетели у поставщиков – от 15 до 60%. При этом отпускную стоимость для покупателей или посетителей мы подняли всего лишь на 10%. Поднимать выше – слишком дорого, воспринять психологически так резко новые реалии не выйдет. Люди сейчас ужались и экономят. И наша задача удержать своего посетителя. Но с такой маржинальностью долго не проработаешь. Придется либо еще поднимать цену, чтобы пропорционально входной стоимости стала, либо переквалифицировать бизнес на российских производителей. Что, кстати, противоречит нашему концепту в целом. Вероятно, будем перестраиваться. Другого выхода нет. Как и нет никаких гарантий по качеству будущей продукции.


Елена Ванюшкина, руководитель магазина профессиональной косметики PRO MAKE:

– Ситуация непростая. Для многих. Но пока прямых очевидных потерь в бизнесе нет. Это напрямую нами пока не ощущается, за исключением повышения цен от большинства брендов. Но больше страшит не повышение стоимости продукции, а возможный дефицит поставок. Несмотря на то что половина косметических брендов из ассортимента PRO MAKE – российские, непосредственно производство большинства средств осуществляется европейскими заводами из импортного сырья. Но, повторюсь, пока срывов поставок не было. Обидно, что мы были готовы делать следующий шаг вперед в развитии компании, в работе был новый проект, который ввиду текущей ситуации временно пришлось остановить. Но уверена, мы свое наверстаем!

Спрос не падает, скорее даже наоборот. В ожидании предстоящего дефицита наши клиенты закупаются впрок. Хотя думаю, что, если ситуация в ближайшие пару месяцев не изменится, спрос все же начнет падать. Такой отложенный эффект. Большинство людей пока не ощутили на себе никаких фактических изменений. Поэтому посмотрим, что будет дальше. Возможно, для кого-то этот кризис окажется новой точкой роста. Надеюсь, мы будем в их числе.


Елена Тагильцева, предприниматель на пенсии, рабочие руки локального бренда одежды Ochen.clothes:

– Еще вчера я с уверенностью твердила: мы выживем. Это было про меня и про бизнес. А сегодня нам отменили Instagram. Уверенность отпала сама. Я строила свое дело шесть лет. В него вложено много сил, нервов, времени и денег. Все контакты, заказы – в Instagram. Шоурум мы с близкими по духу брендами открыли в ноябре 2021 года скорее для имиджа, хотелось сделать приятное место. Дохода он пока не приносит по-настоящему. И он тоже без Instagram не просуществовал бы и пары месяцев. Теперь мне кажется, что я стою на руинах в полной растерянности.

Прогнозировать что-то сегодня нет возможности. Мы не сталкивались еще ни с чем похожим. Даже во времена дефолта было понятно, что все будет очень дорого, но будет. Сейчас же кажется, что скоро вообще ничего не будет. У нас же все импортное: машины, ткани, молнии, фурнитура, даже ниток своих в стране нет. Я бы и рада шить на всю страну, но из чего? Сегодня ткани все подорожали на 60–100% и никто из оптовиков не знает, привезут ли они хоть что-то еще.

Я бы не хотела драматизировать. Просто сегодня настроение сильно качнулось. Надеюсь, через пару дней снова буду говорить, что мы выживем. Не собираюсь сдаваться пока.

Лет 10 назад мне рассказали, что в Ирландии, которая не раз страдала от серьезных экономических кризисов, люди привыкли носить любимую одежду до дыр буквально и сдавать ее в ремонт снова и снова. Вот хочу посоветовать всем: берегите любимых людей и любимые вещи. Пусть они долго будут с вами. А если давно хотели что-то купить и у вас есть сейчас возможность это сделать – купите сейчас. Самое время. И пусть это будет добротная вещь, которая прослужит вам долго.

Фото 1 Локальный бренд одежды Очень.jpg


Анатолий Тверитнев, преподаватель и руководитель студии английского языка:

– За последние дни ушли несколько учеников, причина – потеря или снижение доходов. Ощущение есть, что отшвырнуло в развитии бизнеса назад. Надеюсь, не слишком надолго. К тому же мой бесплатный подкаст об английском стали слушать в пять раз чаще, для многих изучение языка становится актуальным.

Проблемы – снижение дохода в моменте, необходимость перестраиваться, искать новые пути привлечения клиентов. Платежи из-за рубежа теперь также непонятно, как получать.

Планирую повышение цен в связи с общей инфляцией, скорее всего – перейду на поиск клиентов из Москвы и «премиум-сегмента» аудитории.

Пока количество обращений выросло, но, узнав цену, люди не покупают услуги, то есть конверсия из обращения в реальных клиентов снизилась. Сейчас еще не худшая ситуация, но очевидно, что экономические последствия для страны будут в разы негативнее. Поэтому дальше будет хуже, чем в пандемию. Полностью менять специализацию не собираюсь, преподавание английского – мое призвание и дело жизни. Но вероятно, что частично буду заниматься другой деятельностью.

Фото 2 Студия английского языка Анатолия Тверитниева.jpg


Екатерина Лакеева, владелица студии творчества «Тепло»:

– Из минусов: много отмен занятий от постоянных учеников из-за нестабильной ситуации. Люди не понимают, что будет завтра, поэтому выбирают поберечь средства на нужды первой необходимости. Возможно повышение цен, так как есть информация, что повысятся цены на расходные материалы.

Из плюсов: надеюсь и верю, что мы найдем способ выплыть из этой ситуации. И так же, как после первой волны пандемии люди начнут осознавать, что эта жизнь не вечна и надо бы получать от нее смысл и удовольствие. А творчество – верный спутник в этом познании.


Ксения Паначева, экскурсовод, автор музея Макса Фактора «Аромат времени»:

– Пока видимых изменений нет, и новых сложностей пока не появилось. Но не исключаю, что я еще не успела с ними столкнуться. Возможно, придется повысить стоимость мастер-класса по созданию духов, так как цены на флаконы выросли на 50%. Хотя раньше мая повышения точно не будет. Во-первых, потому что есть еще старые запасы, во-вторых, потому что не хочу поднимать цену. Да и на экскурсии поднимать цены не планирую. Экскурсии – это не услуга первой необходимости, поэтому не исключаю падения спроса из-за общего снижения благосостояния граждан. В пандемию дела обстояли гораздо хуже. Закрывать свое дело не планирую, да и бизнес мой мало зависит от иностранных товаров и услуг.

Фото 3 Музей Аромат времени Ксении Паначевой.jpg


Даниил Бычков, предприниматель, руководитель мастерской мебели «Каштан»:

– В развитии бизнеса нас назад не отшвырнуло, так как мы в первую очередь работаем на российский рынок, но определенные сложности есть. Мы используем в работе масла импортного производства, в основном – немецкого, итальянского. Курс доллара вырос, и цены подскочили. Масло выросло в цене в 2,5 раза. По другим материалам я пока не узнавал, так как есть запас. Но тенденция с повышением цен крайне неприятная. И уже сейчас заметно, что покупательская активность минимизировалась, спрос упал.

Психологически сейчас людям не до премиальной дорогой мебели, но с учетом того, что многие хотят реализовать деньги до того, как они обесценятся, некоторые решаются на серьезные покупки. Никто не отменял построенные дома и сданные квартиры, в которых нужно делать ремонт и обставлять мебелью. Люди, готовые покупать дорогую мебель, делают это прямо сейчас.

Повышение цен будет. Иначе мы просто вымрем все. Бизнесу сейчас по-другому никак, он зависим от многих факторов. Сложная ситуация с пиломатериалом, лакокрасочными изделиями, все находятся в ауте и не понимают, что будет дальше. Сейчас мы работаем, нагрузка есть, она складывается из текущих и будущих проектов. Но одна из главных сложностей – отключение рекламы на Facebook. Основной приток клиентов шел именно через соцсети, через Instagram. Нужно переходить на другие площадки, откуда пойдет клиент. Но там другая аудитория и придется приспосабливаться.

Спрос не упал естественным образом, скорее замер в ожидании. Люди взяли паузу от дорогих покупок, потому что завтра, кто знает, быть может, эта тысяча рублей в кармане будет решающей и на нее придется купить что-то более необходимое.

Я бы не стал сравнивать этот период с пандемией. Та ситуация никак не сказывалась на спросе – строительство шло, квартиры сдавались, мебель была нужна. Сейчас ситуация приближена к критической, и никто не знает, что будет завтра.

По поводу закрытия? Мы будем работать. Есть ответственность, которую я взял в свои руки. Это сотрудники, у которых есть семьи, это клиенты, которые доверились нам. Либо будет работа в прежнем режиме с надеждой на лучшее, либо переформатирование продукции и ассортимента. Но настрой на позитив. Потому что по-другому нельзя.


Яна Вивденкова, хозяйка домашней кондитерской:

– В данный момент во многих сферах бизнеса, как и в нашей, ощущается тревога от неопределенности. Импортные продукты подорожали уже сейчас на 20–30%, такие как шоколад, ореховые пасты, желатин, а некоторые совсем в дефиците. Продукты местного производства также подорожали, но мы хотя бы знаем, что они точно будут, а вот какао, бельгийский шоколад, тропические фрукты – непонятно пока, будут нам доступны или нет. Истерия с сахаром тоже добавляет тревоги, потому что в некоторых местах его нет, в других же четыре пачки в один чек, напоминает 90-е и продукты по карточкам.

Количество заказов снизилось, как и в начале пандемии. Есть только одно большое отличие – во время пандемии были все нужные ингредиенты в магазинах, а сейчас ничего неизвестно и кондитерам приходится пересматривать не только цены на торты, но и актуальность начинок.

И эта ситуация действительно откинула бизнес на несколько лет назад. Чтобы справиться с ростом цен на сырье, мы, как и пять лет назад, будем организовывать совместные закупки с другими кондитерами, чтобы покупать доступные ингредиенты по оптовым ценам. Чтобы сделать корректировку цен на торты максимально незаметной для клиентов.

Я в данный момент не планирую повышать цену. Единственное, уберу из списка начинки с сильно подорожавшими продуктами и цену на дополнительный декор, который не делаю сама, приравняю к текущей рыночной стоимости, которая от меня не зависит.
Но, несмотря на сложности, которые возникают в кондитерском мире, наша работа всегда будет востребованной.

Думаю, сложностей будет еще много, но я не вижу смысла сильно сокрушаться по этому поводу, выход можно найти всегда. Поскорее бы только все эти внешнеполитические конфликты закончились. Очень печально от того, что отменяются свадебные торты в связи с участием женихов во всех этих действиях. Мы все хотим мира.

Дарья Копосова

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт