Соседи. Тамбов: райцентр с элементами столицы
Всей России Тамбов известен двумя «мемами»: «Мальчик хочет в Тамбов» и «Тамбовский волк». Больше ассоциаций с этим городом у среднестатистического россиянина обычно не возникает. Однако Тамбов точно достоин большего. В пятой серии проекта Соседи читайте о самом малонаселенном и компактном из всех его участников.
Рязанский след
Граница Тамбовской и Рязанской областей (в царские времена – наместничеств и губерний. – Прим. ред.) вещь настолько зыбкая и легко меняющаяся, что на самом деле очень сложно понять, где заканчиваются «исконно рязанские» и начинаются «исконно тамбовские» земли.
Посудите сами, Тамбовское наместничество было образовано во второй половине XVIII века за счет южных рязанских земель и северных воронежских. После этого на протяжении 150 лет такие города и поселки, как Елатьма, Кадом, Сасово, Шацк административно подчинялись Тамбову и только в 20-е годы прошлого века были переданы обратно «под крыло» Рязани.
А, например, Мичуринск – второй по величине город Тамбовской области – был основан для обороны рязанских земель от набегов крымских татар, хотя в Рязанскую область (наместничество, губернию) никогда не входил.
В общем, исторических и культурных связей у двух регионов предостаточно. Это настоящие соседи, в полном смысле этого слова.
Черный ход и парадные ворота
Так получилось, что приезжал я в Тамбов на автовокзал, а обратно в Рязань возвращался уже на поезде.
Из-за этих особенностей логистики первое впечатление от Тамбова получилось ужасным. Было ощущение, что я попал в какой-то райцентр: меня сразу окружили частный сектор, пыль, разбитые тротуары. В общем, Тамбов «со стороны» центрального автовокзала напоминает скорее Ряжск или Михайлов, чем региональную столицу.
Однако если бы я приехал сюда на поезде, картина перевернулась бы на 180 градусов. Меня бы встретила потрясающая площадь с гигантским фонтаном, очень уютным сквером, троллейбусами и прекрасным видом на главную городскую достопримечательность – 100-метровую колокольню Казанского монастыря. А чего тут нет, так это традиционных для большинства российских городов гигантской парковки и кучи маршруток.
Возможно, что привокзальная площадь Тамбова одна из лучших подобных площадей во всей России.
Метастазы рынка
А тем временем, хронологически мое знакомство с Тамбовом продолжилось в районе улиц Пятницкой, Базарной и Носовской. Именно в этом квартале, расползаясь на соседние, располагается отвратительный тамбовский Центральный рынок. Пылища, кучи мусора, запаркованные в хаотичном порядке автомобили, отсутствие нормальных переходов и омерзительная аудиореклама, долбящая тебе в уши и сводящая с ума, – всё это замечательные признаки «рыночной» части Тамбова.
Ну и как вершина здешнего ада – Дом купца Аносова. На первый взгляд, даже непонятно, что тут не так. Но вы приглядитесь.
Да-да. Поверх старинного деревянного здания построили современную бетонную уродину. Фактически исторический дом накрыли куполом торгового центра. Вы знаете, это насколько неслыханно и кошмарно, что даже прекрасно. Ведь это настоящий памятник российскому чиновничьему беспределу и уничтожению исторической среды в российских городах. Кроме того, Дом Аносова уже стал новой достопримечательностью Тамбова.
Исторический центр
Сразу скажу, что квартал у Центрального рынка нельзя назвать типичным для исторической части Тамбова. На самом деле, тут всё намного лучше.
Взять хотя бы территорию Казанского монастыря и Соборную площадь города. Тут все ухожено, подметено, отреставрировано, вымощено, подсвечено.
Скверы и парки в исторической части Тамбова тоже в приличном состоянии. В городском парке культуры – чистота и совершенно замечательные газоны (рязанской мэрии, которая любит сетовать на аномально жаркое лето, на заметку).
В порядке и небольшие городские скверы.
Конечно, есть и недостатки. Например, «совковая» любовь к высаживанию клумб с однолетними растениями, в то время как весь цивилизованный мир (и даже Тула в некоторых местах) сажает в городах многолетники. Такие клумбы мало того, что уныло выглядят и требуют постоянного ухода, так еще и являются рассадниками грязи и пыли. Почему власти российских городов с бараньим упорством продолжают высаживать вот такое убожество, вполне понятно. На подобном «благоустройстве» можно ежегодно осваивать («пилить») миллионы, чего, конечно, уже не получится при высадке многолетних растений.
Нельзя не отметить и другую «достопримечательность» тамбовских общественных пространств – владельца Porsche Cayenne (видимо, племянник мэра или зять начальника ГИБДД), ежедневно паркующегося на аллее сквера на улице Октябрьской.
Что касается архитектуры и в целом исторической среды, то несмотря на отдельные варварские акты, Тамбов очень хорош. По количеству и плотности исторических зданий, по сохранности городской архитектуры его можно сравнить с Калугой. Да, многие здания находятся не в самом лучшем состоянии, но здесь важнее, что они не снесены, не загажены точечной застройкой, не перестроены до неузнаваемости.
В Тамбове есть и по-настоящему знаковые здания – например, костел начала XX века, усадьба Асеевых, здание тамбовской мэрии.
Тамбов не очень распиарен как центр туризма, тем не менее туристический потенциал у города огромен. Не побоюсь даже назвать его «Питером Черноземья».
Замечательный променад
Отдельного разговора заслуживает набережная реки Цны – главная прогулочная зона Тамбова. Она протянулась более чем на три километра (!) и включает в себя помимо собственно променада, еще и два пешеходных моста, несколько пляжей, скверов, памятников, а также фонтан и лодочную станцию.
Особенно прекрасно, что набережная оставляет людям доступ к воде. Посмотрите, как тут все, с одной стороны, аккуратно, с другой – естественно. Полное впечатление, что ты находишься на природе. В этом плане тамбовская набережная оборудована по последнему слову мировой урбанистики и является отличным примером использования реки в условиях города.
Конечно, тут все довольно скромно и нет дорогущих изысков тульской набережной. Но и сам Тамбов намного скромнее Тулы.
Позорная пешеходная улица и пыльные пеньки
Тем удивительнее, что при такой замечательной набережной в Тамбове существует совершенно убогая пешеходная улица. Тут нет ни одного дерева, среди элементов озеленения только идиотские вазы с цветами, еще здесь есть в больших количествах плитка, в небольших – лавочки, а также памятник некой грудастой особе, не очень понятно, что символизирующей.
Как результат такого «убогоустройства», на улице почти всегда пусто. Выскажу крамольную мысль – даже движение автомобилей, да что там – даже парковка, оживила бы это пустынное кладбище.
На самом деле, с озеленением в Тамбове беда не только на пешеходной улице. Весь центр утыкан пыльными островками с пеньками или просто пустотами от срубленных деревьев. Кое-где эти пятачки позорным образом закладывают плиткой. Видимо, посадить на месте срубленных деревьев новые у администрации Тамбова даже мысли не возникает.
Другой странной особенностью центра города являются перетяжки на центральных улицах. Такой привет из 90-х и начала 2000-х, который в уважающих себя городах уже давно не встретишь.
Велосипедисты
Тамбов при полном отсутствии какой-либо сопутствующей инфраструктуры показался мне городом очень велосипедным.
Велосипедистов тут полно, особенно на центральных улицах. Оно и понятно, Тамбов – город небольшой и плоский (без существенных перепадов высот), он как бы сам подсказывает жителям использовать этот экологичный и здоровый вид транспорта. Жаль, что тамбовские чиновники остаются абсолютно глухи к этим зовам.
Пешеходы
Как и почти все города России, Тамбов ненавидит пешеходов, а значит всех без исключения своих жителей и гостей (как мы знаем, даже самые отъявленные автомобилисты нет-нет, да и вынуждены иногда выступать в этой роли). Пешеходные переходы в Тамбове – явление крайне редкое и городскими властями нелюбимое. Поэтому перебегают здесь все, везде и всегда.
А там, где есть регулируемые пешеходные переходы, ждать «зеленого человечка» нужно по полторы минуты. И ладно, если это касается пересечения шестиполосной дороги, но, когда ты идешь по улице Советской (центральной улице Тамбова. – Прим. ред.) и каждые 100 метров останавливаешься на полторы минуты, чтобы перейти двухполосный проезд, это начинает реально бесить. Конечно же, я переходил на «красный».
Абсолютным идиотизмом выглядит и подземный переход у остановки «Парк культуры». Не знаю, когда он был построен, в советские времена или позднее, но его точно надо зарыть. Ибо бессмысленность подобного сооружения на центральной улице, наполненной светофорами и наземными пешеходными переходами просто зашкаливает. А денег из бюджета содержание такого объекта сосет немерено.
Кстати, здесь же на остановке «Парк культуры» можно наблюдать всю бесполезность такой советской градостроительной архаики, как автобусный карман. На него просто никто не заезжает, а вот пассажиры, особенно зимой и весной, вместо того, чтобы зайти непосредственного в автобус, вынуждены сначала нырять в лужу или снежную кашу, которая всегда образуется в этих карманах.
Не убий троллейбус
Так мы плавно переходим к главному смертельному греху, который прямо сейчас совершают тамбовские власти и за который они, безусловно, будут жариться в градостроительном аду. Речь идет о планомерном убийстве троллейбусной системы, которая действует в городе более 60 лет.
Сейчас тамбовский троллейбус насчитывает с десяток маршрутов, из которых постоянно работают от силы пять. Причем работают – это громко сказано. Подвижного состава почти не осталось, из-за чего интервалы движения совершенно чудовищные.
В течение двух-трех лет электротранспорт Тамбова отправится на свалку истории, в этом, увы, нет никаких сомнений.
Многие недальновидные чиновники, в том числе в Рязани, воспринимают троллейбусы как нечто устаревшее и отжившее свое и стремятся в лучшем случае заменить их электробусами или автобусами на метане, в худшем – маршрутками и дизельными автобусами. Но электробусы – это вещь дорогая и совершенно не испытанная временем. Как они будут эксплуатироваться в течение десятилетий, куда девать кучу отработанных аккумуляторов – пока совершенно неясно. Автобусы на метане, конечно, экологичнее дизельных, но все равно производят выбросы, да и шумят довольно громко.
А троллейбус – транспорт не только тихий, экологичный, испытанный и надежный, но и экономичный. Служат «рогатые» гораздо дольше автобусов, не оставляют за собой гору отработанных аккумуляторов со всей таблицей Менделеева и совершенно не просят топлива. А если закупить современный подвижной состав с запасом автономного хода, то и ездить троллейбусы будут быстро, надежно, да еще и смогут обходиться без контактной сети на отдельных участках и с успехом объезжать места ДТП. Но тамбовским чиновникам сиюминутно легче все разрушить, чем развивать в городе электротранспорт. Потомки им за это спасибо не скажут.
Что касается автобусов, то они тут в среднем заметно новее, чем в Рязани. Видно, что автобусный подвижной состав обновляется регулярно.
Ну и самое главное – в Тамбове почти нет маршруток. А это автоматически делает местную транспортную систему как минимум не ужасной и серьезно возвышает ее над рязанской.
«Спальник» напоследок
Изучение Тамбова было бы неполным без посещения местных спальных районов. Я решил прогуляться по одной из осевых улиц города – Мичуринской, от центра и до самых окраин.
Надо сказать, что ничего особенно нового по сравнению с другими городами я не заметил. Сначала меня по традиции умеренно радовали кварталы пятиэтажек с зелеными поперечными улицами и в целом гуманной средой.
Но, как водится, чем дальше я отходил от центра, тем здания становились выше, улицы – шире, шум – сильнее, а городская среда – враждебнее. В конце концов я достиг самого пика ненависти к людям – микрорайона Олимпийский (у нас в Рязани, кстати, тоже есть экорайон с похожим названием, да и содержанием).
Уже издалека эта шеренга человейников выглядела многообещающе.
Вблизи же это и вовсе ад. Вот так выглядят здешние дворы. Хотели бы тут жить?
А это дворовое «озеленение».
В шаговой доступности от бетонных монстров находится парк все с тем же гордым названием Олимпийский. Правда, назвать эту сеть вымощенных плиткой дорожек с кругами и закруглениями парком язык не поворачивается. Скорее это пустырь, который прикидывается общественным пространством. И хотя благоустройство «парка» продолжается, уже сейчас понятно, насколько убогим будет это место.
Взять хотя бы здешние «деревья». Пока эти палки вырастут (а они не вырастут, а подохнут на 80%), пройдет лет 20. А к тому моменту уже и плитка развалится и парк придет в негодность, ну а убогие многоэтажки как рассадник криминальных элементов и нелегальных мигрантов уже будут включены в программу по сносу (как это уже давно происходит в западных странах).
Довершает всю эту жуткую картину самое уродливое, тупое и опасное сооружение, которое только может существовать в черте современного города – надземный пешеходный переход. Он как раз соединяет местный торговый центр с микрорайоном Олимпийский и предлагает местным жителям, которые захотят сходить в магазин, карабкаться с сумками по ступенькам, вместо того чтобы просто перейти дорогу по земле.
P. S.
Приезжая в Тамбов и зная о его репутации города не самого богатого и современного, я был почти уверен, что уж здесь-то точно будет хуже, чем в Рязани. Однако уже покидая город, я задумался, а чем тут собственно хуже. Да, в Тамбове (особенно за пределами центра) так же пыльно и неопрятно, как в Рязани.
Да, тут с бóльшим успехом уничтожают троллейбус. Вместе с тем центр Тамбова, его основные достопримечательности, городской парк выглядят не в пример ухоженнее, чем рязанские аналоги. Здесь практически нет городских паразитов – маршруток, а автобусы новее. В конце концов, здесь есть трехкилометровая набережная Цны – прогулочная зона, о которой рязанцы могут только мечтать.
Поэтому нет, Тамбов как минимум не хуже Рязани, а положа руку на сердце просто лучше.
Вердикт
Жить в Тамбове все же комфортнее, чем в Рязани.
Тамбов. Краткая информация
Дата основания: 1636 год.
Численность населения: 293 661 житель.
Площадь: 96,6 кв. км.
Расстояние от Рязани (по прямой): 242 км.
Расстояние до Москвы: 420 км.
Глава администрации (врио): Дмитрий Самородин (в должности с марта 2019 года).
Цена проезда в муниципальном транспорте: 17 рублей.
Цена проезда в коммерческом транспорте: 18 рублей.
Большой фоторепортаж из Тамбова доступен по ссылке. Следующий материал цикла будет посвящен Липецку.
Текст и фото: Александр Мойсеюк