Лицо сменилось – дом стоит. Почему «сарай» на Мичурина до сих пор не расселен
Старый деревянный дом, который вот уже полтора века стоит на улице Введенской, недалеко от площади Мичурина, время от времени привлекает внимание прохожих не только своим пугающим полуразрушенным видом, но и плакатами разного содержания. « Наш дом – лицо губернатора», пожалуй, самый яркий из них. Позже была попытка повесить растяжку с надписью: «Наш дом – лицо города». Но и она провисела всего пару часов. Жильцы дома №102 по Введенской уверены, что местные власти закрыли глаза на их проблему и попросту ждут, когда деревянная избушка сгорит или разрушится. В затянувшемся споре разбирался журналист YA62.ru.
Откуда проблема растет
История дома №102 весьма прозаична. До революции на площади Мичурина стояла Введенская церковь, а в домике возле нее жил священник. В советское время, как случалось сплошь и рядом, двухэтажный деревянный дом разделили на так называемые «квартиры» и заселили туда несколько семей. Позже жильцы свои квадратные метры приватизировали – кто сколько мог – и стали дольщиками в частном доме. Отметим сразу, что он не является многоквартирным, а потому не подпадает ни под одну государственную программу расселения. Иными словами, государство и местные власти, руководствуясь рамками закона, никак не могут помочь людям с выселением из данного жилья.
В 2017 году «Русская пивоваренная компания «Хмелефф», более известная в Рязани как «Пивзавод», выиграла тендер на развитие застроенной территории в границах улиц Введенской и Фрунзе. Эта территория состоит из четырех участков, два их которых исторически принадлежали пивзаводу. Еще два – земля муниципалитета, на которой и стоит частный жилой дом №102. Согласно условиям контракта, победитель тендера должен заняться развитием и благоустройством всей вверенной ему территории. Но сделать это можно только после полной ликвидации злосчастного старого дома. Так как программам расселения он не может быть подвержен, представители пивзавода должны договориться с жильцами о купле-продаже их квадратных метров как частники с частниками. На сегодняшний день половину дома «Русская пивоваренная компания» уже выкупила. Камень преткновения остался в пяти последних долях.
Чего хотят люди
Люди хотят хорошо жить, и их можно понять. В адских условиях полусарайных помещений они уже нажились. Если зайти внутрь дома №102 по улице Введенской, то можно увидеть не только старые печки и умывальники, но еще и улицу сквозь щели в стенах. На сегодняшний день здесь проживает несколько семей с малолетними детьми. Журналисту YA62.ru удалось пообщаться с несколькими жильцами.
– В мае 2017 года, когда в администрации нам сообщили, что рязанский пивзавод выиграл тендер на развитие территории, на которой стоит наш дом, мы собрали документы и посетили пивоваренную компанию, – вспоминает военнослужащая в запасе Оксана Евстигнеева. – Там разговаривали с их юристами. Предлагались нам не квартиры, а деньги, на которые можно было бы купить жилье. Мы озвучили свои условия. Сказали, что у нас уже есть взрослые дети, у кого-то даже внуки. И попросили каждому собственнику по квартире, эквивалентной цене в 2 млн рублей.
Местные рассказали, что на 15 кв. м площади дома живут две семьи, которые являются собственниками этих метров. То есть каждая семья владеет 7,5 кв. м. В одной зарегистрировано пять человек – трое взрослых и двое маленьких детей, в другой – шесть: мать, отец, трое детей и внук. По подсчетам представителей пивоваренной компании, семьи просили в общей сложности недвижимости на 9 и 10 млн соответственно: семья Гаврилиных претендовала на три квартиры, семья Евстигнеевых на две – «трешку» и «однушку». По словам жителей дома, после того, как они озвучили свои предложения, юристы пивзавода обещали с ними связаться. Но с тех пор так и не перезвонили.
По словам собеседников YA62.ru, многие собственники, которые в доме давно не живут, с легкостью продали свои квадратные метры пивзаводу. И со всеми компания договаривалась на разных условиях. Но у оставшихся жильцов эта квартира – единственная, и им больше некуда идти. Поэтому и требования свои семьи считают объективными.
– У нас взрослые дети, куда нам их? С собой? – объясняет свою позицию собственница Валида Гаврилина. – Им нужно отдельное жилье. Нам предлагали в какую-нибудь пятиэтажку или хрущевку. Но мы нажились в старом. Я хочу новую хорошую квартиру. И из центра уезжать тоже не хочу. Здесь у детей школа, детский сад. И нас тут все знают, мы здесь всю жизнь прожили. За миллион я могу себе купить «однушку» в Дашках или Недостоеве. Здесь я себе не куплю жилье за эти деньги. Я прошу два миллиона, потому что я же не въеду в голые стены, нужно сделать какой-то ремонт, пусть и поспим мы на матрасах. И я не хочу панельный дом. Почему я должна сидеть мучиться, когда во все щели дует, его утепляй потом. Я хочу в кирпичный дом.
Сегодня дом находится, мягко говоря, в крайне аварийном состоянии. Половина его уже давно нежилая и грозит обрушиться. Люди, которые продолжают в нем жить, отапливают нижний этаж, чтобы дом не рухнул. Как-то перестроить его местные тоже не могут, так как являются владельцами лишь части этой развалины. Максимум, что им позволено, – укрепить деревянное сооружение и надеяться, что оно выдержит.
– Мы – частники, и никто не имеет права нас выселить отсюда силой, – рассказывает Оксана Евстигнеева. – Сами мы отсюда не уедем. Боимся только, что нас тут просто подожгут. Потому что никакими другими способами от нас избавиться нельзя.
А пока дом не расселен полностью, ни о каком развитии застроенной территории не может идти речи. Пока все, что может сделать на этой земле пивзавод – это очистить ее от поросли и руин домов и сараев, которые давно развалились.
Чего не обязан рязанский пивзавод
Чтобы рассмотреть проблему со всех ракурсов, журналист YA62.ru обратился в «Русскую пивоваренную компанию «Хмелефф» за разъяснением позиции компании. Оказалось, что пивзавод никого не обязан расселять. Согласно условиям контракта развития застроенной территории, у компании есть право выкупать или не выкупать доли у собственников дома №102 на Введенской.
– Так получилось волею судеб, что к моменту проведения аукциона на развитие застроенной территории «Русская пивоваренная компания» уже владела несколькими участками земли в том районе, – объяснил официальный представитель пивзавода. – По условиям контракта заниматься нужно развитием всей территории, в том числе и той, на которой стоит деревянный жилой дом. То есть комплексно.
По словам представителя пивзавода, желающих участвовать в этом тендере, кроме самой компании, не было. Сразу стало понятно, что главной проблемой станет вопрос куплей-продажи жилых квадратных метров в доме №102.
– Большинство дольщиков были готовы продать свою жилплощадь, – вспоминает представитель компании. – Кто-то из них уже давно не жил в этом доме, кто-то проживал до сих пор. С каждым собственником мы договаривались индивидуально, учитывали интересы людей. Но разумные интересы. При кадастровой стоимости квадратного метра в этом доме 20 тыс. рублей мы выкупали по рыночной стоимости – за 40-45 тыс.рублей.
Но найти общий язык удалось не со всеми жильцами. Запросы некоторых оказались несоизмеримы с возможностями пивоваренной компании.
– В доме есть несколько семей, которые хотят за счет пивоваренной компании решить не только свои жилищные проблемы, но и проблемы своих детей, – отмечает представитель завода. – Например, Гаврилины. Они являются владельцами 7,5 м площади, при этом хотят получить от нас порядка 10 млн рублей. То есть, за одинметр они просят 1,3 млн рублей. Таких цен, наверное, нет даже возле стен Московского Кремля.
По словам юриста пивзавода, сперва требования семьи были более-менее реальными – Гаврилины просили трехкомнатную квартиру. И компания готова была пойти навстречу. Но потом условия почему-то изменились и к «трешке» прибавилась еще «однушка».
– Мы все понимаем, вы всю жизнь прожили в плохих условиях, – отмечает официальный представитель компании. – Но вы живете впятером или вшестером на семи квадратных метрах, и мы готовы выкупить их у вас за сумму, эквивалентную трехкомнатной квартире. Но запросам есть предел. И возникает вопрос: либо у вас сейчас такие хорошие условия проживания, что вы завышаете планку своих желаний, либо просто не хотите никуда уезжать. Сейчас мы находимся на таком этапе, когда выкуп долей Гаврилиных и Евстигнеевых нам более не интересен. Господа могут оставаться там дальше жить.
По словам юриста пивзавода, у компании есть право заниматься развитием территории, но не обязанность.
– Да, если мы не выполним свою часть сделки, то потеряем деньги – порядка миллиона рублей, – отметил представитель компании. – Но это будет выгоднее, чем покупать 15 кв. м за 20 млн рублей. За один объект недвижимости они хотят получить три. Это неправильно.
Контракт на развитие застроенной территории длится семь лет и истекает только в 2024 году. После его окончания все останутся при своем: люди будут жить в доме, пивзавод будет владеть своими участками земли и выкупленными долями, а администрация Рязани продолжит ломать голову над тем, как привести в порядок центр города.
Что говорит администрация
Этот материал начался с того, что в YA62.ru обратились жильцы дома и рассказали, что у них не только отрезали единственную водную колонку, но еще собираются отключить электричество. Все потому, что пивоваренная компания якобы отчиталась перед администрацией Рязани о том, что дом полностью расселен и в нем никто не живет.
Мэрия оперативно дала ответ сперва по колонке, которая, оказывается, была на ремонте, а потом и по электроэнергии. Выяснилось, что отключать дом никто не имеет права, пока в нем проживают люди. Да и отчета о полном расселении жильцов в администрацию никто не присылал.
– По условиям договора, раз в квартал мы должны отчитываться перед администрацией о том, со сколькими собственниками жилья мы заключили сделки о купле-продаже, – объяснил представитель пивзавода. – Мы не докладывали, что выкупили все. Никакую воду и электричество мы не отключали.
При этом на пивзаводе пояснили, что сейчас, когда компании принадлежит половина дома, завод начнет некоторые технические мероприятия.
– Мы определим, какие конкретно части дома принадлежат нам, и будем их закрывать для свободного доступа, – отметил представитель завода. – Также мы отключим электричество, но только на своей территории.
По словам собеседника YA62.ru, администрация Рязани давно пытается облагородить эту территорию в центре города, но жильцы дома сами тормозят развитие:
– Вот они пишут, что их дом – «лицо губернатора», при этом сами препятствуют устранению искажения этого самого лица.
В беседе с журналистом представители пивзавода также подчеркнули, что «Русская пивоваренная компания» не имеет намерений поджигать дом или ускорять выкуп помещений.
– Все люди, у кого мы выкупили доли, остались довольны и претензий к нам не имеют, – отметил юрист компании. – Никого силком из дома мы не вытаскивали. Если люди хотят продолжать там жить – пусть живут. Когда закончится срок контракта с городом, мы ничего не потеряем.
На сегодняшний день «Русская пивоваренная компания» владеет семью долями в доме. Еще пять долей остаются невыкупленными. При этом представители пивзавода отмечают, что в любой момент готовы вернуться к переговорам по купле-продаже оставшихся долей с их собственниками.
Все мнения выслушал Михаил Агиров