Совет Федерации одобрил закон, расширяющий полномочия президента
Совет федерации (СФ) одобрил закон, существенно расширяющий полномочия президента России. Владимир Путин сможет самостоятельно регулировать деятельность хозяйственных обществ в условиях западных санкций. Эта норма появилась ко второму чтению в Госдуме, после корректировки концепции законопроекта, пишет Коммерсант.
Инициатива была внесена Белым домом «в связи с принятием закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» еще в мае 2014 года, но спустя четыре года на Охотном Ряду существенно изменили текст законопроекта при его подготовке ко второму чтению. Документ был принят Госдумой 24 мая и обсуждался в СФ в среду.
Одобренный закон теперь дает возможность президенту «в исключительных случаях» устанавливать «особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения» хозяйственных обществ «в отдельных сферах деятельности».
В частности, это положение коснется «обязанностей по хранению, раскрытию или предоставлению информации об их деятельности, совершению сделок, включая их нотариальное удостоверение и учет, особенностей правового положения эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также особенностей учета информации о ценных бумагах».
Эксперты ранее отмечали, что это напоминает установление «указного права» в отдельных отраслях. Новые нормы позволят Владимиру Путину приостанавливать действие некоторых положений Гражданского кодекса, ФЗ «О рынке ценных бумаг» и некоторых других, уверены юристы. Кроме того, законопроект позволяет главе государства принимать решения в области военно-технического сотрудничества (ВТС) с иностранными государствами самостоятельно, без учета отдельных требований закона о ВТС.
За одобрение инициативы проголосовали 142 сенатора, против — один. Зампред комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев, докладывавший по законопроекту, объяснил изданию, что могут значить «исключительные случаи» в тексте документа.
— Речь идет о нерядовых ситуациях, выходящих за рамки обыденных процедур. Предусмотреть их все в тексте невозможно, поэтому была использована более обобщенная формулировка, — сказал сенатор. Поправки, расширяющие полномочия Владимира Путина, «нацелены на повышение оперативности вступления в силу решений президента за счет упрощения формальных процедур, — добавил он.
Критически к поправкам отнесся заместитель президента Федеральной палаты адвокатов России Константин Добрынин.
— То, что мы видим сейчас, можно назвать началом краха структуры гражданского законодательства. Реактивная антисанкционная политика загоняет законодателей в узкую маргинальную законотворческую нишу, когда тактическое решение, закрывающее от санкций определенные отрасли или компании, медленно разрушает систему норм, — объяснил он изданию. — Сегодня в порядке исключения необходимо одно, завтра — другое, а послезавтра мы все начинаем жить по правилам, придумываемым на ходу».