«Я успела только закричать». Смертельное ДТП под Скопином расследуют больше года
Смертельные ДТП – явление настолько частое, что в рязанских сводках они мелькают практически каждый день. Однако происшествие, с которым в редакцию портала YA62.ru обратились жители Москвы, выходит из общего ряда.
Осенью позапрошлого года москвичи попали в ужасное ДТП в Скопинском районе. В результате аварии погиб отец семейства, находившийся за рулем. Родственники погибшего уверены, что расследование причин трагедии вот уже больше года ведется недолжным образом. Подробности страшной аварии выяснял журналист YA62.ru.
Это было утро 30 октября 2016 года. Осень едва перевалила за середину, но в Рязанской области погода стояла зимняя: лепил густой снег и занималась сильная метель. Видимость на дорогах была практически нулевая. Дворники на лобовом стекле автомобиля «Лада Приора» едва справлялись со снегопадом, поэтому машина двигалась со скоростью 30 км/ч. За рулем находился опытный водитель Виктор Застрожников. Он вместе с женой и дочерью возвращался домой, в Москву. Автомобиль проезжал Скопинский район, когда случилось страшное ДТП.
– Я успела только закричать, – рассказывает супруга водителя, Елена Застрожникова. – Спасибо моему покойному мужу, он смог вильнуть рулем. Он принял полностью удар на себя. Машине снесло крышу, весь перед смяло в багажник. Мне по касательной разрезало голову, часть машины растащило по дороге. Когда я кинулась к мужу, у него все лицо было в крови и он уже не дышал.
Прошел уже год с момента трагедии, а Елена Застрожникова помнит происшествие так подробно, словно оно произошло вчера.
– Мы проезжали 262 км трассы в Скопинском районе, когда увидели, что на нас движется что-то огромное, – рассказывает женщина. – Оказалось, что по встречной полосе идет тягач. Мы съехали на обочину, чтобы объехать негабаритный груз, который выступал на нашу полосу на целый метр. Только когда мы начали перестраиваться на свою полосу снова, увидели, что на нас несется второй грузовик, который было не видно за грузом первого. Дальше был удар.
По словам участницы ДТП, несмотря на сильные травмы, она смогла самостоятельно выбраться из машины. Ее дочь в этот момент уже бежала босиком по снегу к погибшему отцу.
– Я не могла допустить того, чтобы она видела, в каком он состоянии, и отвела дочь в сторону, – продолжает рассказ Елена Застрожникова. – Люди, проезжавшие в момент ДТП мимо, уже вызвали скорую и ДПС. И тут я поняла, что начинаю захлебываться и задыхаться от крови, которая текла у меня по лицу. Оказалось, что у меня была разрезана голова. Это все было очень страшно. Когда подъехала «скорая», я попрощалась с мужем, и нас с дочерью увезли в Скопинскую ЦРБ.
В больнице женщине наложили четыре шва, ее дочери также была оказана необходимая помощь. Затем обеих участниц ДТП отвезли в местное РОВД, где потерпевшие давали показания о случившемся. Только после этого их отправили домой.
По словам пострадавшей, их «Лада» врезалась не в сам тягач, а в негабаритный груз, который выпирал чуть ли не на половину встречной полосы. Как рассказала журналисту YA62.ru Елена Застрожникова, позже это подтвердят и результаты экспертизы. Однако водитель грузовика будет утверждать, что легковушку занесло ему под колеса.
Вернувшись домой и похоронив отца семейства, Застрожниковы стали ждать вестей о том, как продвигается расследование смертельного ДТП. Они были уверены, что спустя месяц следователь Скопинского РОВД Гончаров должен был уведомить потерпевших о результатах предварительного расследования. Если оснований для возбуждения уголовного дела не находятся, то следователь должен вынести постановление об отказе и передать его заинтересованным сторонам. Однако ни через месяц, ни через полгода семью Застрожниковых ни о чем не оповестили.
– 9 марта я сама поехала в Скопин, – рассказывает Елена. – Было ощущение, что там надо мной просто издеваются. Прокуратура отсылала меня в РОВД, РОВД – в прокуратуру. Побегав туда-сюда, я ничего не добилась. А следователь Гончаров сказал, что на мои письма и жалобы никто отвечать не будет.
По словам Елены Застрожниковой, только просидев четыре часа в прокуратуре и дождавшись, пока ее примет прокурор Бобылев, она смогла получить на руки отказ от возбуждения уголовного дела. На вопрос, почему документы не были высланы ей раньше, никто ответить не смог.
Документов об отказе от возбуждения уголовного дела должно было быть гораздо больше, однако остальные не смог забрать даже юрист Застрожниковых. Тогда семья обратилась в суд с просьбой признать бездействие следователя незаконным и обязать его выслать все документы по делу.
– Сам Гончаров на суд не явился, вместо него пришел другой человек, который не мог ответить на элементарные вопросы суда, – вспоминает Елена. – Когда судья спросила, почему отказ от возбуждения уголовного дела не был выслан мне вовремя, ответчик предположил, что письма высылались по месту прописки, в Саратовскую область. Несмотря на то, что в материалах дела значился мой московский адрес. Более того, подтвердить в суде, что письма действительно высылались хотя бы куда-то, представитель Скопинского РОВД не смог.
В результате суд удовлетворил просьбу истца и обязал следователя Гончарова выслать документы Застрожниковым. Это постановление было исполнено еще полгода спустя.
– Не получив никакой реакции на постановление суда, я снова поехала в Скопин, – вспоминает женщина. – Там, спустя пять часов ожидания, мне удалось встретиться со следователем Игорем Ломакиным. Он вынес мне два документа, которые не являлись отказом от возбуждения уголовного дела. Когда я ему на это указала, он ответил: ну, давайте, я вам тут подпись поставлю.
По словам Елены, все это время ее не покидало ощущение, будто документы изготавливаются на ходу, лишь бы она отстала от следователей со своей проблемой.
– На мои жалобы в прокуратуру мне отвечали чужим ДТП, дважды, – отмечает собеседница YA62.ru. – Когда я получила письмо, в котором говорилось о ДТП с тремя трупами, поехала на прием к прокурору Бобылеву. Он вынес мне и вручил точно такой же ответ и отметил, что мне должно быть все равно, какое это ДТП и сколько в нем было трупов, если на заявлении стоит моя фамилия.
К материалам дела, которые пострадавшей стороне демонстрируются с явной неохотой, у Елены Застрожниковой тоже много вопросов.
– Нигде не указано, что грузовых машин было две, и двигались они в колонне. Причем первый тягач просто уехал с места ДТП. Из-за того, что наша машина была сильно повреждена, я просила запись с видеорегистратора тягача. Однако в изъятии записи было отказано.
Также свидетель происшествия отмечает, что на грузовиках не было проблесковых маячков. При этом у водителя грузовика было с собой сопроводительное письмо на данный рейс, в котором указывалось, что в гололед, снегопад и туман осуществлять движение можно только по одиночке и только в сопровождении ДПС. По словам пострадавшей, данные условия выполнены не были.
По мнению пострадавших, в ДТП и смерти Виктора Застрожникова виноват водитель тягача, который нарушил правила дорожного движения и предписанные инструкции перевозки негабаритного груза. По словам супруги погибшего, ей удалось выяснить, что водитель грузовика даже был оштрафован за это по административной статье. Однако женщина не понимает, почему следователи уже больше года не могут установить связь между нарушением ПДД и смертельной аварией, случившейся по этой причине.
– Я уже никому не доверяю, – делится своими переживаниями вдова. – Следователи, почему-то, не стали работать объективно и добросовестно. Может быть это коррупция? Я не знаю. Но мне приходится снова и снова переживать тот день, чтобы добиться правды. Но я не отступлюсь. Ведь для чего-то же я осталась жива?
Редакция YA62.ru обратилась за разъяснением ситуации в пресс-службу УМВД по Рязанской области. В официальном ответе говорилось, что по факту ДТП были проведены судебные экспертизы: медицинская в отношении погибшего, технико-диагностические экспертизы двух автомобилей участников ДТП, автотехнические экспертизы по установлению места столкновения и оценке действий водителей согласно ПДД. Однако в установленные законом сроки результаты назначенных экспертиз получены не были, из-за чего неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В настоящее время по данному материалу проводится дополнительная проверка, в ходе которой была проведена автотехническая экспертиза для установления угла столкновения автомобилей участников ДТП. Также назначена дополнительная автотехническая экспертиза, результаты которой до настоящего времени не получены. Дополнительная проверка продолжается, по ее результатам будет принято соответствующее процессуальное решение.
Редакция портала YA62.ru будет следить за развитием событий.
Выживших в ДТП выслушала Дарья Копосова