Не убийство, а смерть. В Рязани мужчина сделал замечание подросткам и умер
Девять дней назад, 18 июня, около девяти часов вечера в Рязани возле дома №32 по улице Керамзавода погиб 34-летний Максим Одиноков. По словам очевидцев, у мужчины произошел конфликт с местными подростками, и во время перепалки один из парней ударил Одинокова кирпичом по голове. Рязанец скончался на месте происшествия на глазах у восьмилетней дочери. Трагедия случилась в нескольких метрах от их дома.
Привел ли к гибели мужчины именно удар тяжелым предметом или дело в чем-то другом, на данный момент неизвестно, поскольку причина смерти до сих пор не установлена. Как сообщил YA62.ru собственный источник, возбуждается уголовное дело по статье 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности»). Однако родственники и знакомые погибшего настаивают на версии «убийство» и пытаются разобраться, почему компетентные органы «спускают всё на тормозах».
Максимку похоронили
— Максимку вчера похоронили, — говорит встретившейся у подъезда женщине рязанка Людмила.
Людмила живет в том же доме, где жил Максим Одиноков. Мужчина рос у нее на глазах, и был ей практически как сын. Об этом чуть позже корреспондент YA62.ru узнает из личной беседы с женщиной.
— Я была шокирована. Читаю в новостях: «На Керамзаводе найден труп 34-летнего мужчины». Оказалось, Максим. Все произошло на глазах у его восьмилетней дочки. Ее сразу отвела с места сестра Максима. После случившегося мы забрали девочку к себе. Она у нас ночевала, бедная, до четырех утра не спала. Я ее пустырником отпаивала, — вспоминает собеседница портала.
Людмила обходит дом и останавливается у торца.
— Вот здесь завязалась перепалка, — продолжает рассказ женщина, — Мне показывали видео, сразу узнала это место. Подростки что-то взрывали и швыряли. Максим сделал им замечание, так как они испугали его дочку. Парням это не понравилось. Началась ссора. Потом они переместились туда, к дороге, прямо напротив «Пятерки». Вот как раз неподалеку от входа в магазин тело и нашли. Кирпич лежал рядом. Подростки разбежались очень быстро.
По словам женщины, погибший был неконфликтным человеком.
— Максим был всегда спокойным. Он дипломат. Всегда на нет всё сводил. Не задира. А вот ребята всегда вели себя отвратно. Это уже не первый случай, когда огрызаются взрослым. Сколько раз брызгали в лицо баллончиком. Подростки все местные. Учатся в школе №22. По 14 лет им. Сейчас не видно никого, даже не выходят, — рассказала рязанка.
Запись удалили быстро
По словам Людмилы, конфликт был запечатлен на видео несколькими людьми. Один из видеороликов выкладывали в интернет, но практически сразу запись удалили. Однако, как сообщают очевидцы, одно видео направляли в полицию. В правоохранительных органах данный факт YA62.ru комментировать отказались со словами «мало ли что пишут» и предложили обратиться за комментарием в Следственный комитет.
— Сын мой ездил в морг забирать тело. Удар был, это точно. И ухо у Максима синее, и висок пробитый, пятно там. Драки не было, просто был один удар, — добавляет женщина.
Эту же версию подтверждает YA62.ru и один из свидетелей конфликта: «мужчину ударили, он упал, ударился головой и умер».
«Папа упал и больше не встал»
Редакции YA62.ru удалось связаться с женой погибшего Екатериной Одиноковой, которая помогла восстановить хронологию событий того вечера, а также пояснила, на какой стадии находится расследование.
— Мы отмечали день рождения сестры Максима, — рассказывает Одинокова, — Дружной веселой компанией подошли к детской площадке во дворе нашего дома. Там подростки взрывали «бомбочки». Мы прошли, с нами была дочка, она вела собачку на поводке. Ребенок испугался, отбежал. Мы сделали замечание. Тут развязался конфликт. Я ушла, так как человек неконфликтный, да и подумала, что там ничего особенного. Жду мужа с ребенком. Их все нет и нет. Звоню мужу — не отвечает. Набираю племяннице — тоже без ответа. Подумала, что решили продолжить праздник. Не напрягаюсь, смотрю телевизор. Тут ко мне прибегает девушка, наши дети с ней учатся в одном классе. Сообщает мне о том, что Максима убили. Начинается тьма для меня. Я просто подошла, увидела его накрытое тело, и всё.
Одинокова предоставила редакции видео, на котором зафиксировано начало ссоры, а также крики в момент самой гибели ее мужа. На видеоролике можно проследить, как знакомый Максима вместе с подростком отходят на скрывающуюся за деревьями парковку у магазина. Максим вместе с еще двумя подростками следуют за ними.
По словам женщины, как ей потом сообщили очевидцы, один из подростков брызнул знакомому в лицо баллончиком, Максим стал за него заступаться.
— Максим настолько добрый человек, — продолжает рассказ Одинокова, — что никогда не будет зачинщиком. Он может быть только защитником. Если вдруг там что-то началось, обижают своих, он будет вступаться, а развязывать конфликт — никогда. Он лучше будет два часа стоять разговаривать. Никогда не участвовал ни в каких драках. Всегда старался урегулировать словами. А там вот уже начали нападать на того, кому брызнули в лицо газовым баллончиком, это муж его сестры. Максим вот и заступился за него.
Как потом выяснила женщина, было несколько ударов. Сначала — кирпичом по виску, затем, когда мужчина упал, несколько раз ударили ногами.
— Причем там зона парковки, нет никаких кирпичей, — отмечает Одинокова, — Подросток целенаправленно сбегал и взял камень, чтобы нанести им удар. Он ведь понимает, что не справится со взрослыми мужчинами, зачиная эту драку. Не знаю, кинул он этот кирпич в Максима или ударил им.
Находившаяся рядом дочка сразу же прибежала домой, но ничего маме не сказала. В шоковом состоянии молча села смотреть телевизор. Когда уже пришли и сообщили о смерти, девочка сказала: «папа упал и больше и не встал».
— Девушка, которая пришла за мной, дочке говорит: «Папа не может встать без мамы. Вот сейчас она сходит и его поднимет». Потом уже дочка мне сказала: «Мам, а меня обманули. Так ты и не подняла нашего папу», — вспоминает собеседница.
«Может, он у тебя самоубийца»
По словам Одиноковой, с самого начала ей пришлось столкнуться с грубостью и непониманием со стороны правоохранительных органов.
— Я не знаю всего. Как мне нужно действовать в данной ситуации. Вообще, как пишут и подают заявление. Поехали в «трёшку» (отдел полиции №3 УМВД России по Рязани — Прим. ред.). Там дежурный сказал, что наше дело находится в Следственном комитете на Братиславской, 25. Направились туда. К нам подошел следователь. Я спросила, какие действия мне нужно будет предпринять: написать заявление или что там еще делают в таких случаях. А он мне: «у вас велосипед что ли украли, чтобы писать заявление-то? От вас вообще ничего не нужно».
В сводке полиции: «18 июня в 21:40 обнаружено тело Одинокова Максима Анатольевича. Повреждение в области виска. Отправлено в морг».
Патологоанатом утверждает, что на теле мужчины нет никаких видимых повреждений. Хотя, как сообщает Одинокова, видны ссадины на лбу, виске и щеке, опухло ухо. Женщина предоставляет редакции фото, сделанное за два часа до происшествия. Как доказательство, что этих повреждений до ссоры не было.
— А то мне сказали в Следственном комитете, что, может, ссадины старые. Я говорю следователю, почему это все не зафиксировано, — возмущается Одинокова. — Он говорит, что ведется доследственная проверка: «Максим, может быть, лежал на этом ухе, и пошел на это ухо кровоподтек». Еще написали мне, что причина смерти не установлена, так как нет результатов экспертизы. Мужа даже в храме не хотели отпевать, потому что говорят: «Через Богородское кладбище в часовне много людей проходило, ни у кого не было такого заключения. Может, он у тебя самоубийца». Потом уже как-то выяснили, решили этот вопрос.
В настоящий момент женщина благодаря помощи знакомых юристов написала два заявления (в прокуратуру и Следственный комитет) о возбуждении уголовного дела и отправила их на соответствующие сайты. Заявлениям присвоили номера.
Что касается подростка, схватившего кирпич, сейчас, как узнала Одинокова, его с семьей даже нет в районе: уехали куда-то.
— Я знаю, что у Максима не было никаких проблем ни с сердцем, ни с сосудами. Если они мне начнут задвигать версию о проблемах со здоровьем, буду делать эксгумацию. И тогда уже будет повторная независимая экспертиза, — отмечает Екатерина Одинокова.
Дядя при погонах
Подробности этой трагедии могли бы никогда не всплыть, а дело — закончиться сообщением Следкома об обнаружении тела некоего мужчины. Но в соцсети сразу же подняли шум неравнодушные люди. Знакомые и соседи погибшего не просто выражали соболезнования: под постами появлялись все новые и новые детали драмы.
«Люди просто шли и сделали замечание, их обрызгали из баллончика, девушку и парня, а третьего убили. Сегодня его похоронили, и там за домом была его дочь. 34 года парню».
«Там два брата были, им нет даже 16. Их отпустили. Скорее всего, им ничего не будет. Знаю их».
«Отец с дочерью выгуливали собаку. В это же время подростки кидали «бомбочки» (зажигательные смеси). Одна из «бомбочек» отлетела в сторону девочки и взорвалась. Ребенок сильно испугался. Максим подошел к подросткам сделать замечание, те отреагировали агрессивно, и началась драка».
Появлялись и комментарии о влиятельном родственнике одного из подростков, участвовавших в конфликте. Его называли «папой при погонах», «человеком в органах», «дядей — шишкой».
«У одного из нападавших папа при погонах. Неужели спустят все на тормозах? Не дай бог».
«Напали и по голове несколько раз кирпичиком стукнули... и видеозаписи с камер странным образом пропали после приезда родителей в отдел».
«Ничего им не будет. У них есть дядя — шишка».
Верифицировать существование «родственника в погонах» YA62.ru не удалось.
Вскрытие не показало
После появления сообщений очевидцев о том, что погибшего на улице Керамзавода мужчину якобы до смерти забили подростки, журналист YA62.ru обратился за комментарием в Следственный комитет.
Там ответили, что в ходе патологоанатомического вскрытия причина смерти мужчины не была установлена, проводится ряд дополнительных экспертных исследований. Информацию о том, что конфликт был, в Следкоме подтвердили.
— После получения результатов экспертных исследований действиям участников конфликта будет дана надлежащая правовая оценка, — отметили в СК.
В прокуратуре на вопрос, будет ли проведена какая-либо проверка, ответили, что про проверку говорить рано, поскольку нет причины смерти.
Также редакция попросила уполномоченного по правам ребенка в Рязанской области Анжелику Евдокимову прокомментировать, причастны ли, по ее данным, подростки, к гибели 34-летнего рязанца, а также ответить на вопрос, были ли молодые люди, о которых идет речь, ранее замечены в каких-либо правонарушениях.
— У меня нет информации по данному факту. Насколько мне известно, про причастность подростков к смерти мужчины свидетельствуют только соцсети. Официально следственные органы не сообщали ничего, — подчеркнула Евдокимова.
Через шесть дней после гибели Максима Одинокова, журналист YA62.ru вновь обратился за комментарием в Следственный комитет.
— Мы ждем заключение эксперта о причине смерти. Результаты экспертных исследований не готовы, соответственно, причина смерти не установлена. Продолжается доследственная проверка по факту смерти мужчины. Смерти, а не убийства, поскольку причина смерти еще не установлена, — ответили в пресс-службе.
Как сообщил YA62.ru собственный источник, в настоящий момент возбуждается уголовное дело по ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности»).
— Что подростки причинили там что-то — вообще такое не рассматривается. Данный вопрос на повестке дня не стоит, — рассказал собеседник портала.
Вопросы же о том, почему комментарии правоохранительных органов так сильно расходятся со словами очевидцев, и отчего не обнародуются видеозаписи конфликта, стоят и по-прежнему остаются открытыми.
Татьяна Таранова
Фотографии YA62.ru, Алины Атясовой и семьи Максима Одинокова
Фото покойного без цензуры публикуются с разрешения его жены