Уничтожение Рязанского троллейбуса. Акт второй
Два года назад рязанская мэрия вознамерилась избавиться от трех «убыточных» троллейбусных маршрутов — №№ 2, 6 и 15. Казалось бы, по ним уже можно было устраивать панихиду, но власти внезапно откатили непопулярное решение назад и маршруты оставили.
И вот на прошлой неделе на заседании комитета гордумы начальник управления транспорта рязанской мэрии Андрей Михно заявил, что в планах закрыть сразу семь маршрутов из 15 действующих. Спустя какое-то время мэрия назвала пять из них — это троллейбусы №№ 2, 4, 6, 8 и 15.
Давайте проанализируем, что будет означать для рязанцев закрытие половины троллейбусных маршрутов и кто станет бенефициаром уничтожения электротранспорта в Рязани.
«Гробовозы» из Твери
Несколько месяцев назад Управление Рязанского троллейбуса возглавил коррупционер из Твери Алексей Розвезев. И это тот редкий случай, когда можно честно назвать чиновника «его настоящим именем», не боясь, что он подаст в суд за оскорбление чести и достоинства. Потому что факт коррупционного преступления Розвезева доказан судом.
Несколько лет назад, будучи инспектором управления автодорожного надзора по Тверской области, он был уличен в получении взятки от перевозчика-нелегала. Но еще интереснее, что до назначения на пост руководителя УРТ бывший взяточник работал директором тверской транспортной компании ООО «СВТК». И, по невероятному совпадению, в то же самое время рязанские улицы начали наводнять тверские автобусики, которые приписали к Управлению троллейбуса.
Причем двухдверные МАЗики и ПАЗики-гробовозы из Твери начали выходить на самые «жирные» маршруты Автоколонны-1310. Например, магистральный 17-й автобус, который раньше обслуживался почти исключительно вместительными гармошками, теперь представлен тверским «средним классом».
Примечателен и другой факт: новый розвезевский транспорт работает не в режиме муниципального — по расписанию, с ГЛОНАССом, до позднего вечера, а как классические маршрутчики — то есть снимает сливки в часы пик, а в менее загруженные часы их днем с огнем не сыщешь. Кроме того, тверские маршрутчики по «культуре» дают фору даже рязанским — они высаживают детей на мороз, хамят, мусорят на конечных.
Рентабельность
Общественный транспорт даже в самых благополучных Швейцариях, Голландиях и Финляндиях — в большинстве случаев сфера планово убыточная. Именно поэтому внутригородские перевозки зачастую находятся под контролем муниципалитета и дотируются за счет бюджетных средств.
Почему так происходит? Вместительные и комфортные трамваи, автобусы, троллейбусы, которые ездят в отдаленные районы с небольшим пассажиропотоком, курсируют поздним вечером, а иногда и ночью, предоставляя горожанам качественное транспортное обслуживание, не могут быть прибыльными по определению. Зато у цивилизованного транспорта гигантский вторичный экономический эффект (который в России никто никогда не считает). Развитый общественный транспорт — это пониженная автомобилизация, отсутствие пробок, а как следствие — улучшение экологии, более здоровое и счастливое население, которое меньше болеет, позже умирает, эффективнее работает, больше денег приносит в городской бюджет и т. д. и т. п.
На другом полюсе — общественный транспорт, рентабельность которого не вызывает сомнений. Это «наши любимые» маршруточки. Посудите сами, маршрутчики почти не платят налогов (если и платят, то по мизерным ставкам), выходят на линию только в самые прибыльные часы и на самые востребованные маршруты. В их «автопарках» самое дешевое, зачастую переделанное из грузовых фургонов барахло. На работу они нанимают мигрантов, в том числе нелегальных. Тут экономия на каждом шагу!
К каким последствиям для города приводит переход на такой транспорт, можете посмотреть, выглянув в окно.
Ваш двор утопает зимой, весной и осенью в грязи, а летом — в пыли, из-за чего? Из-за маршруток. Люди массово покупают личные авто, потому что никому не хочется ездить на «скотовозках», и запарковывают каждый свободный клочок.
В мертвую пробку вы попали почему? Из-за маршруток. Они забили собой все пространство, а еще к ним присоединились люди, которые купили машины, чтобы не садиться в ту самую маршрутку.
Рязань лидирует по загрязнению воздуха в ЦФО, а по детской онкологии — и во всей России — по какой причине? В том числе из-за маршруток. Если вы думаете, что травят нас только заводы, вы ошибаетесь. Их вклад хорошо если 20%, остальные 80% — это следствие безудержной автомобилизации.
Пешехода сбили насмерть на Первомайке — почему? Из-за маршруток. Потому что глупые чиновники «в целях увеличения пропускной способности» стерли по всему проспекту десятилетиями существовавшие там переходы. А для бабушки, идущей с сумками с Первомайского рынка, крюк в полкилометра (да еще при 30-градусной июльской жаре или при зимнем оледенении всего и вся) — не шутки. Это запросто может закончиться для нее больницей. Вот она и идет сквозь поток автомобилей, и не из-за того, что из ума выжила, как думают водители, сигналящие ей вслед.
Итак, на одной чаше весов у нас убыточный комфортный транспорт, на другой — «суперрентабельные» маршрутки, которые уже превратили наш город в абсолютный мрак.
А теперь давайте вернемся к господину Михно и вспомним, какой аргумент он приводит, говоря о ликвидации семи троллейбусных маршрутов. Правильно, рентабельность. Начальник «транспортного цеха» на полном серьезе меряет эффективность троллейбусных маршрутов в денежной прибыли. Здесь сразу возникают вопросы, а понимает ли он хоть что-то в этой сфере? Знаком ли с последними тенденциями в области транспорта? Изучал ли опыт других городов? Или просто сидит в своем кресле, чтобы распределять между частными перевозчиками лучшие маршруты и постепенно избавляться от «нерентабельного» троллейбуса?
Еще Михно путает причину со следствием, говоря о нерентабельных маршрутах, на которых ходят по одной-две машины. А пробовал он пустить достаточное количество троллейбусов, чтобы они курсировали хотя бы раз в 15 минут (московская гуманитарная помощь могла бы в этом помочь)? А дублирующие маршрутки-паразиты убрать пытался? Может быть, тогда и маршруты резко повысили бы рентабельность.
Розвезев развезет
Но вернемся к нашему первому герою — тверскому деятелю Розвезеву. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, кто будет главным бенефициаром от закрытия половины троллейбусных маршрутов в Рязани. Конечно, тот самый Розвезев. Во-первых, сократятся расходы на троллейбусные маршруты. Сразу после отмены маршрутов он наверняка кинется снимать километры контактной сети, чтобы окончательно про нее забыть и не обслуживать ничего. Во-вторых, будут устранены конкуренты для его ПАЗиков-гробовозов. Ведь именно их, судя по всему, собираются пустить по тем же маршрутам.
Следующим этапом станет признание убыточными остальных восьми троллейбусных маршрутов и окончательное уничтожение единственного экологически чистого транспорта в задыхающейся от автомобильных выбросов Рязани.
А чтобы не быть голословным, давайте перенесемся в рязанское «завтра», а именно в вотчину Розвезева — город Тверь.
Наше будущее
Тверь — город депрессивный даже в сравнении с Рязанью. Такая разруха, грязюка и неустроенность даже для нашего города пока не характерна. А здесь она прямо в центре.
Несколько лет назад в Твери закрылось трамвайное движение, уже через несколько дней не станет и Тверского троллейбуса (его закрытие намечено на 28 февраля). Теперь вопрос: кто заменил электротранспорт и перевозит тверичан? Как вы догадались, те самые убогие ПАЗики и другой мелкий и неудобный транспортный сор.
Тверские Михно тоже рассказывали горожанам, как нерентабелен электротранспорт, и буквально за несколько лет полностью его изничтожили.
Сложно сказать, какова роль в этом тверском безобразии Розвезева, но его компания ООО «СВТК» сейчас весьма широко представлена на местном «рынке». Видимо, после захвата Твери он решил расширить сферу своего влияния на Рязань. Как он «порешал» вопрос на улицах Ленина и Радищева и зашел в наш город, остается только гадать…
Текст и фото: Александр Мойсеюк
В материале использовано фото портала Tvernews