Полоса животворящая. Нужны ли Рязани выделенки
На прошлой неделе региональный министр транспорта Евгений Беленецкий ошарашил рязанцев сразу двумя новостями. Первая заключалась в закупке сразу 40 новых автобусов для городского транспорта и была воспринята положительно. Вторая касалась обустройства на Московском шоссе и Первомайском проспекте выделенных полос для общественного транспорта. Ее приняли, мягко скажем, неоднозначно.
Поскольку власть не привыкла объяснять горожанам смысл своих инициатив, эту роль возьмет на себя YA62.ru. В этом материале мы докажем вам, что правильно обустроенная выделенка будет благом для всех рязанцев — вне зависимости от способа их передвижения по городу.
Наивные аргументы против
«Ежедневные» автомобилисты в российских городах составляют приблизительно четверть населения. То есть находятся в абсолютном меньшинстве. При этом на любых онлайн-площадках их голос звучит громче всех. Это объяснимо. Водители в среднем активнее, моложе, технически продвинутее, чем 75% неавтомобилистов. А поэтому у всех, в том числе у власти, создается обманчивое впечатление преобладающего большинства автолюбителей.
А еще у 99% водителей, в отличие от пешеходов, есть такая внутренняя уверенность, что если уж он за рулем ездит, то в организации дорожного движения кое-что понимает. Увы, нет. Езда за рулем личного авто ничуть не приближает вас к пониманию глубинных механизмов работы городского транспорта. Уж поверьте.
Так вот, сразу после объявления новости про организацию выделенок соцсети заполонили комментарии автомобилистов типа: «ну всё, готовимся к транспортному коллапсу», «пробки будут мертвые», «да вы с ума посходили». Логика водителей интуитивно очень понятна (как и аргументы сторонников плоской Земли, впрочем). Вы отбираете у личных авто одну полосу — всё встает в пробку. Но нет, это так не работает.
Как это работает
Каждый житель крупного города выбирает, на чем ему передвигаться, исходя из трех основных факторов — это быстрота, комфорт и цена. Если в городе убитый транспорт, который простаивает в пробках вместе со всем потоком, то выбор автомобиля очевиден. Результатом такой ситуации, как мы видим в Рязани, становится бесконтрольная автомобилизация с ее «прекрасными» спутницами — загазованностью, запыленностью, запаркованностью и вечной пробкой.
Если же власти достаточно умны, чтобы начать бороться с этим явлением и повышать привлекательность общественного транспорта, то расклад сил может поменяться.
Выделенная полоса — это мощный импульс к критерию «быстрота». Но, как мы помним, рязанские власти в кои-то веки проявили зачатки системного мышления и не ограничились введением только выделенок, а еще и закупили новые автобусы, а также клятвенно пообещали аж 70 московских троллейбусов в хорошем состоянии. То есть сделали заход еще и на критерий «комфорт».
Итак, мы организовали выделенку на Московском шоссе и Первомайке и по ней без пробок поехали новые автобусы и более комфортные и современные троллейбусы. К чему это сразу привело? За счет меньшего простоя в пробках выросла оборачиваемость подвижного состава. Теперь, чтобы обеспечивать определенный интервал движения, нужно меньше машин, а значит, меньше горючего, меньше запчастей, меньше человеко-часов на обслуживание подвижного состава и т. д. Городской транспорт на глазах стал более рентабельным.
И вдруг мы заметили, что водители, которым не нравится стоять в пробке и смотреть на проезжающие мимо троллейбусы, уже едут в этих самых троллейбусах. Мы продолжили наблюдение и внезапно поняли, что вечная пробка у «Барса» уже и не пробка, а небольшое затруднение движения.
А вот по выделенке пронеслась скорая помощь и успела на вызов, спасла человека, который умер бы, если бы ей пришлось продираться сквозь пробку.
Еще мы неожиданно обнаружили, что Рязань больше не занимает лидирующие позиции по загрязнению воздуха и онкологическим заболеваниям, потому что из-за рассасывания пробок и уменьшения количества автомобилей снизилась загазованность, а люди стали больше ходить пешком.
Почему может не получиться
Выше были описаны преимущества обустройства правильной выделенной полосы. Но проблема в том, что рязанская власть не имеет опыта организации выделенок и в целом малоквалифицированна. А значит, есть все шансы, что выделенную полосу они «обустроят», дав трем гастарбайтерам ведро краски и кисточку и на этом успокоившись. Так происходило уже во многих российских городах, которые, следуя веяниям моды и представлениям о прогрессивности, обустроили выделенки, но не озаботились никакой сопутствующей инфраструктурой — не повесили камеры для контроля, не организовали правые повороты, не убрали парковочные карманы. И в итоге транспортная ситуация в городе только ухудшилась, а выделенные полосы очень скоро пришлось убирать, признав эксперимент неудавшимся.
Что делать рязанским чиновникам
При подготовке материала мы специально изучили Первомайский проспект и Московское шоссе и выявили на этих улицах множество проблемных точек.
Главная проблема при организации выделенки — это правые повороты, которые традиционно совершаются с той самой правой полосы, по которой едут автобусы и троллейбусы. Если просто разрешить автомобилям заезжать на выделенку для совершения поворота, то эффект от нее полностью исчезнет. Потому что помимо перекрестков существует еще множество выездов из дворов. В итоге вся полоса, предназначенная для движения транспорта, снова забьется легковушками.
У этой проблемы два главных решения — расширение перекрестка и добавление лишней полосы для поворота, либо поворот со второго ряда «на просачивание», то есть пропустив общественный транспорт. Какой вариант выбирать для каждого конкретного участка — задача специалистов. И не инспекторов ГИБДД или чиновников мэрии, а настоящих специалистов-транспортников. Желательно из Москвы. Там выделенки существуют уже около 10 лет, а значит, опыт накоплен немаленький.
Другая большая проблема — это парковочные карманы и просто парковки, которые понатыкали по всей Первомайке. Их просто надо убрать. В первую очередь карманы, в которых паркуются «елочкой».
Таких стоянок не только на Первомайском проспекте быть не должно, а вообще вдоль городских улиц. Потому что выезд с такой парковки — это перманентная аварийная ситуация.
При демонтаже парковок чиновникам, конечно же, придется выслушать много всего интересного о себе от автомобилистов, привыкших там на халяву припарковаться на весь день. На этот вой внимания обращаться не стоит хотя бы потому, что земля это не частная, а муниципальная, а значит, распоряжается ей город по собственному усмотрению. И мэрия точно не обязана отдавать драгоценные квадратные метры в бесплатную аренду автомобилистам.
Третья сложность заключается в администрировании процесса. Проезд по выделенке личного авто или парковка на ней должны наказываться со стопроцентной неотвратимостью. Для этого надо на всем протяжении выделенной полосы повесить камеры.
Причем, кроме штрафов, в качестве воспитательных мер используются и гражданские иски. Например, мэрия Москвы регулярно взыскивает с автомобилистов, запарковавшихся на автобусной полосе и перекрывших движение, компенсацию за простой линии. А это десятки тысяч рублей в час.
Существуют и меры психологического воздействия на водителей. Например, не просто сплошная полоса в качестве обособления, а полоса с буферной зоной, или даже небольшой бордюр. Все это чисто подсознательно снижает желание заехать на выделенку.
Также городским властям предстоит выдержать очень громкий прессинг водителей, который будет выливаться как в комментариях и постах в соцсетях, так и в различных жалобах, петициях и, возможно, даже исках. Под этим напором важно не сломаться и гнуть свою линию.
Все это лишь самые очевидные сложности, с которыми придется столкнуться властям при организации такой, казалось бы, элементарной вещи, как полоса для движения общественного транспорта. На самом деле нюансов еще больше.
Дорогие чиновники, если вы читаете этот текст, вот вам наши скромные советы: проявите благоразумие и дальновидность, привлеките специалистов с реальным опытом организации выделенок, создайте и проработайте проект и никуда не спешите. Лучше отложить реформу на следующий год, чем нарисовать автобусные полосы впопыхах и на долгие годы дискредитировать эту идею в глазах горожан.
Текст и фото: Александр Мойсеюк
Также использованы фотоматериалы Аркадия Гершмана, Челябинского урбаниста и портала Autonews