Планомерное уничтожение. Водитель троллейбуса — о геноциде электротранспорта в Рязани
Совсем недавно наряду с новостями о том, что Управление рязанского троллейбуса начало перевозки по автобусным маршрутам, в соцсетях появились сообщения о том, что грядет сокращение троллейбусного маршрута №1. Администрация Рязани эту информацию не подтвердила, но, как говорится, осадочек остался: нет никаких гарантий, что сокращение не пройдет позже, когда общественность не будет столь пристально следить за этой темой. Грозит ли нашему городу уничтожение единственного экологичного вида муниципального транспорта и на каком «железе» горожане будут ездить ближайшие годы? Журналист YA62.ru связался с сотрудником УРТ, который согласился рассказать о нынешнем положении дел в структуре рязанского троллейбуса.
Последовательное методичное убийство рязанского троллейбуса у нас происходит под регулярные восклицания городских и региональных властей о том, что они сделают все возможное, чтобы сохранить УРТ. Верится в это с трудом, учитывая, что в подтверждение слов за все время не было сделано ничего. Наш собеседник согласился ответить на интересующие вопросы анонимно, так как боится потерять работу.
— Я работаю водителем троллейбуса и могу сказать, что процветание этого вида транспорта прекратилось еще лет 20 назад. Как только появились маршрутки — прибыль упала значительно и ощутимо. Заметно начал изнашиваться парк, с каждым годом все хуже, а власти города вкладывать деньги в развитие троллейбуса откровенно не хотят. На моей памяти за последние несколько лет были большие сокращения подвижного состава. Например, три года назад троллейбусов было 150, а сейчас 130. И это с учетом привезенных из Москвы. Троллейбусный парк изношен на 70%, в утиль сейчас ничего не списывается, потому что просто не на чем будет ездить. Сотрудники почти всегда в плохом настроении и в напряжении, платят очень мало.
Также собеседник рассказал о том, что активно проходило сокращение всех сотрудников УРТ: слесарей, механиков, кондукторов. Многие уходили сами, не выдерживая сложного графика при маленьких зарплатах.
— В рязанском минтрансе сказали, что до конца этого года в Рязань прибудет еще 70 троллейбусов, подаренных Москвой. Но в министерстве даже не знают, в каком будет состоянии этот подвижной состав. Скорее всего, опять отдадут такую же гниль, как и в прошлом году. Эти троллейбусы моложе наших лет на 7–10. Казалось бы, много, но даже по таким меркам их пора списывать. По сути, это металлолом. Но вроде как раз ездят — то и ничего страшного.
Недавно рязанцы сняли на видео троллейбус № 5, который ехал по городу с открытыми дверями, назвав увиденное «шок-контентом». Для сотрудников УРТ это давно уже стало обыденностью и рутиной. Наш собеседник рассказал, что подобное происходит и на других маршрутах. Например, у троллейбуса №17 во время рейса не закрывались двери. Пассажирам и кондуктору приходилось их держать, чтобы была возможность продолжить движение.
По словам сотрудника УРТ, проблемы не только с подвижным составом, но и с контактной сетью — то есть с проводами, которые протянуты по всему городу.
— Контактная сеть в ужасном состоянии. Она вся изношена, и это главная причина обрыва проводов. Самое обидное, что город даже не говорит о том, что необходим ремонт. А он необходим. Провода рвутся в неделю по два раза, в разных местах. Это хорошо, что еще не дошло дело до несчастных случаев. Если контактная сеть под напряжением упадет на человека, то человек превратится в уголь. Но, видимо, это мало кого интересует. Говорю же, троллейбус не нужен местной власти.
Недавно журналист YA62.ru стал свидетелем телефонного разговора кондуктора троллейбуса со своей коллегой. Из их диалога стало понятно, что теперь зарплата кондуктора будет насчитываться в том числе и исходя из количества пробитых билетов. Женщина сокрушалась, что уже обед, а она пробила не больше 40 билетов, и с такими цифрами выполнить план просто невозможно.
— Да, условия работы у нас замечательные: зимой холодно, летом жарко. То, что зарплата кондукторов зависит от билетов, — это правда. Знаю такую практику на маршрутах №№1, 3, 5. Ездит мало народу, план не выполняется и из зарплаты это в конце месяца вычитается. На каждом маршруте свои нормы, я не знаю точных цифр. Но могу сказать, что зарплата кондуктора — 15-20 тысяч рублей. Чтобы получать больше — нужно пахать без выходных.
Наш собеседник прокомментировал и сообщение о сокращении троллейбусного маршрута №1. Скорее всего, поводы для опасений все еще есть.
— После того как в соцсетях написали, что первый троллейбус хотят сократить, у нас вывесили новый план, о чем отчиталась мэрия. Мы прекрасно знаем, что сократить нас хотели из-за того, что маршрутки перехватили весь пассажиропоток и народ перестал ездить в троллейбусе. Хотя все прекрасно знают, что ездить в маршрутках — опасно. Они подрезают, гоняют, петляют между машинами. А по факту маршрутка и троллейбус едут от точки до точки одинаковое время и стоят в одной и той же пробке. Мне кажется, власть хотела избавиться от троллейбусов и дать волю маршруткам. Как еще можно объяснить желание губернатора Николая Любимова построить вместо депо школу?
Водитель уверен, что для спасения рязанского троллейбуса нужно полностью менять подвижной состав и ремонтировать сети. Городу нужны как минимум 200 машин на маршрутах, чтобы троллейбус мог конкурировать в скорости и частоте с маршрутками.
— Надо бы еще снизить стоимость проезда хотя бы до 21 рубля, а с маршруток льготников убрать. Ну и, конечно, повысить зарплаты сотрудникам УРТ.
К сожалению, пока это звучит как фантастика. Более того, власти города обнародовали очередной «экономически обоснованный тариф» для проезда в троллейбусе — 29,7 рубля. Если местные власти захотят окончательно уничтожить рязанский троллейбус, они сыграют на убыточности предприятия. Хотя городской транспорт и не должен быть прибыльным. Даже в самых развитых и благополучных странах он дотационный. Но это совсем другая история…
Дарья Копосова