Одна ночь в дозоре ДПС. Как инспекторы следят за дорогой
Провести один день с сотрудником госавтоинспекции? Мы подумали, что это будет слишком просто. Никаких тебе пьяных за рулем, желающих проскочить со скоростью звука на ушедший в спячку желтый мигающий светофор, в общем, — никакой романтики. А потому решили проверить, насколько тяжела долгая патрульная ночь.
Корреспондент Делового портала YA62.ru продержался в строю от заката до рассвета и готов поделиться впечатлениями от увиденного.
Когда засыпает город, просыпается не только мафия со всеми ее правонарушителями. Не дремлют и те, кто стоит на страже порядка. В первую очередь, порядка на дорогах. Сотрудники ДПС в 19:00 выходят на ночное патрулирование Рязани и в течение 12 часов, не смыкая глаз, следят за тем, чтобы в городе было максимально безопасно.
Корреспондент YA62.ru был прикреплен к патрульным Октябрьского района в составе старшего инспектора ГИБДД Кирилла Сенюшкина и инспектора Ивана Маркина. Ночь предвещала быть захватывающей. Смеркалось...
19:00
Перед началом дежурства, как и в любой организации, у сотрудников ДПС проходит планерка. Они получают свое табельное оружие, зеленые жилетки и проходят в кабинет на общий сбор, где получают указания. Помимо разнарядки на ночь, которая повествует о том, что нужно усилить меры по задержанию водителей в нетрезвом виде, гаишники получают ориентировки на машины и людей, которые находятся в розыске.
— Шанс, что кто-то по ориентировкам попадется — один к тысяче, — рассказывают автоинспекторы. — Этих людей разыскивают месяцами. Но на всякий случай мы обязаны иметь в виду все полученные на разнарядке данные.
Чтобы ничего не упустить, служители закона записывают особые приметы в блокноты, чтобы в случае того самого «тысячного» попадания быть во всеоружии.
20:00
Сразу после разнарядки сотрудники ДПС расходятся по своим служебным машинам. У кого-то они даже не успели остыть после дневного дежурства. В экипаже всегда двое, и только за одним закреплено право управления патрульной машиной. Так что посреди ночи водитель не меняется, даже если очень хочет спать. И сразу возникает вопрос: чем же гаишники занимаются в течение всей ночи?
— Главная задача сотрудников ДПС — снижение аварийности в Рязани, — рассказывает старший инспектор. — С вечера пятницы и в течение всего уик-энда действует федеральная программа «Нетрезвый водитель». Мы прочесываем улицы своего района и смотрим, как ведут себя люди за рулем.
Выявить такого нарушителя просто: машина, которая едет подозрительно, останавливается инспектором. Он проверяет документы и, если чувствует от собеседника запах алкоголя, то предлагает пройти тест или проехать на медицинское освидетельствование.
— Бывают такие серьезные степени опьянения, когда водитель открывает дверь и выпадает из машины, — делится опытом Кирилл Сенюшкин. — Чаще всего встречаются возле ночных клубов где-то между тремя и четырьмя часами ночи.
22:00
Ночной город всегда страшен своей пустотой. Поток машин небольшой, светофоры горят желтым светом, и водители начинают гонять, возомнив себя королями дорог. Поэтому именно ночью чаще всего случаются скоростные ДТП.
— Срабатывает много факторов одновременно: усталость, невнимательность, желание побыстрее добраться до дома, — рассказывает Иван Маркин. — Самые «аварийные» дни, по опытному мнению, это пятница и, как ни странно, понедельник. В конце недели люди на кураже, спешат с работы, к друзьям, в клуб, за город. А в понедельник эти же самые люди, еще не отошедшие от выходных, возвращаются на работу. Находятся в некоторой прострации и часто из-за невнимательности попадают в ДТП.
За смену в Рязани в среднем происходит 50 аварий, из которых 90% — это ущерб до 50 тыс. рублей. Где-то кто-то кого-то притер, задел, зацепил. Часто такие происшествия обходятся даже без сотрудников ДПС. Участники по нормам закона вправе в таких ситуациях разобраться сами и пользуются этой возможностью. Но, по мнению инспекторов, зачастую, чтобы избежать столкновения, участникам дорожного движения не хватает банальной вежливости.
00:00
Едем дальше, патрулируем свой район. Ночь выдалась на удивление тихой, инспекторы даже сокрушаются, что и показать-то нечего журналисту, а ведь бывают такие ночки, что ого-го! И в этот момент голос дежурного шуршит по рации, что на Шереметьевском проезде из окна жильцы дома заметили, как во дворе буксует машина. По характеру буксующих звуков — водитель пьяный. Надо проверить.
— Мы обязаны реагировать на каждый звонок горожан в дежурную часть, — объясняет Кирилл Сенюшкин процесс ночного дозора. — Недавно коллеги в Канищеве ездили по такому вызову. Тоже бдительные граждане подсуетились. Звонят и говорят, мол, трактор во дворе снег убирает. Ночью. Пьяный наверное.
Мчимся на вызов со скоростью гоночного болида. Судорожно пытаюсь пристегнуться ремнем безопасности, но техника и набор юного журналиста — диктофон, ручка и блокнот — немного мешают. Почему так быстро едем? Потому что на любой вызов дежурного надо реагировать оперативно.
— Машина ДПС выходит из эксплуатации быстрее обычного, — объясняют сотрудники службы. — Потому что в работе она находится практически круглосуточно. Один патрульный наряд заканчивает смену, другой — заступает. И так изо дня в день. Да и на службе машина не стоит, мы постоянно передвигаемся по улицам и дворам. За время работы машина проходит порядка 700 тысяч километров. То есть, выдает весь свой ресурс, только кузов остается как новенький, и то потому что его каждый день моют.
00:30
Признаться, даже ночью, когда уже давно миновал час пик, автолюбители неохотно пропускали машину ДПС с включенным проблесковым маячком. На сирену тоже реагировали не сразу. И только голос инспектора по громкоговорителю с просьбой освободить полосу для движения, воззвал к совести водителей. И это еще мы никого не преследовали. А если бы погоня?
— Наша работа в основном состоит из погонь, — отмечает Кирилл Сенюшкин. — Раньше было меньше таких случаев, а сейчас не остановиться на требование сотрудника ДПС — обычное дело. Погоня — вещь опасная. Потому что ситуация зависит не только от тебя, но и от других участников движения. Возле здания батальона ДПС ГИБДД стоит памятник погибших при исполнении сотрудников ДПС.
00:40
Добираемся до Шереметьевского проезда. Пусто и тихо. Днем была метель и городские службы еще не успели убрать со дворов снежную кашу. В таких условиях любой трезвый водитель мог бы накрепко сесть в сугроб. Однако никакой «белой восьмерки» мы не встретили, сколько бы не колесили вокруг домов.
Пока ехали по двору, остановили нескольких водителей, проверили документы, принюхались. Никакого запаха. Кто-то место для парковки искал, кто-то заблудился. Оказывается, машина, передвигающаяся по двору, — это один из признаков пьяного водителя-нарушители, пытающегося спрятаться от сотрудников ДПС.
2:00
Ночь выдалась настолько тихой, что для драматизма мы решили съездить на солотчинский пост ДПС. А там рейд «Нетрезвый водитель» шел давно и полным ходом. Однако в результате длительной массовой остановки транспорта — грузового и легкового — за два часа работы удалось выявить только три нарушения: неработающие фары, просроченные водительские права и перегруз фуры.
— Пойдешь перегруз фотографировать? — бодро обратился ко мне Иван Маркин в тот момент, когда только кофе мог спасти меня от сна прямо стоя. — Там сейчас весело будет. Водитель выходить из кабины не хочет, фуру на весы придется затаскивать.
Конечно же хочу! Когда еще такое увидишь? Да еще и в такой романтичной обстановке: на ночной трассе в свете едва желтеющих фонарей.
3:00
Следующий вызов дежурного поступил нам с большим перерывом. На этот раз грузовая машина возле магазина «Дикси» пробила себе топливный бак, задев канализационный люк. Теоретически, на такое происшествие сотрудники ДПС могут уже не выезжать. По последним поправкам в законодательство, водитель может сам зафиксировать обстоятельства ДТП и проехать для составления протокола. Это значительно облегчило бы задачу патрульной службы.
Быстро разобравшись с несчастьем, поехали дальше прочесывать улицы любимого города. Я как журналист решила поговорить о насущном. Все знают об опасности на дорогах, но тем не менее каждый день в городе водители сбивают пешеходов. Почему?
— Это, в первую очередь, связано с воспитанием, с менталитетом нашим российским, — ответил Кирилл Сенюшкин. — С тем, что одни идут по пешеходному переходу, уверенные в том, что их обязаны пропустить. А другие едут, уверенные в том, что их могут и подождать. Никто не хочет уступать. Как написано в правилах дорожного движения? Подошел к переходу, остановись, посмотри по сторонам и убедись, что твоей жизни ничего не угрожает. Убедившись в безопасности своего маневра, ты неминуемо сохранишь себе жизнь. Пешеходам не стоит забывать, что они тоже участники дорожного движения.
6:00
Светает где-то за горизонтом. Когда спать хочется так, что не помогает даже открытое в машине окно, а сотрудники ДПС капают в глаза «Визин», чтобы краснота была не так выразительна, самое время поговорить о погоде.
Количество ДТП на дорогах, вопреки расхожему мнению, никак не зависит от погодных условий. Как говорится, что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда я езжу по Рязани в соответствии с ПДД.
— Иногда зимой из-за того, что скользко, водители ведут себя настолько аккуратно, что количество ДТП снижается, — отмечает старший инспектор. — А летом, когда жара, такое чувство, что гололед: народ нарушает и бьется. Стоит асфальту подсохнуть, как начинают носиться, чувствуя себя королями дорог. Отсюда и происшествия.
Самыми аварийными инспекторы единогласно признают молодежь 90-х годов рождения. Эти водители только получили права. Сами они на машину не зарабатывали, им ее папа купил, а потому и портить ее не жалко. В первый же месяц эти самородки тонируют стекла, обрезают пружины и гоняют по городу. Особым развлечением в этих кругах считается научиться «троллить гаишников».
— Бороться с такими практически невозможно, — объясняют инспекторы. — Останавливаешь такого красавца, стоишь перед ним. Мне 40 лет, ему — 19. И начинается... «А по какому праву вы остановили...». И, главное, все это на телефон снимают, чтобы потом в интернет выложить и написать, какие гаишники нехорошие.
К слову, водители со стажем, воспитанные, так сказать, в СССР, ведут себя прилично и, в подавляющем большинстве случаев, со своими ошибками на дорогах, зафиксированными сотрудниками ДПС, соглашаются и даже извиняются. У молодых же уважение к органам правопорядка отсутствует напрочь. А попади любой из таких «троллей» в опасность, кричать он будет «Помогите! Полиция!».
7:00
Ночные экипажи патрулируют улицы города с 19:00 до 7:00, то есть 12 часов. Работают посменно, две ночи — два дня. Но иногда бывает графики смещаются, и инспекторам приходится работать, скажем, три ночи подряд. Вы когда-нибудь спите?
— Спим, когда домой приезжаем, — рассказывает Кирилл Сенюшкин, который как раз третью ночь на посту. — Дети папу видят чаще всего спящим. В выходные, когда семья дома, мы опять на работе, потому что графики редко совпадают. Ночью работаем, днем — тоже.
— С дневной сменой дела обстоят практически так же, — отмечает инспектор Иван Маркин. — Утром уходишь — дети еще спят, вечером возвращаешься — уже спят. И видимся мы с семьями толком только 42 дня в году, во время отпуска.
P. S. В детстве у меня была мечта — служить в полиции. А сегодня мне довелось узнать, что инспекторы ДПС не только следят за порядком на дорогах, но еще и должны оказывать всяческое содействие полицейским патрулям: выезжать на вызовы по «хулиганке» или «бытовухе», если находятся где-то поблизости. У них есть бронежилеты и табельное оружие. Но применяют они его только в крайних случаях. И в первую очередь, чтобы защитить меня — простого рязанца, а уже потом (мелким шрифтом) себя. Хочется попросить капельку больше уважения к людям, которые не спят по ночам, чтобы спокойно спали мы с вами.
Больше фото
Дарья <Не перебегаю на красный> Копосова