Один день с зоозащитницей. Шесть кошек и сто собак
Согласовывая встречу с рязанской зоозащитницей Мариной Селезневой, я просила девушку подгадать удачный день: чтобы и животных пофотографировать можно было, и активности какие-то в течение дня были. Как оказалось, волновалась я зря: проведя один день с зоозащитником, я увидела шесть кошек и около сотни собак, пока моя героиня отвечала на миллион звонков и справлялась с текущими делами.
9:30
На пороге квартиры Марины меня встречает абсолютно плюшево-ласковый черный кот Харлей. Пока дохожу до кухни, успеваю познакомиться со Скаем, Тенечкой и Ханной. Два черных кота и сфинкс — свои, а Ханна у Марины на передержке.
Коты материализовались дома по одному. С появлением новенького муж задает Марине один и тот же вопрос «Ну как так-то?», на что зоозащитница отвечает традиционное «так вышло». Милосердие — вещь заразительная: однажды и сам отец семейства подобрал котенка на передержку, а на вопросы Марины ответил краткое «так вышло».
Причем не только люди в семье проявляют гражданскую активность: одноглазый кот Харлей является донором с универсальной группой крови и не раз спасал своих четвероногих братьев и сестер.
Однако главные в доме не коты, а дочка активистки. Несмотря на бойкий характер, девочка еще слишком мала, чтобы ей остаться дома одной. Поэтому у нас есть полчаса, пока мы пьем чай в ожидании родственников, которым на день будет оставлено самое ценное.
Первый вопрос кухонных посиделок, который приходит в голову, а не сложно ли в декрете ухаживать не только за своим чадом, но и сотней уличных животных? «Да я б с ума сошла без дела», — честно признается Марина и задорно начинает историю своего пути помощи братьям нашим меньшим.
Девять лет назад подруга предложила активистке взять бездомного щенка. Кстати, Дарси уже выросла в озорную собаку, которая в день нашего с Мариной знакомства отдыхала у родственников в деревне.
— Спустя какое-то время знакомая рассказала мне, что в Рязани планируется открыть приют для бездомных животных. Я сказала, что могу брать на передержку собак, так как кошек не очень люблю, — с улыбкой рассказала Марина, накладывая четырем котам корм.
Вскоре рязанка познакомилась с зоозащитниками, которые всего пару месяцев как организовали некоммерческое партнерство «Лучшие друзья».
— Мы все очень разные и по профессиям, и по взглядам на жизнь. Если бы нас свела судьба при иных обстоятельствах, то, может, даже чай за одним столом мы бы не выпили, потому что не о чем было бы поговорить. Однако для каждого из нас важнее всего общее дело, поэтому «Лучшие друзья» и существуют, — рассказала Марина Селезнева.
Параллельно с заботой о кошках и собаках зоозащитница работала в питомнике, фонде помощи детям-сиротам, рекламном агентстве, затем была воспитательницей в детском доме, сейчас же продолжает активно помогать животным в декретном отпуске. Как легко понять из предыдущего предложения, за зоозащиту в Рязани не получишь денег. Лишь двое волонтеров получают от фабрики зарплату за работу с животными.
10:30
К ребенку пришла заботливая родственница, а к нам с Мариной — ее друг Игорь, который в свой выходной день готов возить нас по всему городу на благо животным. Первым делом едем на основную передержку, где находится сейчас 68 собак и один рыжий кот. Встречает нас директор передержки Вероника Жаворонкина. Как эта хрупкая барышня справляется с таким количеством собак, для меня загадка до сих пор.
Здесь есть несколько зимних вольеров, где сидят щенки и недавно перенесшие лечение собаки. В летних живут все остальные. Кому-то из животных удастся найти новых хозяев, часть будет выпущена на улицу, но обязательно все будут привиты и стерилизованы. Подопечных «Лучших друзей» два раза в год прививают от бешенства, а по мере поступления новеньких — от комплексных болезней.
11:00
Погладили собачек, узнали, как в питомнике дела, взяли часть еды и двинулись дальше — в ветеринарную клинику «Наши лапы». Здесь Марина взяла средства от блох и глистов, спонсором необходимых лекарств стал тайный благотворитель.
Естественно, помощь животным требует немалых затрат, в том числе материальных. Помимо субсидий администрации, «Лучшие друзья» пытаются справиться с помощью копилок. Полуметровые стоят в крупных торговых центрах типа «Премьера» и Metro, поменьше — в ветклиниках, зоомагазинах и супермаркетах. Собранных денег хватает, чтобы оплатить передержку — а это 50 тыс. в месяц — и накормить животных. На операции животным собирают с помощью группы в соцсетях. Навстречу идут сотрудники некоторых ветклиник и зоомагазинов: помогают в долг, так как знают, что зоозащитники — люди честные. На крайний случай, когда все совсем плачевно, можно позвонить нескольким постоянным благотворителям и по-честному признаться, что без их помощи никак.
— Любые люди, которых я прошу о помощи, понимают, что они помогают не лично мне, а делу, поэтому идут навстречу, — добавила Марина.
11:30
Лекарства положили в багажник, поехали в «Лайку» отвозить еду, взятую на передержке. По пути в микрорайоне Шлаковый на улице Трудовой Марина заметила собаку без поводка. Свернули с пути, спросили прохожих, не их ли это пес, сфотографировали собаку и отправили сообщение о ней другим волонтерам, которые разместили пост о потеряшке в группе в соцсети «ВКонтакте».
12:15
— То, что у волонтеров теперь есть доступ в «Лайку» — большой шаг. Естественно, мы звоним и предупреждаем. Главное, что теперь мы взаимодействуем с руководством, и у нас есть контакт, идет сотрудничество, — отметила Марина, когда мы приехали в «Лайку».
Здесь мы встретили других зоозащитников, активисты накормили собак, Марина передала часть средств от блох и глистов. Договорились завтра провести собакам «дезинфекцию».
13:00
Поехали в фирму забирать клипсы для мечения собак.
— Любой человек, который начинает заниматься животными, смотрит на зоозащиту в розовых очках. Сейчас он придет, скажет: «Посмотрите — животным плохо!» — и все кинутся им помогать. Когда вникаешь в проблему, то понимаешь, что не все так просто. Нельзя всех кошек и собак посадить в приют; пять животных останется на улице — и размножатся. Да и вечно держать в приюте не выйдет, поэтому мы за комплексный подход. В США, например, если животное не забирают из приюта в течение трех месяцев, то его усыпляют. На наш взгляд, это крайняя мера, применимая к агрессивным стаям, — отметила Марина Селезнева.
По словам зоозащитницы, во многих городах пришли к такой системе: часть животных остается на передержке, а часть выпускается на улицы. Отпустить собак можно, если они не сбиваются в агрессивные стаи, привиты и стерилизованы, а также есть люди, готовые их кормить. Теперь таких собак будут отмечать специальными «сережками» на случай, если с животным что-то случилось, можно будет быстро отследить.
13:30
Взяли еще одного зоозащитника — жену нашего доблестного водителя Юлию, которая является ответственной за горячую линию по проблемам бездомных кошек. Заехали к еще одному благотворителю, который пожелал остаться анонимным. Пока мы с Игорем обсуждали погоду и парковки, Юля и Марина сходили за кормом. Загрузили все в багажник и поехали в ветеринарную клинику отвозить клипсы.
14:30
В медучреждении для животных Марина рассказала, что ставить клипсы собакам будут врачи во время проведения каких-либо других процедур, когда животному уже будет введено обезболивающее.
Девушка перекинулась несколькими шутками с сотрудниками ветклиники, и мы ушли. На пути к машине зоозащитница рассказала, что с клиникой «ЗооДоктор» «Лучшие друзья» сотрудничают уже давно. Теперь из разряда коллег или партнеров они переросли в друзей, поэтому даже праздники вместе отмечают.
Во время стоянки разобрали полученные медикаменты: большее количество препаратов отправится на передержку, часть передадут волонтерам, ухаживающим за животными, которым нужно лечение.
15:00
Вернулись на основную передержку. Здесь Марина передала лекарства и вместе с Вероникой покормила собак. В этот день за огромной овчаркой должен был приехать ее новый хозяин. Марина хорошо ладит с псом, так что легко согласилась помочь руководителю передержки транспортировать немаленькую собачку в машину.
Пока мы ждали новых хозяев овчарки, Вероника по очереди освобождала вольер, чтобы собаки могли набегаться. Так на меня выбегал с десяток беспородных, но очень добрых и игривых псов разных цветов и размеров. Только успевай фотографировать и гладить.
— Надо популяризировать беспородных животных. Супербум на сфинксов был, сколько мы их сейчас пристраиваем, можно с ума сойти. Я молчу про британцев, шотландцев: взрослые коты и кошки этих пород есть на передержке всегда. Мой мир рухнет окончательно, когда я увижу бродячего мейн-куна, — отметила Марина.
Активистка объяснила, что люди просто не просвещены в данном вопросе: кот или кошка начинают метить территорию, а хозяин не хочет решать вопрос путем стерилизации животного. Стерилизовать любимца жалко, а выбросить не жалко.
15:30
Встречу с новым хозяином пса пришлось перенести, так что овчарка осталась в вольере, пока ее сородичи игрались и бегали вокруг ванны. На вопрос, зачем посреди территории ванна, зоозащитницы решили ответить делом: набрали в нее воды и по очереди стали окунать туда собак. Так животных спасают от пекла в жаркие деньки.
16:30
Мы с Мариной вернулись домой, где она накормила своих домочадцев и отправилась в деревню за собакой: ее пора постричь и привить. Кстати, насчет деревень и собак у Марины есть своя теория: животных с передержек надо распространять по области. Логика проста: в деревнях и селах собака нужна в каждом доме, а зоозащитники готовы предоставить стерилизованного и привитого пса.
— К стерилизованной собаке не подкопают огород, вы точно будете знать, что ваш пес вменяем к другим животным, например к курам. Единственное, что в деревнях есть проблемы с ветеринарными услугами. В нашем договоре указаны всегда контакты, люди могут с нами связаться — и мы поможем, договоримся в клиниках о скидках, — рассказала Марина.
Еще утром героиня статьи предупредила меня, что ее дни проходят по-разному: то она отвечает на шквал звонков о пропавших или найденных животных, то приходится решать какие-то вопросы как сегодня, а может выдаться внезапный выходной.
— Если на день что-то запланировано, я стараюсь сделать его максимально насыщенным и переделать как можно больше дел. Тогда я следующие дни могу провести с дочкой. Если бы все дни были такие насыщенные, то растить ребенка было бы просто некогда, — подытожила моя героиня.
Радостно гладила животных целый день Кристина Феофанова