Затерянная Рязань. Мост
… Деревянные мостки скрипят под ногами, мост ходит ходуном. Каждый шаг дается все сложнее, и кажется, что там, внизу, бездна, готовая тебя поглотить, если сделаешь неверное движение. Поэтому, как учили, не смотрю вниз. Держаться за перила сложно – они неровные и скачут, словно солнечные зайчики, то выше, то ниже, то дальше возможностей вытянутой руки. На середине моста хочется опуститься на колени, чтобы площадь опоры стала больше, – четыре доски превращаются в три. А тут еще ветер поднялся, как назло.
«Ну чего ты так вцепилась? Чем быстрее идешь – тем проще», – навстречу шагает старичок, двумя руками катит велосипед, и добродушно посмеивается. За перила не держится. Насвистывает что-то веселое и по сторонам глазеет.
Видимо, бесстрашно ходить по подвесному мосту – дело привычки.
Команда «Затерянной Рязани» отправилась в Кораблинский район, чтобы своими глазами посмотреть на чудо инженерной мысли, которому место в горах, но никак не в поле.
На самом деле деревня Гудово – местечко страсть какое древнее, и раньше называлось совсем иначе. В платежных книгах Каменского стана XVI века именовалось оно то как деревня Спицына, то Спицына Большая, то Спицына Новая. То ли населенный пункт «кочевал» вдоль речки, то ли разрастался и делился – сегодня сказать уже невозможно. Но спустя всего век в окладных книгах Спицына превратилась в Гудово, да таковой и осталась даже спустя полтыщи лет.
– Стояла деревня всегда на том месте, где речка Лоша, которая раньше была очень полноводной, впадала в Проню, – рассказывает местный житель. – Земли эти принадлежали князю Волконскому, а он, в свою очередь, построил по берегу мельницы. По одной из версий считается, что Лоша так шумела из-за мельниц, когда впадала в Проню, так гудела, что из-за этого самого несмолкаемого гуда деревню и назвали – Гудово.
Мы идем по единственной улице в Гудове, а она никак не заканчивается. Длинная и ровная как стрела, с одним лишь поворотом – словно речка вильнула – уходит улица глубоко в поля и дальше через реку в соседнее село.
– Протяженность улицы 1 300 метров, – гордо говорит местный житель Сергей Козлов. – Но делится на четыре участка и каждый по-своему называется. Вот это место, например, – улица Турецкая. А еще есть Крысанская и Булатская. А вот этот товарищ вообще живет на Советской.
Сергей показывает на другого нашего собеседника, а тот только пожимает плечами:
– И правда так. Молодежь уж этого не знает, а кто постарше до сих пор про соседей говорит, мол, вон, «турки» идут! Или – гляди, «советские» чешут.
– И сейчас мы расскажем вам, почему так…
Местные рассказывают, что в Гудове долгое время жила семья декабриста Александра Булатова. Видимо, часть улицы Булатной проходит около дома, где обитали Булатовы. А отец Александра и вовсе был участником одной из Турецких войн, откуда и привез себе в помощники несколько турок, поселив их на краю деревни. Так и появился участок Турецкой улицы.
Единственное, чего никак не могут разгадать гудовцы, так это историю улицы Крысанской. Предполагают, что название участку дали по фамилии помещика. Да только такого никто из старожилов не припомнит.
Что же до Советской – то здесь вообще все просто. Даже сегодня жители деревни вспоминают времена СССР как самый яркий момент в жизни Гудова.
Если спросить у местных, чем промышляли их предки в деревне, – ответят, не сговариваясь: плотничеством да сельским хозяйством. В каждом доме по две коровы, свиньи, птица, а в огороде овощи да картошка. Мужчины по зиме в отхожий промысел уходили, чтобы обменять мастерство умелых плотников на необходимые в хозяйстве вещи.
– До того как большевики пришли, все постройки в деревне были деревянными, – рассказывает местный житель. – А потом началась новая экономическая политика и можно было по-настоящему заработать. Мужики уезжали кто куда, а возвращались назад не с деньгами, а с обозами кирпичей. Из которых строили насыпные дома. До сих пор полдеревни в этих домах живет. Все они 1928 года постройки.
– До войны в Гудове школа была своя, трехлетка, и даже изба-читальня, – вспоминают местные рассказы своих родителей. – Это вам не библиотека имени Ленина, это что-то вроде местечкового дома культуры, кружка по интересам. Приходили люди и досуг так проводили: кто в карты режется, кто семечки лузгает, кто на гармошке играет, а кто и читает книжки, да.
– А еще другой досуг был, – поддерживает разговор старожил Александр Шарубилов. – Когда появились проигрыватели и пластинки, местные выходили прямо на улицу, цепляли лампочки к проводам, чтобы огоньки были, включали музыку и танцевали. Это вроде как дискотека была, прямо на земле.
Раньше в Гудове, как говорят местные, было несколько насыпных дорог через реку, чтобы соединять населенные пункты между собой. Но когда между Семионом и Незнановом построили асфальтированную дорогу, то в насыпных отпала необходимость и их постепенно смыло рекой. Встал вопрос: как детям попасть в семионовскую школу? Там же, впрочем, была и вся основная инфраструктура – большая больница, магазин, почта и храм.
– Зимой детишки тогда, да и в мое детство тоже, ходили гуськом в обход по стежке через поле, – вспоминает местный житель. – Никакие мамы и папы нас до школы не водили, не до этого им было. А по весне случался всегда такой разлив, что все кругом до самых домов белое стояло – в воде. И стала работать лодочная переправа. Наберет паромщик – это мы его так звали – полную лодку ребятни и гребет веслами. Все это делалось тогда вручную. А на лето и пока снег не ляжет сугробами – ставили через речку деревянные мостки, – так называемые «лавы».
Лавы эти по весне, конечно, с корнем из реки вырывало и уносило ледоходом в неведомые дали. Но как только вода успокаивалась и спадала, мостки настилались заново.
– Настоящая техника в Гудове появилась, только когда целину стали в Казахстане поднимать, оттуда приехала, – вспоминает Александр Шарубилов. – Помню, когда два новых комбайна поступили, мы пацанами за ними бегали по полю – так хотелось рассмотреть, интересно же.
– А если отец-комбайнер тебя с собой в кабину возьмет – так это вообще праздник, – кивает другой собеседник. – Едешь, рулишь, тебе семь лет – красота! В то время это гордость какая была – в совхозе работать. В очередь стояли, чтобы стать комбайнером. «Меня возьмите!», «Нет, меня!», «Да я с батей в кабине ездил!». Что ты… Почетно.
Совхозные машины стали ездить из Гудова в соседние села в объезд. Но пешком делать такой крюк было дюже далеко. Поэтому для «безлошадных» жителей деревянный мосток и тогда оставался основным и самым быстрым способом добраться в соседнее село.
Впрочем, и по сей день ничего не изменилось. Кроме самого моста…
– Вот, могу ошибиться лет на шесть, но подвесной мост построили лет 25-30 назад, – задумчиво говорит местный житель. – Строил его, во всяком случае, так говорили, первый председатель крестьянского колхоза Незнанова. А помогали местные мужики. Мост этот изобрели капитально – как поставили, так и стоит. Иногда только досочки обновляются, да чинится что-то. Река бы, может быть, и его бы унесла, кто знает, да только таких половодий, как раньше, не случается больше.
То, что навесной мост, выходящий из поля и уходящий в поле, построен профессионально и надежно, отмечают туристы, часто бывавшие в горах. Говорят, что люди, которые конструировали мост, не тыкали пальцем в небо, а точно знали, что делали. И такой конструкции место скорее в горной местности, чем в Кораблинском районе.
Но волею судьбы эта достопримечательность возникла между деревнями в чистом поле над рекой.
Старожилы, правда, не считают это место изюминкой своей малой родины. Зато молодежь давно сделала мост настоящим местом притяжения.
– Фотосессии там устраивают, музыку слушают, сидят на мосту – любуются на реку, свидания устраивают, – смеются местные жители. – Хорошо там. Вроде и в деревне – а никому не мешаешь своей музыкой. Одни из Семиона идут, другие с Гудова – и вот, сидят, ноги свесят, смеются, общаются.
– Туристов-то? Да не то чтоб много, – смеются местные. – Разве что эти, которые с металлоискателями приходят, все клады ищут. У нас же здесь недалеко засечная черта, татары стояли, храм был белокаменный. Вот и приезжают искатели, по заброшенным деревням ходят, копают. А так-то у нас место здесь тихое, считай тупик. О нем мало кто знает. Вот вы бы и сами нас не нашли, если бы не указатель на дороге.
Благодаря такому удобному расположению – на холме между двух рек, в тупике и тишине – из Гудова практически никто не уезжает. Даже если местные и не живут здесь круглый год, то летом обязательно приезжают в родительский дом.
– Никто дома не продает, и участков для строительства здесь нет, – заявляет местный житель. – Москвичи не раз пытались тут найти место, но тщетно.
– А почему тут люди живут? – задает Александр вопрос на засыпку. – Потому что дорогу хорошую построили и газ провели. Если в доме тепло и ты знаешь, что в любой момент сюда проедешь и выедешь, – то почему бы в доме том не жить?
Назвать сегодня Гудово затерянной деревней язык не поворачивается. Здесь чисто, ровно, ухоженно, и даже есть своя небольшая ферма, которую местные в шутку называют «градообразующим предприятием». Да, на ней работает немного народу, но владелец обрабатывает поля, растит скот – так что места эти ну никак не заброшены.
Правда, обступили Гудово со всех сторон мертвые деревеньки, о которых остались лишь воспоминания местных, да и те совсем скоро исчезнут без следа.
Вот, к примеру, говорят, будто есть на изгибе Прони место гиблое – Марфина Яма. Мол, вода там всегда ледяная, а дна и вовсе нет. Но только где это место, точно уже никто не покажет, да и историю Марфы не вспомнят уже.
Так что Гудово – это невероятно живописное место на берегу Прони, где добрые люди перекинули чудной мост, а их потомки хранят еще осколки некогда богатой на события истории.
Большой фоторепортаж смотрите по ссылке.
Подписывайтесь на Telegram-канал «Затерянной Рязани». Там еще больше интересного из наших путешествий по деревням.
По мосту перешла Дарья Копосова
Фотографировала Мария Илларионова