Затерянная Рязань. Дом с привидениями
В одном черном-черном селе, за дремучим садом, возле пруда с водою черной стоял зловещий мрачный замок. А в замке том жил князь-колдун. И была у него красавица-служанка. И вот, однажды, то ли для ритуала страшного, то ли из ревности проклятой, убил князь несчастную девушку. А тело ее распял и замуровал в стене замка, возле винтовой лестницы. Уж 200 лет с тех пор минуло, но до сих пор случается, что в густых осенних сумерках нет-нет, да и увидит прохожий в окне заброшенного замка бледный силуэт красавицы. Плачет она, цепями гремит, зовет на помощь – но лучше бежать от нее без оглядки. Иначе затащит к себе в застенье, и поминай, как звали…
Ночь, когда октябрь передает свои кошмары мертвецки холодному ноябрю, самое лучшее время, чтобы рассказывать страшилки о прошлом. Мы долго искали настоящий дом с привидениями, и остановились на старой усадьбе под Рязанью.
Команда «Затерянной Рязани» отправилась в поселок Учхоза Стенькино, чтобы раскрыть все тайны зловещего дома известных масонов, сектантов, колдунов, оккультистов и просто талантливых людей – дворян Дубовицких.
Ворота к замку всегда открыты. У входа в заброшенное дворянское имение стоит безмолвный лысый стражник – иронично ухмыляющаяся голова дедушки Ленина. Раньше вокруг него была клумба с цветами, а самого вождя белили и красили каждую весну. Сейчас здесь непролазные заросли из репейника и колючих ежевичных усов – наглядная иллюстрация того, что досталось нам от времени царей, времени вождей и современной эпохи.
Окна усадьбы теперь наглухо заколочены, совсем недавно они зияли черными разбитыми глазницами, и мальчишки во дворе рассказывали, что видели в них приведений. Старожилы же помнят еще те времена, когда в окнах барского дома горел свет. Да и сама деревня была настоящим оазисом жизни за чертой города.
Правда, даже в советские годы местные жители негласно называли Стенькино «деревней колдунов». И тому было множество причин.
История деревни, о которой нам известно, началась еще во бытность Ивана Грозного, когда царь пожаловал Стенкино-на-Колодезех своему любимому боярину Федору Шереметьеву. Откуда название места пошло, никто точно не знает, но предположение имеется. Местные говорят, что в те времена в районе этих земель пролегала засечная черта, и рельеф местности – овражный и высокий – преграждал путь врагу, словно стена – стенка – Стенкино. А на колодезех, потому что испокон веков невесть откуда здесь ключи из-под земли бьют. Но с годами вторая часть названия откололась, а к первому добавилась уютный русскому слуху мягкий знак.
Больше 100 лет владели Шереметьевы землями – обжились, мельницу построили, церковь деревянную возле пруда. Да легенды гласят, что пришла беда и ушла она вся целиком под воду.
– Я от пруда того недалеко жила, и в детстве меня одноклассники пугали страшилками, что, мол, когда по воде туман стелется, то можно увидеть на пруду лодочку, а в ней – монаха в черном одеянии, – вспоминает местная жительница. – Якобы, вглядывается он в воду и церковь свою утопленную высматривает. А если слишком долго наблюдать за ним, то подплывет он к берегу и обязательно спросит – не слышишь ли ты звон колокольный? Ох, я боялась! Неделю в школу не ходила, потому что по плотине пройти страшно было.
В 1785 году имение в Стенькине перекупил помещик Петр Николаевич Дубовицкий. Был он человеком очень деятельным, предприимчивым и едва ли не самым богатым в Рязанской губернии. В его владении было порядка двух тысяч крестьянских душ, сам он лично ручкался с императором, и, якобы, состоял в масонской ложе.
Поместье в Стенькине Дубовицкий решил сделать центральным и быстро избавился от деревянных построек, заменив их каменными и кирпичными. Чтобы не нуждаться в материале, на территории села помещик построил кирпичный завод. А саму усадьбу, которую потомки будут величать не иначе, как дворец, он отстраивал будто неприступную крепость.
- Может быть вы слышали про нашу местную страшилку о призраке в стене? Так вот. Никакая это не страшилка. Труп же в стене и правда был. Я сам об этом лет восемь назад узнал. Мне знакомая рассказала. Разговор зашел про эту историю, и я тоже сперва, мол, да ладно, это же байка. А она и говорит: какая же байка, когда мой батя лично труп нашел. В общем, дело было так…
…Когда Дубовицких в начале прошлого века раскулачили и усадьбу забрали, дом сперва просто стоял якобы без дела. А потом уж, десятилетие спустя, здесь решили совхоз устроить и людей согнать. А людям надо было где-то жить. И так как в трехэтажном барском доме места было предостаточно, то залы и покои барские поделили на несколько комнатушек, и людей – как сельдь в бочку позапихивали.
Но один вновь заселенный решил, что тесно ему. И давай стену кирпичную ломать. Начал бить, а она легко пошла. Кирпич раскрошился, осыпался, а под кладкой – она висит.
Почему она? Да потому что волосы у скелета длинные, светлые такие. Висит, закованная в металлические кандалы. Мужик от такой находки испугался, но говорить никому не стал. Собрал косточки, разбил стену, и на помойку вынес.
– И не узнать теперь, кто и зачем девицу замуровал, – продолжает собеседник. – Но я потом в старых книгах нашел информацию. Якобы у африканских племен был обычай: если в стену дома замуровать живьем младенца или девственницу, то дом будет неприступным. Ни один враг его ни завоюет, ни разрушит. А уж кто такое с бедняжкой сотворил, сказать сложно.
Но, исторические факты остаются фактами – в 1942 году немцы церковь в Стенькине разбомбили, а до усадьбы так и не дошли.
Если верить официальным сводам памятников архитектуры, то Дубовицкие отстроили в Стенькине инфраструктуру, которая вполне тянула на городскую. Подумать только: на территории села было возведено более 50 капитальных построек из камня и красного кирпича. Помимо дворца, храма, кирпичного завода, конюшен и домов для разного рода прислуги здесь были: прачечные, мельницы, богадельня, больница и огромная стеклянная оранжерея, в которой выращивались экзотические для нашего климата деревья и растения. Например, персики и ананасы.
– Барыня вообще была затейница, это с ее легкой руки в поместье появилась экзотика, - обращаюсь я к воспоминаниям старожилов. – Она страсть как любила птиц. И каждое лето совершала такую причуду: возле дома был разбит вишневый сад, и как только становилось тепло, на веточках появлялись разноцветные попугайчики, которых, чтобы они не улетели, приковывали к деревьям золотыми цепочками. Барыня ходила и любовалась.
Справедливости ради стоит сказать, что фруктовые сады были не только возле барского дома. Они тянулись густой вереницей вдоль всего периметра каскада из четырех рукотворных прудов. На берегу пруда, что располагался напротив дворца, стояла замысловатая ротонда. Обломки ее фундамента местные жители до сих пор выкапывают из огородов.
Масонство Дубовицких напрямую связывают с оккультизмом, которым дворяне, якобы, промышляли в стенах Стенькинской усадьбы. Но сын первого владельца дома – Александр Петрович – пошел дальше остальных, основав секту «Внутренних поклонников Господних», которая быстро распространилась по империи и завладела умами многих представителей высших сословий.
– То, что в доме существовала религиозная организация – это факт, – говорит увлеченный историей села местный житель. – Я читал материалы уголовных дел, связанных с этой сектой, и находил информацию о том, что адепты секты ездили по стране, собирали беспризорных мальчиков и привозили их в усадьбу, якобы чтобы учить грамоте. Но, судя по протоколам допросов, здесь, помимо прочего, были и признаки педофилии. По некоторым данным, все крестьяне при Стенькинской усадьбе были членами секты. С тех пор и пошла такая присказка, что, мол, у нас тут что ни житель – то колдун.
Сегодня усадьба хоть и выглядит все так же монументально, представляет собой зрелище печальное. Мы не смогли отказать себе в удовольствии, и залезли в барский дом через разбитое окно. Нашли и винтовые лестницы на второй этаж, элементы старинного паркета, барские печи и даже кое-где сохранившуюся сюжетную лепнину на потолке. Но дом догнивает. А когда-то он был настоящей шкатулкой с сюрпризами.
Дело в том, что Дубовицкие сами были архитекторами своей усадьбы и неоднократно перестраивали ее. Изначально дом был двухэтажным, потом появился третий этаж, балконы, колонны и фасадная лестница.
– Лестница эта была построена от земли и сразу ко второму этажу, – вспоминают старожилы. – Широкая такая, что Дубовицкий, бывало, в бальную залу с улицы въезжал на колеснице, запряженной тройкой лошадей.
Но самое главное, что в усадьбе было огромное число потайных комнат, стенных лазов, подпольев и подземных ходов. Такую любовь к хитрой инженерии современники объясняют тесной дружбой Дубовицких с семейкой рязанского «Графа Дракулы» – Баташевых.
– Многое стало вскрываться, когда усадьбу забросили, – рассказывает местный житель. – Полы отсырели, кирпичные кладки раскрошились, и я начал находить в доме тайные комнаты. Причем, с весьма сомнительным содержанием. Например, в одном застенке нашел длинную цельнокованую цепь, которая крепилась к стене штырем длиной в две лопаты. А на цепи – кандалы с шипами внутрь. Рядом в подполье нашел металлическую плетку. Вероятно, это были либо комнаты наказания, либо самобичевания, чем часто занимались сектанты. Интересно, что механизм подполья был выполнен очень искусно, и когда паркет возвращался в свои пазы – невозможно было угадать, что там есть какой-то лаз. Вообще считается, что у Дубовицких в имении было много подобных хитрых механизмов. Однажды мне рассказали, что у нижнего пруда поднималось дно. Проверить эту информацию, конечно, невозможно, но я не был удивлен. Скорее всего, такое сооружение строилось на случай экстренной эвакуации, чтобы выйти из усадьбы по подземным коридорам, и затопить их водой из пруда.
Впрочем, поднимающееся дно – не единственная легенда, связанная с нижним (четвертым) прудом каскада. Местные, кто еще сам работал у Дубовицких, рассказывали, что на третьем этаже усадьбы в главном зале стояло огромное зеркало – от пола до потолка. И возле этого зеркала адепты секты часто проводили черные ритуалы – вызывали духов, впадали в транс, устраивали жертвоприношения. И, когда в Стенькино пришли светлые постреволюционные времена, сами же слуги сняли то зеркало и утопили в ближайшем пруду.
– С тех пор он и проклят, – говорит житель поселка. – Кто в пруду том искупается – быстро помирает. Кто шею ломал, когда нырял, кто попозже богу душу отдавал. Купаться в нем быстро перестали. Сейчас даже рыбу не ловят. Да и грязный он, конечно.
После Александра Петровича усадьбу унаследовал его сын – Петр Дубовицкий. Он был человеком науки, занимался медициной и добился больших успехов в сфере пластических операций. С 1857 года являлся президентом Петербургской медико-хирургической академии, сделав это учебное заведение одним из ведущих. Где и на каком материале Петр Александрович практиковался – история умалчивает. Но в Стенькине бывал часто, а усадьбу перестраивал лично. И появилось в ней, помимо колонн, балконов и скульптур львов кое-что еще более занимательное.
– Комната для операций. Ну, или для опытов, – говорит исследователь усадьбы. – Располагалась она на втором этаже усадьбы справа. Это единственная комната, у которой были чуть ли не бронированные ставни, которые наглухо запирались и не пропускали звук. На фасаде до сих пор можно увидеть крюки для этих ставней. А когда в усадьбу приезжал профессиональный печник и смотрел систему отопления, то обнаружил, что это единственная комната, у которой полы были с подогревом. Я полагаю, что это могла быть опытная операционная.
Да и необходимость богадельни в Стенькине теперь заиграла новыми красками. Ее обитатели – люди, которых никто не хватится, если они вдруг пропадут. Весьма удачный способ для сбора операционного материала…
После революции усадьбу Дубовицких национализировали. Сперва, как уже было сказано выше, в ней были коммунальные квартиры. Позже, когда в Рязани появился Сельскохозяйственный институт, Стенькино было полностью передано в его ведомство и деревня стала опытным хозяйством.
– В усадьбе открыли учебный корпус, а в оставшихся помещениях расположились аптека, библиотека, почта, – рассказывает фармацевт на пенсии Людмила Васильевна. – В нашем крыле, где располагалась аптека, было жуть как холодно. Летом ходили в валенках и шубах, на улицу выходили, чтобы погреться. Из-за холодищи портились медикаменты, и нас перевели в соседнее здание общежития. Там аптека и просуществовала до самого закрытия.
Усадьба же постепенно пришла в аварийное состояние. Ремонт требовал больших вложений, а тут как раз подкатили голодные 90-е годы, и дом остался полностью заброшен. Как, впрочем, и барские конюшни, где в советское время был клуб и богадельня, в которой долгое время находилась школа.
Сейчас в Стенькине строят новую деревянную церковь. Однако деревеньку все равно по старинке продолжают называть ведьмовской. А местные жители без раздумий верят в то, что в поселке до сих пор много колдунов.
Да и как тут не верить? Вот, скажем, летом засуха – так дождь обязательно Стенькино кругом обойдет. А если сырость – то кругом будет солнце, а в деревне дожди. Да и собака ежели всю ночь воет – так точно быть на утро покойнику.
А в дом Дубовицких, говорят, лучше лишний раз не соваться – иначе можно зайти, но не выйти, заплутать в хитрых стенных коридорах. А уж что призраки в усадьбе обитают – так это к бабке не ходи, вот тебе крест. Поймать их можно на нечетком фото, или заметить краем глаза в темном усадебном коридоре. Или в туманные осенние сумерки заглянув в черное окно мрачного имения Дубовицких…
Большой фоторепортаж смотрите по ссылке.
Подписывайтесь на Telegram-канал «Затерянной Рязани». Там еще больше интересного из наших путешествий по деревням.
Страшные истории рассказывала Дарья Копосова
Фотографировала Мария Илларионова