2 балла
30 мая 2022 10:51
15755

Затерянная Рязань. Охота на динозавров

Затерянная Рязань. Охота на динозавров

Что я знаю о динозаврах? Я просто путешествую. Еще в прошлом месяце я форсировала реку, чтобы добраться до реликтового поющего леса, и радовалась жизни. И вдруг… Что я знаю о динозаврах? Вроде они где-то под Шацком водятся. Так?

Команда «Затерянной Рязани» представляет вашему вниманию художественную интерпретацию истории села Малый Пролом.

Сегодня мы расскажем о том, как здесь плескалось древнее море, как не дошли досюда завоеватели, как наступил и отступил Советский Союз. И как для того, чтобы что-то вымерло, вовсе не обязательно падение метеорита.

 

Если рассматривать историю Земли как многотомную энциклопедию, то каждый участок планеты – это как бы отдельный том, в котором отсутствует подавляющее количество страниц. Так уж получилось, что информация о былом накапливается, пока территория находится в низине, желательно на дне моря. Как только местность поднимается, накопленная информация начинает исчезать. Она выдувается, вымывается и перемалывается временем.

Территория Рязанской области – это книга, в которой есть главы архея и протерозоя, вырваны начисто страницы кембрия, ордовика и силура, сохранился девон и карбон, но пропали пермь и триас, а в самом конце лежат обглоданные листы позднего юрского и мелового периодов. Задача ученых – восполнить пробелы. Но вот незадача – теплое буйное море мелового периода, которое плескалось на месте Рязани, перетерло все окаменелости в прах. Этот слой даже называют «немым», потому что ищи в нем, не ищи – ничего не найдешь. И вдруг…

Фото 1 Песчаный карьер Малый Пролом.JPG

– Я ремонтировал машину, – вспоминает ученый, заведующий кафедрой физической географии и методики преподавания географии РГУ имени С. А. Есенина Алексей Водорезов. – Кассир мастерской узнала меня и спросила, не тот ли я человек, который рассказывает о природе. Говорит, что есть у нее для меня история. Родом она из села Малый Пролом, и все детство она с друзьями летом купалась в пруду, а потом, греясь на песке, перетирая его в руках, находила странные зубки. Все не придавали им значения и выкидывали. А она собрала и сохранила. Когда эти зубки попали мне в руки, я понял, что это находка мирового масштаба. И мы едем в Малый Пролом.

Случилось это в 2017 году. К тому моменту рядом с селом уже выкопали большой песчаный карьер, из которого добывали материал для строительства трассы М5. Ученым удалось договориться с руководством карьера, чтобы разрешили поработать. Первые же недели поисков показали, что это место – настоящий Клондайк для палеонтологов. А в 2021 году мировая научная общественность признала тот факт, что Рязанская область – наибогатейшее местонахождение зубов вымерших акул в России.

Фото 2 Кусок породы в Малом Проломе.JPG

– Немая земля заговорила. И за несколько лет нам удалось найти в песках Малого Пролома зубы более 30 видов акул мелового периода, – продолжает Водорезов. – К примеру, мы нашли зубы акулы кретоксирины, и они один в один как у современной большой белой акулы. И то, что белая акула – потомок рязанской кретоксерины, очевидно. Среди акульих зубов мы находим зубы и позвонки рептилий. В этом карьере настоящее доисторическое кладбище.

Ученые уже выяснили, что в море, покрывавшем Рязанскую область, жили похожие на дельфинов ихтиозавры, длинношеие с маленькой головой и ластами плезиозавры, плиозавры и эласмозавры. Нашли и мозазавра – это такой морской крокодил. А в прошлом году рязанские ученые совершили настоящее научное открытие – они откопали крупные шиловидные зубы, которые сложно с чем-то спутать. В наших краях каких-то 90 млн лет назад летали огромные птерозавры орнитохейрусы. И это первая находка таких летающих ящеров в Центральной России.

Фото 3 Карьер Малый Пролом.JPG

Поиски динозавров в Малом Проломе будут продолжаться и в этом году. И пока ученые следуют за путеводной мечтой найти новый, доселе не открытый вид доисторических животных, жители села ловят карасиков и наблюдают за раскопками. Говорят, сами они никогда не находили ни зубов, ни костей древних рептилий. А вот «золото кочевников», грешны, искали.

– У нас же здесь засечная черта проходила, вон там, за оврагами, – показывает местный рыбак, собирая снасти. – Не знаю, видно ли сейчас, но раньше можно было различить длинные такие гряды холмов. Вот мы туда все детство бегали клад искать. Ничего не нашли. Ни единой монетки.

Фото 4 Уроженец Малого Пролома рыбак.JPG

История такова, что в середине XVI века по приказу Ивана Грозного был построен город Шацк в качестве оборонительной крепости южных территорий Руси. Место действительно было удобным для обороны, так как рядом протекала река. Здесь же создали и полевые укрепления, которые препятствовали прохождению вражеской конницы. Когда-то Шацк был самым сильным оборонительным городом, и слава его гремела во времена кочевников и Смутного времени.

– А в царское время кому люди Малого Пролома принадлежали? – интересуемся.

– Да сами себе и принадлежали, – смеется местная бабушка, поправляя платок. – Кто постарше рассказывал, что вроде как земли были Нарышкиных. Но тут их никто отродясь не видел. И никаких купеческих или барских построек в селе не было никогда. Только деревянные дома.

Фото 5 Деревянные домики Малого Пролома.JPG

Жили малопроломцы всегда сельским хозяйством, собирательством, охотой да рыбалкой. Никто из старожилов не смог даже вспомнить, были ли на селе какие народные промыслы. Дома строить, говорят, нанимали умельцев из соседних деревень. Зерно на мельницу возили тоже в соседнее село. Были ли гончары? Не знают. Вот только на некоторых старых деревянных домах до сих пор можно разглядеть занимательные символы, которые точно должны что-то значить.

Например, на козырьке крыльца вырезаны два лося и три кружочка между ними. Похожий рисунок есть и на другом доме, только вместо лосей там задорные кабанчики. Или кони. Трудно разобрать. Возможно, в этих домах жили искусные охотники? Или лесники. Нам только гадать остается, так как спросить не у кого.

Фото 6 Узоры на домах.JPG

Малый Пролом — деревушка весьма живописная, раскинувшаяся на двух холмах безымянной речушки. По правую руку круглогодично живет лишь один дом, по левую – четыре или пять. Местные говорят, когда цветут черемуха и сирень, здесь наступает рай на земле. И раньше в этом сельском раю шумело больше 300 дворов, да в каждом по пятеро человек.

– Был колхоз, была работа, – рассказывает местный житель. – Кто-то здесь трудился, кто-то на заработки в Шацк ездил, здесь же близко. Да еще у каждого был свой огород. У нас вот за домом – 40 на 40. Утром летом проснешься, мамка наказывает – три грядки не окучишь, на речку не пойдешь. А грядки – это как от забора до обеда. Бесконечные. Но делать нечего, идешь трудишься.

А еще и колхоз давал каждому в нагрузку по гектару кормовой свеклы. На каждого члена семьи, то бишь. Это была обязательная работа, за которую не платили. Но по осени давали сахаром. На кой он нужен был, столько сахару. Но отказываться нельзя было. За неповиновение могли и скотину отобрать.

Фото 7 Местный житель.JPG

В колхоз имени Костычева, помимо Малого Пролома, входило несколько поселений, в том числе Большой Пролом, деревня Федоровка, которой уже не существует, и село Карнаухово. Говорят, в последнем стояла мельница, куда малопроломцы возили на лошадях зерно, чтобы смолоть в муку.

А вот животноводческие фермы стояли в Малом Проломе. Держали здесь коров, свиней, лошадей и овец. В общем, стандартный набор советского колхоза.

– Жили мы, что называется, со всеми удобствами, – вспоминает местная пенсионерка. – Школа была начальная, на бугре стояла. Там же почта, контора, медпункт. Даже клуб был. Хотя, наверное, клубы были во всех деревнях. Ох мы и веселились! Молодежи сколько было! Нам и киноленты привозили, и праздники устраивали. Гармонисты как выйдут, как начнут играть, тут тебе и песни, и частушки. Разве устоишь?

Фото 8 Местная жительница.JPG

Там же, на бугре – то есть, считай, в центре села – стояла старая деревянная церковь. В 1958 году по приказу советских властей она была уничтожена. Местные вспоминают, что пригнали к храму четыре трактора, которые буквально разорвали церквушку на части.

Сейчас от нее не осталось и следа. Зато на месте, где когда-то было старое кладбище, краеведы нашли могильные камни древних захоронений, которые относятся к XVII веку. Находки ученых показывают, что принадлежат могилы людям, которые и стояли у истоков строительства Шацка.

Кладбище то некогда принадлежало монашеской пустыни. Сейчас это центр села.

Фото 9 Старое кладбище Малого Пролома.JPG

Из удобств в Малом Проломе сейчас есть электричество и газ, который провели буквально пару лет назад. У многих в домах до сих пор стоят русские печи. А кто-то и вовсе решил не пользоваться благом цивилизации и продолжать готовить на газе из баллонов.

– Водопровода тут отродясь не было, воду брали из колодцев, – говорит местный житель. – Сейчас, наверное, уже никто и ими не пользуется. У всех же скважины, которые подведены прямо к дому. Я еще пацаном был, когда тетка колодец закопала. Все боялась, что в него дети попадут и утонут. Вот на этом самом месте был. Теперь тут клумба.

На этом инфраструктура Малого Пролома заканчивается. От клуба, поселковой администрации, церкви, медпункта и школы не осталось даже следа. Деревянный магазинчик еще стоит, но не работает. Продукты в деревню возит автолавка – два раза в неделю хлеб, один раз – остальное.

Фото 10 Колодец в Малом Проломе.JPG

– Зимой чистят снег только на той стороне, где въезд в село, – говорит местная пенсионерка. – Сюда не приезжают. Так что мы сами, лопатами, до самого карьера. Скорая сюда тоже не ездит. Доедет с той стороны до обрыва, и пешком через мосточек. А как еще?

Зимой, говорят, когда речка замерзает, карьер полностью наполняется снегом. Всклянь. Так, что ни пройти, ни проехать. А по весне сильный паводок. Так что летом в Проломе все же краше.

– У меня вот на сарае стоят флюгеры, я по ним ветер определяю, чтобы понимать, есть на пруду клев или нет, – говорит словоохотливый пенсионер. – Вот сегодня отличный ветер для клева. Только я рыбачить не пошел. Мне сосед принес карасиков. Хороший сейчас карась, жирный, с икрой.

Фото 11 Прудик в Проломе.JPG

В Малом Проломе жилые дома можно пересчитать по пальцам двух рук. Зато история села и находки в его окрестностях стали настоящими артефактами для научного паломничества. Каждый год сюда приезжают палеонтологи, краеведы, да и просто любопытствующие туристы вроде нас. И в такие моменты хочется верить, что интерес к Малому Пролому поможет вдохнуть новую жизнь в это заброшенное село. Но…

– Деревня не вымирает, – категоричны местные. – Она уже вымерла. Всё.

Фото 12 Заброшенный магазин Малого Пролома.JPG

Подписывайтесь на Telegram-канал «Затерянной Рязани». Там еще больше интересного из наших путешествий по деревням.

Большой фоторепортаж смотрите по ссылке.

В Малом временном Проломе побывала Дарья Копосова

Фотографировала Мария Илларионова

За помощь в подготовке материала спасибо журналисту газеты «На земле Шацкой» Кристине Аманн

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт