Город Лужеград. «ИнспекциYA62» в Спас-Клепиках

Лужеград. «ИнспекциYA62» в Спас-Клепиках

Лужеград. «ИнспекциYA62» в Спас-Клепиках | ya62.ruЛужеград. «ИнспекциYA62» в Спас-Клепиках | ya62.ru

Клепики. Уютный город-малыш, спрятавшийся в самом центре Мещерского леса. Он настолько невелик, что уступает по населению даже соседнему поселку Тума, который находится в его административном подчинении. И вот одним дождливым воскресным днем команда YA62.ru отправилась в двенадцатую и заключительную поездку серии «ИнспекциYA62».

Убитый подъезд

Поскольку Клепики – город уже многие годы как безжелезнодорожный, то своих гостей он встречает автовокзалом с абсолютно убитым подъездом к нему. «Дорогу», ведущую к вокзалу, словами не описать, просто смотрите на фотографии:

убитый автовокзалубитый автовокзал
убитый автовокзал

Как здесь люди живут?

По словам местных жителей, убитая дорога к автовокзалу в Клепиках – явление не последнего года. Такая ситуация возле станции продолжается уже не первое десятилетие. И только в этом году, по словам представителя власти замглавы Клепиковского района Сергея Шишова, начались сдвиги в положительную сторону.

– Дорога эта бесхозная, – объяснил чиновник. – В этом году провели ее инвентаризацию и оформили в собственность муниципалитета. Чтобы выделять на ее ремонт деньги из бюджета, дорога должна состоять на кадастровом учете. Ремонт этого участка планируется провести в 2018 году.

Выходит, что потерпеть это безобразие жителям и гостям Клепиков осталось совсем недолго.

Уничтоженная узкоколейка

Здесь же рядом с вокзалом можно найти и жалкие остатки деревянного железнодорожного моста через Пру и станции узкоколейной железной дороги. Когда-то узкоколейка, соединявшая Рязань и Владимир, была оживленной магистралью. Решение построить ее именно через Клепики в свое время дало толчок к развитию села и превращению его в город.

Однако во второй половине XX века узкоколейка начала приходить в упадок, а в 2003 году сгорел клепиковский мост через Пру, и пути в Клепиках были разобраны. Сейчас на месте бывшего железнодорожного вокзала пустырь с заросшим фундаментом посредине. Как рассказали местные жители, на месте станции планировали построить некое развлекательное заведение, но в итоге стройка зачахла.

 бывший вокзал бывший вокзал
бывший вокзал

Следы мещерской узкоколейки удалось заметить в Клепиках не только у автовокзала. Например, остатки шпал и узкоколеечной насыпи хорошо видны, если идти по улице Интернациональной в сторону поселка Бойня.

 остатки узкоколейки остатки узкоколейки
остатки узкоколейки

Сейчас, уже после смерти мещерской магистрали можно только догадываться, какой эффект могла она оказать на Спас-Клепики, если бы не была уничтожена, а превратилась в туристический объект.

Центр города

Если вы идете от автовокзала в центр Клепиков, вы не пройдете мимо белоснежного бюста юного Сергея Есенина, который встретит вас на входе в городской парк. А вот сам парк вас вряд ли порадует. Хотя в нем практически нет мусора и стоят урны с лавочками, но во всем этом чувствуется какая-то депрессивная брошенность и запущенность. А может быть, всему виной промозглая осенняя погода, которая навевает такие мысли.

Есенин +паркЕсенин +парк
Есенин +парк

Недалеко от парка находится одна из главных достопримечательностей Клепиков – чехословацкий истребитель Л-29. Своим носом он «указывает» на клепиковский туристский информационный центр (да-да, есть здесь и такое учреждение) и арт-объект «Я люблю Клепики». Таковых в городе, кстати, два. Еще одно пластиковое «признание в любви» стоит на выезде из города на улице Московской.

истребитель и арт-объектистребитель и арт-объект
истребитель и арт-объект

В целом, в «центральном городском прямоугольнике», который образуют улицы Просвещения, Свободы, Есенина и Советская, сохранилось приличное количество явно дореволюционных зданий. Так что здесь есть что посмотреть.

 историческая застройка историческая застройка
историческая застройка

Как здесь люди живут?

По словам местных жителей, когда-то в центре Клепиков располагалось аж четыре парка. Все они были благоустроены, оснащены беседками, украшены малыми архитектурными формами. Прошли годы и парков осталось всего три, а скульптур и вовсе одна. Сейчас в них можно встретить разбитые лавочки, вырванные с корнем урны и, конечно же, следы животных, классифицируемых в учебниках как «человек разумный».

– В городе присутствует вандализм, но мы с ним боремся, как можем, – отмечает Сергей Шишов. – Молодежь урны мнет, сжигает, срывает, но мы все равно ставим новые.

Еще у жителей Клепиков большие проблемы с прямым попаданием мусора в урны. Довольно странно видеть, как возле контейнера валяются фантики.

Впрочем, по словам чиновника, уборка мусора в Клепиках налажена хорошо. Вывозят его ежедневно, а по городу уборку проводят семь дворников.

Стоит отметить, что существующие парки закреплены за местными учебными заведениями и уборку в них проводят школьники и учащиеся. Власти тоже помогают: меняют ограждения, сломанные урны и лавочки.

СТАТУЯ УРНЫ ЛАВОЧКИСТАТУЯ УРНЫ ЛАВОЧКИ
СТАТУЯ УРНЫ ЛАВОЧКИ

Уют и улочки

Если же сойти с «прямоугольника» на побочные улочки и углубиться в них, там можно найти настоящие Клепики – сонные, деревянные, одноэтажные, наполненные лужами и очень уютные. Скорее всего, такими они и останутся еще долгие десятилетия. Ведь этому уюту не угрожают ни алчные рязанские застройщики с их командами поджигателей, ни чиновники-взяточники, ни толстосумы – любители четырехэтажных особняков. Сами подумайте, кто будет застраивать многоэтажками или коттеджами этот сонный городок? Кому это выгодно? Скорее всего, никому. А значит, «музей под открытым небом» будет жить. И это радует.

улочкиулочки
улочки

А еще в одноэтажных Клепиках, похоже, считается дурным тоном, если на окнах твоего дома нет витиевато-резных наличников. Здесь даже на обитые сайдингом безликие дома цепляют «резьбу».

 наличники наличники
наличники

Лужеград-на-Болоте

Спас-Клепики находятся в болотистой местности. Болота тут до сих пор не осушены и продолжают действовать даже в черте города. Одно из них протянулось вдоль улицы Комсомольской. Тут же, практически по болоту, проложена пешеходная дорожка. Это, пожалуй, самое неприятное место в городе. Помимо самих уродливых зарослей здесь, как видно, очень много мусорят и годами не убирают. Банки, бутылки, пакеты, разбросанные ровным слоем вдоль асфальтированной тропы, производят удручающее впечатление. И, похоже, никому до этого нет дела.

дорожка по болотудорожка по болоту
дорожка по болоту

Уж из-за болот ли или из-за местной власти, но клепиковская земля воду отторгает. Поэтому город весь наполнен лужами. Таких водоемов, как в Клепиках, команда YA62.ru не встречала ни в одном городе Рязанской области. Лужи здесь абсолютно везде – в частном секторе, на центральных улицах, детских площадках, тротуарах, стоянках. Многие из них такой площади и глубины, что впору подавать заявку в Книгу рекордов Гиннесса.

Ну а асфальт… Асфальт в Клепиках встречается эпизодически, а ровный асфальт – вообще в паре мест по всему городу.

лужилужи
лужи

«Высотки» на Московской

Клепики – город малоэтажной застройки. Два этажа для центральной части города – это высший предел. Даже многоквартирные дома здесь в большинстве своем двухэтажные.

двухэтажкидвухэтажки
двухэтажки

Единственным исключением является городской микрорайон, распложенный на правом берегу реки Совки на улице Московской. Там царствуют пятиэтажки.

пятиэтажкипятиэтажки
пятиэтажки

Здесь же располагается самая большая в городе детская площадка с крутой (во всех смыслах) горкой, на которую зимой наверняка совершают паломничество детишки со всех Клепиков. Правда, прямо посреди площадки… Но вы уже догадались. Громадная лужа! А может быть, это просто открытый бассейн спорткомплекса «Динамо»… По размерам и глубине как раз похоже.

 площадка площадка
площадка

Как здесь люди живут?

Клуб бокса «Динамо» появился в Клепиках совсем недавно. И есть вероятность, что именно из-за его строительства теперь во дворе многоэтажных домов стоит непроходимая лужа. Там и так-то сухо никогда не было, а теперь, из-за давления на грунт, и вовсе вода не уходит.

С другой стороны, у детей появилась прекрасная спортивная школа, в которой можно заниматься боксом и борьбой.

ШКОЛА БОКСАШКОЛА БОКСА
ШКОЛА БОКСА

Как здесь люди живут?

В целом, со спортивной жизнью и вовлеченностью людей разного поколения в здоровый образ жизни в Клепиках все в порядке. Столько спортивно занятых горожан «ИнспекциYA62» не видела, пожалуй, ни в одном другом городе. А все дело в том, что у Клепиков испокон веков есть заклятый друг – Тума, поселок, с которым городок конкурирует буквально во всем. В том числе и в спортивных успехах и достижениях.

Власти Клепиков продолжают добиваться строительства ФОКа и надеются, что в ближайшее время проект будет осуществлен.

ФУТБОЛИСТЫФУТБОЛИСТЫ
ФУТБОЛИСТЫ

С приходом нового главы города в Клепиках началось развитие туризма. Часть бывшего здания кинотеатра была отдана под туристский центр. По мнению местных жителей, здесь и так с туристами проблем нет. Но, к сожалению, существующий поток не приносит дохода в бюджет.

По мнению представителей местной власти, Клепики неплохо могли бы заработать на байдарочниках – за год их сплавляется через город порядка 20 тысяч человек. Однако после слияния парка «Мещера» с Владимирским национальным парком весь доход от байдарочников уходит в соседний регион. А это, по самым скромным подсчетам, не менее 300 тыс. рублей.

ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

ЦРБ

Центральная районная больница в Клепиках расположена на улице Бебеля среди одноэтажных домиков, поэтому комплекс заметен издалека. Кстати, некоторые здания ЦРБ явно относятся к исторической застройке и выглядят внушительно. Проникнуть внутрь больницы, увы, не получилось. А территория ничем особенным не порадовала. Совсем заброшенной ее не назовешь, как и благоустроенной. Собственно, эта характеристика подходит и ко всему городу Спас-Клепики.

ЦРБЦРБ
ЦРБ

Как здесь люди живут?

Странно, но о местной ЦРБ негативных отзывов журналистам не поступало. Как говорят представители власти – обычная больница, и проблемы в ней обычные, как во всей России.

– Мы не лучше и не хуже других, – дает характеристику Сергей Шишов. И тут же добавляет: – Главврач у нас хороший, держит в больнице порядок. Да и врачей хватает.

Однако, по словам местных жителей, как раз с врачами в Клепиках большая проблема. Вернее, с их количеством.

– Есть у нас замечательный доктор Алексей Малахов, – рассказывают местные. – День и ночь в больнице дежурит. Только вы про него не пишите, а то вдруг его у нас уведут.

Вот только, судя по количеству пациентов, одного такого доктора Малахова Клепикам катастрофически не хватает. Очереди к хирургу собираются бесконечные, и часто всех желающих врач не успевает принять за день.

Зато, отмечают местные, в больнице чисто и питание неплохое.

Есенин и заброшенная школа

Как уже было сказано выше, история Клепиков связана с именем Есенина. Земская школа, в которой он учился в начале XX века, прекрасно отреставрирована, а территория вокруг нее облагорожена. В здании сейчас действует музей поэта.

музей Есенинамузей Есенина
музей Есенина

А вот по соседству с музеем располагается большое и заброшенное здание бывшей клепиковской школы №2. По словам местных жителей, закрыли школу в 2012 году и вот уже пять лет не знают, что делать с ее зданием.

Сказать, что эта постройка уродует облик музея Есенина – означает не сказать ничего. А властям города уже давно пора собраться с мыслями и решить эту проблему.

заброшенная школазаброшенная школа
заброшенная школа

Как здесь люди живут?

Одной из реальных проблем Клепиков стала школа, когда она осталась одна. Когда по всей стране начали закрывать учебные заведения в рамках оптимизации, город тоже попал под «каток». И ведь не сказать, что вторая школа была лишней. Просто расстояние между ними не соответствовало законодательству. Так в Клепиках осталась одна школа, в которой катастрофически, как говорят местные жители, не хватает места детям.

– Вроде бы в этом году добились расширения школы, – рассказала жительница Клепиков Елена Политова. – В следующем идею будут реализовывать. К школе сделают пристройку, чтобы разгрузить основное помещение. Плотность детей в учебном заведении очень высокая.

Что же касается той самой школы №2, которая находится возле Музея Есенина, то обсуждался вопрос об открытии в ней краеведческого музея. С одной стороны, идея неплохая: где еще находиться музею истории, как не рядом со школой Есенина? С другой стороны – бывшая школа слишком большая, и музею не нужно столько помещений. Но если его открывать, то реставрировать придется здание целиком. Естественно, дальнейшее решение упирается в бюджет. И, скорее всего, школу ждет судьба превратиться в руины.

СТАРАЯ ШКОЛАСТАРАЯ ШКОЛА
СТАРАЯ ШКОЛА

Уехать невозможно

В Клепиках с командой YA62.ru произошло то, чего мы после 11 беспроблемных поездок по рязанским городам совершенно не ждали, – мы не смогли уехать в Рязань на автобусе. Сразу по приезде в Клепики мы попытались взять билеты обратно, но в кассе нас огорчили, сказав, что предварительную продажу они не осуществляют. «Ничего страшного, – подумали мы. – Купим вечером, когда придем на вокзал».

Но не тут-то было. В здании автовокзала мы обнаружили внушительную очередь в кассу и полное отсутствие билетов на Рязань. Так что впервые за время нашей инспекции команде портала пришлось добираться обратно на такси.

очередьочередь
очередь

Как здесь люди живут?

Отметим, что с общественным транспортом, какую бы форму он ни имел, в Клепиках настоящая беда. И если говорить о внутригородских перевозках, то местные жители жалуются на такси. Машины не принадлежат никакой организации, а таксисты – просто, что называется, «бомбилы», которые сами диктуют правила своим клиентам.

Цена от точки до точки в центре города колеблется от 50 до 60 рублей. Но есть в Клепиках и отдаленные районы.

– Меня уже все таксисты в лицо знают, – рассказала местная жительница, пожелавшая остаться анонимной. – Подходишь к ним, говоришь, что нужно в Лосево (район города. – Прим. ред.), так они могут прямо перед носом стекло закрыть, ничего не объясняя. К нам они ездить не хотят, потому что дорога плохая. Стоишь, уговариваешь довезти хотя бы до середины улицы, где дорога еще более-менее. А могут взять заказ, довезти до середины дороги и высадить там. При этом деньги возьмут как будто до дома довезли – 150 рублей.

По словам местных жителей, ведут себя водители такси зачастую хамски, но ездить с ними приходится, потому что иного выхода у клепиковчан нет. Горожане отмечают, что всего за несколько лет все таксисты сменили свои машины на новые, зарабатывая подобным извозом. И довольно странно, что частную деятельность клепиковских «бомбил» до сих пор не взяла под контроль администрация города, чтобы обезопасить горожан от незаконных действий водителей. Ведь, в случае чего, обманутым и оскорбленным людям даже некуда пожаловаться на местных «извозчиков».

таксисты в клепикахтаксисты в клепиках
таксисты в клепиках

Что же касается междугородних перевозок, в частности по маршруту Клепики — Рязань, то проблема эта возникла не вчера, и даже не в прошлом году. Уже много лет, чтобы уехать из Клепиков в выходной день, людям приходится покупать билеты за две-три недели до поездки. Поэтому, если вы просто турист, не знающий тонкости транспортного колорита, у вас есть все шансы заночевать в Клепиках до утра. Кстати, автостанция закрывается в 18:00.

Почему так получилось? Когда-то в Клепиках был свой автобусный парк, но он, как и многое после Страны Советов, разорился и перестал существовать. Теперь транзитные перевозки через город осуществляет тумский автопарк, который современным назвать тоже нельзя. Там банально не хватает автобусов, чтобы пустить дополнительный рейс по маршруту Клепики – Рязань – Клепики.

– Как-то один год пустили автобус для жителей Клепиков, – вспоминают местные. – Мы тогда вздохнули свободно. Но он быстро пришел в негодность, и все вернулось на круги своя.

Учитывая, что транспортный коллапс в Клепиках существует не первый год, непонятным остается бездействие местных властей. Скорее всего, вопрос решается довольно просто – покупкой одного-единственного собственного автобуса. А может быть, достаточно договориться с рязанским автопарком, чтобы транспорт был выделен оттуда? Потому что вся ситуация выглядит довольно парадоксально: при огромном спросе на автобус у местного населения полностью отсутствует предложение.

Оценка Спас-Клепиков

Благоустройство

чистота — 4,67 балла;
дороги — 3 балла;
обустроенность (лавочки, остановки, тротуары, урны и т. п.) — 4,33 балла.
Итог по благоустройству: 12 баллов.

Транспорт (городской транспорт плюс состояние автовокзала) — 1,67 балла.

ЦРБ — 5,67 балла.

Туристическая привлекательность (туристический потенциал и его реализация) — 4,67 балла.

Открытость власти — 9 баллов.

YA62-индекс Спас-Клепиков равен 33,01 балла.

Итоговый рейтинг городов Рязанской области

1. Новомичуринск — 53,33 балла.

2. Шилово – 52 балла.

3. Рыбное — 47,33 балла.

4. Сасово — 38,67 балла.

5. Кораблино – 38,34 балла.

6. Шацк — 37,34 балла.

7. Скопин — 34,66 балла.

8. Касимов — 33,34 балла.

9. Спас-Клепики — 33,01 балла.

10. Спасск-Рязанский – 33 балла.

11. Михайлов – 29,04 балла.

12. Ряжск — 19,33 балла.

Проект «ИнспекциYA62» завершен. В ближайшее время на YA62.ru будет опубликован итоговый материал по всем 12 поездкам инспекции.

Факты о Спас-Клепиках

Дата основания: XVI век.
Численность населения: 5 411 человек.
Глава администрации: Николай Крейтин.
Расстояние до Рязани: 67 км.
Цена билета на автобус до Рязани: 181 рубль.
Цена проезда в городском транспорте: общественный транспорт в городе отсутствует.

Фоторепортаж доступен по ссылке.

Текст: Александр Мойсеюк, Дарья Копосова

Фото: Мария Илларионова, Александр Мойсеюк

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления