Курортный, одноэтажный, древний, песчаный, самобытный, нетронутый – все это эпитеты, применимые к рязанскому поселку Борки. В десятой серии «Окраин» портал YA62.ru расскажет, как живется в самом нетипичном поселке Рязани.
Из истории
Борки по праву могут называться одним из древнейших рязанских поселков. В окрестностях Борок археологи находили предметы еще эпохи неолита, то есть задолго до появления на берегах Оки славян.
В средние века, а именно – в начале XV столетия, рязанские князья построили здесь «Богоявленский монастырь на Борках». При этом жителей селения Борки обязали «бить всякого зверя, ловить рыбу и бортничать» на себя и на монастырь.
А в 70-х годах уже XX века через Борки решили строить трассу в новый рязанский микрорайон – Канищево. Поскольку дорога должна была пройти по пойме Оки, требовалась внушительная насыпь. По счастью, Борки всегда стояли на песках и за этим материалом далеко ходить было не надо. А теперь три карьера, в которых раньше добывали песок, в том числе для насыпи, являются главной рязанской зоной пляжного отдыха.
Интересно и происхождение названия «Борки». По классической версии, в старину в Борках был большой сосновый бор – отсюда и название села. Но тогда, по логике, ударение должно падать на последний слог, но никак не на первый. Краеведы, впрочем, этот перенос объясняют стремлением рязанцев «подчеркнуть» самую значимую, корневую часть слова.
Однако есть и другая версия. Согласно ей, название «Борки» пошло от слова «бортники», ведь пчелиных угодий по берегам Оки всегда было хоть отбавляй.
«Евроремонт» в храме
Начинаем знакомство с поселком с самой древней его части, а именно с 1-м районом, над которым возвышается главная местная доминанта – построенная еще в допетровские времена Богоявленская церковь. Из-за своего положения на песчаной дюне посреди окской поймы храм видно на многие километры.
Сейчас, судя по разбросанным вокруг церкви стройматериалам, здесь идет вялотекущий «евроремонт». В оконные проемы церкви XVII века уже врезали стеклопакеты. Еще чуть-чуть и стены храма обошьют сайдингом. Прекрасная Богоявленская церковь явно не заслужила такого вандализма. Храму нужна реставрация, а не евроремонт.
Щупальца застройщиков против «одноэтажного рая»
Борки уникальны своей одноэтажностью и нетронутостью девелоперами. Как известно, застройка поселка регулируется охранными режимами Рязанского кремля, а значит, любимых многими 16-этажных свечек здесь не может быть в принципе. Хоть пять липовых публичных слушаний с нагнанными прорабами и офис-менеджерами проведи – не поможет.
А щупальца застройщиков тянутся к Боркам уже очень давно. Год назад даже была проведена масштабная пиар-кампания, рассказывавшая рязанцам о том, как будет круто, если пересмотреть «устаревшие» охранные зоны Кремля. Однако новый губернатор и новый глава инспекции по охране культурного наследия оказались не такими сговорчивыми, как их предшественники, и на этих планах поставили жирный крест. Поэтому на данном этапе многоэтажные Борки существуют только в розовых мечтах особо одиозных рязанских застройщиков.
В нетронутых малоэтажных Борках, помимо помпезных и безвкусных особняков рязанских толстосумов, встречаются очень красивые домики. Противостоит этой красоте извечная русская любовь к глухим заборам из профлиста. Поэтому очень многие шедевры прячутся за этими уродливыми «ширмами».
Да и вообще, если бы не эти жуткие заборы, прогулка по Боркам (особенно по старой части) могла бы доставлять удовольствие. Но, увы…
Люди жалуются
Жизнь в «одноэтажном раю», по словам местных жителей, здорово осложняется из-за плохого освещения. Фонари на большей части улиц либо не светят, либо отсутствуют вовсе. В частности, на отсутствие освещения пожаловались жители 7-го и 8-го районов.
– От остановки «Шпалопропиточный завод» до домов №182-186 освещение очень плохое, – отметила жительница Борок Ксения Игнатова.
Эту же проблему обозначили встретившиеся журналисту пенсионеры.
– У нас тут в 7-м районе есть один неудобный склон, – рассказали старики. – Улица разветвляется и идет вверх. Образуется очень крутой бугор. Зимой здесь всегда гололед, хоть на санках катайся. И фонаря нет. Каждый год люди падают и травмируются.
Жители Борок обращаются в администрацию города с просьбой решить эту проблему.
Асфальтизация
Поскольку в Борках живут в том числе состоятельные рязанцы, с асфальтом в поселке катастрофических проблем нет. Вернее, существует четкая корреляция между количеством дорогих-богатых домов в том или ином районе Борок и качеством асфальта. Как вы понимаете, «пожиже» да поухабистее асфальт в районах с бедными домами.
Однако в целом (по меркам рязанских окраин с сельской застройкой) уровень асфальтизации здесь запредельный.
Люди жалуются
Не все в Борках довольны дорогами и качеством асфальтового полотна. Местные жители сетуют на то, что дорожники к ним в микрорайон не заглядывают вовсе. Поэтому люди справляются своими силами: у кого деньги есть, сами кладут асфальт. Но в основном жители используют подручный материал: битый кирпич или щебень.
– Дороги в ужасном состоянии, потому что постоянно ездят грузовики, – отмечает жительница Борок Мария Чистохвалова. – Засыпали ямы щебенкой, но КамАЗы всё разбили. Они ездят даже там, где стоят запрещающие знаки.
По поводу ремонта дорог в Борках в рязанской мэрии ответили следующее:
«В настоящее время разработана проектно-сметная документация на ремонт дорог 3-го, 6-го, 8-го, 10-го, 11-го, 12-го районов пос. Борки. В связи с тем, что предварительный перечень объектов по ремонту, капитальному ремонту и строительству автомобильных дорог на текущий год сформирован в пределах выделенных средств, вопрос о ремонте указанных автодорог будет рассмотрен в текущем году в случае дополнительного финансирования, в рамках реализации муниципальной программы «Дорожное хозяйство и развитие транспортной системы в городе Рязани» на 2016-2020 годы».
Избыточный транспорт
Запредельно в Борках и транспортное обслуживание. На первый взгляд, совершенно удивительно, что в поселок, в котором многоквартирных домов раз-два и обчелся, а высотного жилья нет в принципе, ходят сразу три полноразмерных автобуса – муниципальные №10 и №11 и ПАЗик 48-го маршрута. Казалось бы, такие малонаселенные и разреженные районы логичнее и выгоднее обслуживать как раз автобусами меньшей вместимости, потому что большие машины здесь зачастую «катают воздух».
Но вы забываете, что мы живем в Рязани, а у рязанской мэрии своя логика. Заключается она в том, что муниципальной Автоколонне-1310 достается обслуживание таких малонаселенных поселков, как Борки, Никуличи, Божатково, а коммерческие грузовые фургоны типа Peugeot Boxer, наоборот, гоняют по самым загруженным и выгодным маршрутам. В результате филейные части граждан очень часто вываливаются из кустарно вырезанных окон этих фургонов, а цивилизованные вместительные автобусы ходят пустыми.
Почему мэрия так трогательно заботится о частных перевозчиках и при этом плюет на здравый смысл, удобство горожан и собственные транспортные предприятия – вопрос риторический.
Что касается жителей Борок, то им сказочно повезло – автобус №11 шныряет здесь чуть не в ритме маршрутки. При этом от самих маршруток, а как следствие – гонок по поселку, загаженной конечной остановки, мата-перемата под окнами – борковчане избавлены.
Люди жалуются
До недавнего времени, как рассказывают местные жители, уехать из Борок было весьма проблематично. Особенно в утренние часы. Транспорта ходило мало, набивался он битком. Многим работающим в «городе» людям приходилось даже вызывать такси. Сейчас ситуация изменилась. Но некоторые проблемы все равно остались.
– Микрорайон Борки очень большой, многие дома расположены далеко от остановок, – отмечают местные жители. – Например, людям, которые живут в самом конце улицы 8-го района, добираться до остановок очень далеко. Хотя можно было бы пустить транспорт и туда тоже.
Вероятнее всего, предполагают жители, вглубь Борок общественный транспорт не заезжает только потому, что дороги в микрорайоне разбиты и больше похожи на деревенские, чем городские.
Администрация Рязани прокомментировала сложившуюся транспортную ситуацию в Борках:
«С целью проведения оптимизации действующей маршрутной сети в период с 2017 по 2020 год администрацией города Рязани проводится изучение объективных данных о пассажиропотоке по каждому из действующих маршрутов пассажирского транспорта с использованием терминалов безналичной оплаты проезда. По результатам анализа полученных данных о пассажиропотоках планируется изменение существующей маршрутной сети в целях наиболее полного удовлетворения потребности населения города Рязани в пассажирских перевозках, в том числе будет рассмотрен вопрос об организации дополнительного автобусного маршрута либо продлении существующих маршрутов до 8-го района микрорайона «Борки».
Соцсфера
В социальной инфраструктуре Борок есть два глубоких изъяна – это отсутствие медучреждений и тротуаров.
Главная борковская магистраль, которая тянется через все 12 районов поселка, полностью бестротуарна. При этом по ней постоянно ездят автобусы, КамАЗы (несмотря на запрещающие знаки) и летают легковушки. Ни о каком успокоении трафика здесь тоже речи нет – не видно не то что лежачих полицейских, даже знаков ограничения скорости тут не сыщешь. При этом сама улица очень узкая и проходит практически вплотную к домам.
В остальном Борки если не «социальный рай», то близко к этому. Посудите сами – здесь собственная большая школа, есть детсад, в центре поселка «Магнит», на въезде – гипермаркет «Лента» с торговым центром, имеется почтовое отделение.
Да, в Борках нет парков и скверов, но в сельских микрорайонах их и не бывает. Зато на местных карьерах действуют сразу три официальных пляжа. Поэтому и местами для отдыха борковчане не обижены.
Люди жалуются
По словам местных жителей, в Борках есть один большой провал в социальной сфере: полное отсутствие объектов здравоохранения.
– У нас здесь нет ни больниц, ни поликлиник, – возмущаются борковчане. – Особенно тяжело ездить по больницам с маленькими детьми. Ближайшая до нас детская поликлиника на площади Победы.
Усугубляется проблема полным отсутствием в микрорайоне аптек. Местные жители просят власти города постараться решить эту проблему.
«Кладбище кораблей»
Достопримечательностью Борок (помимо Богоявленского храма) является приобретшее в последнее время большую популярность так называемое «кладбище кораблей».
На деле это не что иное, как грузовой порт, который работает в каком-то странном «полузаброшенном» режиме. С одной стороны, над портом звучит громкоговоритель, тут кипит работа, сюда заплывают и здесь разгружаются суда. С другой – на некоторые корабли можно спокойно зайти и даже взять с них какой-то металлолом (чем многие и пользуются), железнодорожные рельсы к порту заросли, охраны нет. Корреспондент YA62.ru, например, свободно проник в кабину одного из кранов и никто его не остановил.
Люди жалуются
Еще одной проблемой Борок, которая сразу бросается в глаза, являются свалки. Помимо несанкционированных стихийных помоек, которыми усыпан микрорайон, свалки умудряются появляться и там, где стоят контейнеры.
– Мусор вывозят нерегулярно, – отмечают местные жители. – То часто, то бросают так надолго, что приходится эту кучу прямо в контейнере сжигать.
Стоит отметить, что официально благоустроенных мусорных площадок в Борках не так много.
Мусорный вопрос в мэрии прокомментировали так:
«Твердые коммунальные отходы в поселке Борки вывозятся из бункеров по договору между территориальным общественным самоуправлением пос. Борки (жителями пос. Борки) и ООО «К-СК «Дягилево» по заявкам от имени ТОС. В настоящее время задолженность населения Борок перед ООО «К-СК «Дягилево» за выполненные работы по состоянию на 05.09.2018 составляет 346 058 руб. Территориальное управление — префектура Советского района оказывает помощь жителям Борок в вывозе крупногабаритных отходов. Так, в 2018 году префектурой организован вывоз с территории поселка 586 куб. м крупногабаритных отходов. Префектурой Советского района 05.09.2018 организованы работы по вывозу мусора с территории обочины дороги, ведущей к Боркам».
Остров
Внеконкурсным поселком десятого эпизода проекта «Окраины» должен был бы стать Остров. Однако мы достаточно подробно описали жизнь этого рязанского закутка в рамках апрельского выпуска серии «Затерянная Рязань». Материал читайте по ссылке.
Итоги и оценки
В ходе проекта «Окраины» команда YA62.ru не только расскажет о жизни и проблемах рязанских отдаленных поселков, но и оценит их по ряду критериев, а также составит «рейтинг комфорта». Итак, переходим к оценкам (здесь и далее по 10-балльной шкале).
Транспортная доступность – 10.
Транспорта в Борках, с учетом численности населения района, даже избыток.
Чистота – 7.
Особенностью Борок являются несанкционированные свалки вокруг мусорных контейнеров. При этом случайного мусора здесь немного.
Дороги – 8.
Дороги в Борках в среднем неплохие. Более того, по количеству ровного асфальта поселок можно назвать лидером среди рязанских окраин сельского типа.
Общественные пространства, пешеходная инфраструктура – 1.
В Борках нет ни общественных пространств, ни тротуаров.
Социальная инфраструктура (школы, детсады, поликлиники) – 6.
Социальная сфера, за исключением здравоохранения, развита прилично.
Сфера услуг (магазины, кафе, банки) – 4.
С продуктовыми магазинами (особенно в «новых» Борках) больших проблем нет, отделения банков тут отсутствуют, общепит представлен одним кафе.
Экология – 9.
Борки, особенно ту часть поселка, которая удалена от Шпалозавода, можно признать одним из самых экологически чистых районов Рязани.
Итоговая оценка: 45.
Рейтинг комфорта рязанских окраин:
1. Борки – 45 баллов.
2. Дягилево – 44 балла.
3. Недостоево – 43 балла.
4. Шлаковый – 41 балл*.
5. Октябрьский городок – 41 балл.
6. Мехзавод – 39 баллов.
7. Мервино – 32 балла.
8. Агропром – 26 баллов.
9. Семчино – 22 балла.
10. Соколовка – 21 балл.
*При равенстве очков выше стоит микрорайон, набравший большую сумму баллов в номинациях «Транспортная доступность» и «Социальная инфраструктура». В случае если и эти показатели идентичны, определяющим становится критерий «Экология».
Большой фоторепортаж из поселка Борки доступен по ссылке.
Следующая серия проекта «Окраины» будет посвящена микрорайону Братиславский и поселку Голенчино.
Текст: Дарья Копосова, Александр Мойсеюк
Фото: Александр Мойсеюк, Дарья Копосова