Конец прошлого года и начало текущего запомнится сильным ростом евро и доллара, а также каждодневными скачками курса рубля. Такая ситуация не могла не ударить по рынку, в частности, крепкий хук полетел в авторынок. Выдержал ли он этот удар и как продержался весь год — на эти вопросы ответили сотрудники рязанских автосалонов.
В кризисной ситуации отвечать на вопросы журналистов бизнесмены не спешат. Многие автосалоны спокойно отмолчались. Один согласился дать комментарий, но лишь на условиях анонимности:
— Продажи упали втрое. Если раньше мы продавали 30 машин в месяц, то теперь 10. Покупатели переориентировались на более дешевые машины. Раньше основной сегмент машин, которые мы продавали, был от 500 тысяч и выше. Сейчас же продаются машины за 300-400 тысяч рублей. Прогнозируем, что в следующем году будет так же.
Максим Сюзев, руководитель департамента развития и маркетинга группы компаний «Автоимпорт»:
— Показатели 2014 и 2015 годов кардинально отличаются. Продажи реально упали. Есть два вида статистики: данные ассоциации европейского бизнеса и постановки новых машин на учет. По информации ассоциации, продано машин больше, чем поставлено на учет. Понятно, что здесь многое от лукавого. Говорить о статистике стоит ближе к исходу года. Пока можно сказать, что провал где-то 40-50%.
Что происходит: в Рязани, как и в ЦФО, рынок сел. Первыми садятся лоукостеры. Те, кто планировал заменить свою «Ладу» на Kia Rio, например, откладывают покупку иномарки и берут «Ладу». Как обычно кризис сильнее всего бьет по среднему классу. Лидером по минимальному проценту падения являются премиальные авто. Кто планировал купить дорогую машину, берет ее.
Если говорить о ценах, то они выросли. У кого-то выросли пропорционально курсу, у кого-то нет.
Сейчас рынок просел: спрос уменьшился, а площади автосалонов никуда не делись. Мы очень боремся за клиента, стараемся его удержать. У других компаний дела обстоят похуже, мы на текущем рынке держимся.
Александр Ломов, директор салона «Авто-хит»:
— В течение года цены менялись: сначала поднялись, потом упали. Для нас как для неофициальных дилеров это не очень хорошо. Уходящий год был одним из худших за последние восемь лет. Не думаю, что следующий год будет лучше.
Максим Лямин, руководитель отдела продаж автосалона «Ford-центр»:
— У нас ситуация такая же, как и в других автосалонах. Особенно тяжело было в начале года, когда валюта колебалась и была на пике. С мая ситуация лучше. Сложно сделать какой-то прогноз, все зависит от рыночной ситуации в стране. Если валюта будет примерно на таком же уровне, как сейчас, то все будет неплохо. Сейчас компания Ford старается сдерживать цены, планируется, что больше 70% комплектующих будет производиться в России, что также благоприятно скажется на цене. В целом, у компании Ford прогноз на следующий год оптимистичный.
Евгений Базин, руководитель отдела продаж автосалона «Audi Сервис Рязань»:
— На самом деле никакой год не похож на другой: в каждом есть свои трудности. Да, этот год дался непросто. Продажи упали. Кто говорит, что это не так, просто лукавит. У более массового сегмента повышение цен ощущалось сильнее. Например, у Kia или Ford средний чек составляет 700 тысяч рублей. Мы премиум-марка, и у нас минимальный чек 1 млн 100 тысяч, 1 млн 200 тысяч рублей. У массовых марок цена выросла на 20-30%, дошла до миллиона, и клиенты удивились.
У нас входная цена всегда была от миллиона, так что наши клиенты были готовы и не так холодно отреагировали на рост цен. В целом, за 2015 год у нас стоимость машин увеличилась на 18%. Я думаю, что в 2016 году улучшения ситуации ждать не стоит: будут новые трудности, с которыми придется бороться.
Однако наш импортер не спит и готовит новые предложения. Естественно, мы все смотрим телевизор и видим, что происходит в мире. Мы никак не можем повлиять на вешний фактор, но он очень влияет на нас.
Изучила авторынок Ксения Колпакова