«Это было лучшее из времен, это было худшее из времен» — так начинается «Повесть о двух городах» Диккенса, и эти слова очень точно описывают Россию 90-х. Как раз тогда, в середине десятилетия, Рязань отмечала самую что ни на есть круглую дату. Деловой портал YA62.ru узнал у рязанских бизнесменов и первых лиц компаний, чем им запомнился тот год.
Николай Панкин, председатель совета директоров группы компаний «Политех»:
— На тот момент мы уже были компанией «Политех», которая занималась печатями, регистрацией предприятий и визитками. В 1994 году мы выиграли конкурс на лучший пилотный проект по инфраструктуре малого бизнеса, его основал Черномырдин — тогда председатель правительства РФ. Мы очень гордились этой победой, ведь «Политех» стал одним из четырнадцати лауреатов, среди сотен предприятий по всей стране. Нас ждала хорошая финансовая поддержка от правительства, но в 1995 году началась «заварушка» с Белым домом и его в итоге отложили.
Впрочем, этот период останется в моей памяти золотым временем, трудным, но золотым. Мы тогда располагались на Южном, в здании ВНИПИ АГРОХИМ на верхнем холодном этаже, близ локаторов. Каждый раз, когда они поворачивались в нашу сторону, изображение на мониторах дергалось. Тогда в том районе города пообедать было вовсе негде, а часа, чтобы выехать в город, не хватало. И мы решили создать свою столовую, чтобы помочь сотрудникам: пристроили к соседним гаражам свой, вырыли погреб (там хранился картофель, капуста, свекла), наняли повара, который готовил простые, но весьма вкусные домашние обеды — таким образом мы сократили временные затраты на обед с часа до 12 минут! Все были довольны, ведь к тому моменту мы выходили на рынок полиграфии и у нас открывались новые возможности: месяц от месяца росли объемы, иногда этот рост составлял 20% в месяц. Нам приходилось расширять производство. Было трудно, но работалось радостно.
Марина Каляева, главный редактор «9 телеканала»:
— Дело было так. В 95-м году я, студентка ин-яза РГУ, следила за новостями о том, как будет праздноваться 900-летие Рязани. Все же дата, событие! Не каждому в жизни выпадает. Легкое тщеславие и по этому поводу присутствовало. Так вот, из значимого и масштабного — было открытие отреставрированного древнего иконостаса в Успенском соборе. Храм ведь долгое время был закрыт. Росписи почти не сохранились и т. д. Только в 92-м храм передали епархии. Изредка в нем проводились службы. Люди ждали — и верующие, и светские. Потому как это было не только культурное событие, но и, безусловно, важное с точки зрения возвращения общества к православной вере. Мы пошли в Успенский собор с мужем. Народа было так много, что внутрь с трудом протиснулись. Увиденное, конечно, впечатлило. Мощь, объем. И чувство радости, подъема от того, что жизнь туда возвращается. Было закрыто, теперь открылось. Было старое, теперь обновляется. Перемены, движение.
Сергей Монахов, владелец компании «Окна РОСТА»:
— В 1995 году я учился в нашем Радике, чтобы выживать устроился на работу в ночную палатку: сказать, что работал усиленно — ничего не сказать. Даже во время передачи смены и то продавал. Тогда мой сменщик, который работал в палатке до меня, возил сигареты из Москвы на продажу – это было своего рода привилегией, которая приносила дополнительный доход. Я, в свою очередь, показав себя с лучшей стороны — помогая разгружать фуры с товаром и занимаясь прочими не свойственными продавцу работами, заслужил право приторговывать ночью рязанским пивом, которое приобретал в розничных магазинах днем. Кстати, именно так я и заработал свой первый капитал. В те времена в палатках можно было торговать даже водкой, причем паленой, и никого это не волновало. В 90-х палатки были центром бизнеса и торговли.
Город выглядел уныло — это был совок, в котором лет пять ничего никто не делал, не красил, не ремонтировал. Рекламы было мало — не то что сейчас. Редкие пошлые постеры были крайне примитивны. Город сейчас разительно отличается, он стал значительно красивее, современнее.
Александр Анитов, директор издательства «Пресса»:
— Еще мой предок Василий Васильевич Благонравов участвовал в праздновании 800-летия: нес одну из хоругвей. Я же в 95-м нес микрофон: тогда только начал работать на телевидении в компании «ТелеЭхо», соответственно, все эти празднования не прошли мимо меня: по 5-7 сюжетов в день, мы выезжали на съемки, чтобы рассказать о предстоящем празднике и подготовке к нему. Одними из первых сюжетов ко Дню города были те, что рассказывали об открытии въездных знаков, которые стоят и по сей день. Само торжество проходило на Кремлевском валу — весьма комфортной площадке для подобного действа. Почему она не использовалась потом — трудно сказать.
Ко всему прочему, в этот же год был юбилей и у Есенина, так что каждый народный коллектив был задействован и работал на полную. Куда ты ни приедешь, обязательно стоят тетушки в кокошниках, распевая одну и ту же песню «Над окошком месяц», и обязательно, впрочем, как и сейчас — официальные лица со своими официальными речами.
Было и красочное шествие, на праздник приехали и представители городов-побратимов — тогда их было много.
Если говорить о журналистике, то это был безусловно ее расцвет. Оставшееся советское доверие к печатному слову еще не девальвировалось, еще было интересно, тогда даже газеты покупали...
Опрашивала и ностальгировала Карина Кожаринова