![](https://n1s1.hsmedia.ru/04/26/94/0426948275dfcdbf1e46f04b9556e790/656x438_1_847212a128c1ba84d3440c2bbb3391b4@1500x1000_0x4lFnmmnT_5547719479842190421.jpg.webp)
Бывшему сотруднику автосалона Hyundai и Kia Виктору (имя изменено) пришло требование Федеральной таможенной службы (ФТС) доплатить более 700 тысяч рублей утильсбора плюс пени за ввезенные в 2022–2023 годах автомобили. Виктор рассказывает, что автосалон был крупным дилером корейских марок и после начала СВО занимался параллельным импортом машин из Казахстана, используя сотрудников в качестве «дропов» или «гусей» — так на жаргоне называют посредников при ввозе автомобилей параллельным импортом. Хотя до августа 2023 года ограничений на ввоз физлицами не было, постфактум ФТС посчитала такой импорт коммерческим и потребовала доплатить по 175 тысяч рублей за каждую из четырех ввезенных Kia и Hyundai, изначально оформленных на Виктора. Эта история произошла в Саратове, но она — один из многих примеров того, как таможня сейчас взыскивает недостающие платежи с импортеров и/или владельцев «параллельных» автомобилей.
В чём смысл ввоза автомобиля через «гусей»
Виктор рассказывает, что после ухода корейских марок из России его компания перешла на их покупку у официальных дилеров в Казахстане. Однако сделать это напрямую через юрлицо было невозможно из-за ограничений, которые накладывают корейские компании на продавцов в соседнем государстве. Поэтому автомобиль изначально покупался гражданином Казахстана и продавался физлицу с российским паспортом — «гусю». По словам Виктора, некоторые фирмы использовали сторонних перекупщиков, но компания, в которой он работал, предпочитала ставить машины на сотрудников. Это позволяло экономить на утилизационном сборе, который при ввозе частным лицом составлял 3,4 тысячи рублей, а для юрлиц (до августа 2023 года) — 178,4 тысячи рублей в случае с машинами, двигатели которых имели объем 1–2 литра.
Именно эту схему ввоза искоренили в августе 2023 года, когда помимо общего увеличения утильсбора ограничили количество автомобилей, которые может ввозить частное лицо — не более одного в год. В случае перепродажи такой машины обязанность по оплате повышенного утильсбора теперь лежит на новом владельце. Однако до августа такое разграничение не действовало, поэтому доплату вменили Виктору, как импортеру всех четырех машин.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ce/f6/76/cef6761980d495cb5f4e9ef9276f1f74/656x339_1_071840599e3941bb01a3787393ee238a@1280x661_0xBodln2h9_0818735315050227661.jpg.webp)
По словам Виктора, в момент ввоза машин не было ограничений на их количество, поэтому схемой пользовались повсеместно:
— Если у вас машина, ввезенная параллельным импортом из Казахстана, почти в ста процентах случаев ее первоначально регистрировали на физлицо, — объясняет Виктор. — После некоторые компании ставили автомобиль на себя, как на «юриков», а наш дилер продолжал работать с физлицами. Четких ограничений количества ввезенных машин не было, говорили, вроде, можно ввозить две-три машины, а у меня получилось четыре, может быть, поэтому я привлек внимание ФТС. Они через базу ГИБДД проверили, что машины больше не стоят на учете на мое имя, и решили взыскать разницу в утильсборе.
«Мы выбрали неправильную тактику»
В августе 2023 года ФТС инициировала так называемую камеральную проверку в отношении Виктора, о которой он узнал, получив судебный приказ о необходимости доплатить 700 тысяч рублей плюс пени. Этот приказ он отменил, и тогда ФТС обратилась в районный суд, который вынес решение в пользу ведомства. Виктор попытался бороться и апеллировал в областном суде Саратовской области, но решение устояло и там.
— Мой юрист, думаю, выбрал неправильную тактику, и пытался развалить дело по процессуальным признакам, давил на то, что я не был уведомлен о проведении в отношении меня камеральной проверки, — поясняет Виктор. — Но суд не принял такие аргументы.
В суде ФТС аргументировала свою позицию следующим образом, цитируем: «Количество ввезенных транспортных средств с августа 2022 года по сентябрь 2023 года превышает общепринятые потребности одного гражданина или семьи. Периодичность приобретения и ввоза транспортных средств вызывает сомнение в их предназначении для личного пользования. Таким образом, таможней установлен факт нарушения действующего законодательства, а именно: плательщиком указана недостоверная цель ввоза транспортных средств на территорию Российской Федерации».
Виктор добавляет, что все сотрудники автосалона в качестве цели ввоза указывали: «Для личного пользования».
«Можно сразу подавать на банкротство»
Виктор уволился из автосалона еще в 2023 году и, говорит, их отношения испортились, поэтому он не мог обратиться к руководству с просьбой о помощи.
— Может быть, в суде можно было напирать на то, что я выполнял работу, был трудоустроен, и автосалон также несет часть ответственности. Но мой юрист заверил меня, что мы легко выиграем дело, а сам я не очень разбирался в юридических тонкостях. Хотя позиция автосалона, безусловно, в этой ситуации циничная.
Автосалон не платил вообще ничего: ни налогов, ни сборов, перекладывая всю ответственность на сотрудников.
Однако перспектив бороться дальше нет, и Виктор говорит, что хочет взять кредит, расплатиться по долгам и поскорее забыть о ситуации:
— Начисление пени приостанавливается на момент судебных разбирательств, но сейчас, после вступления в силу решения областного суда, мне начисляют что-то в районе полутора тысяч в день, поэтому, думаю, лучше заплатить, — говорит он. — Всего получается около 800 тысяч рублей. Таких ситуаций очень много: некоторым из парней пришли требования доплатить 15 миллионов рублей, но это в каком-то смысле даже проще: можно сразу подавать на банкротство.
В зоне риска — и владельцы «параллельных» машин
Владельцы машин, ввезенных до августа 2023 года, могут не волноваться насчет утильсбора: его начисляют импортерам. Однако для более поздних машин обязанность доплачивать разницу в утильсборе лежит на владельце автомобиля. И утильсбор не является единственной зоной риска: ранее мы рассказывали, что ФТС вправе взыскивать всю разницу в НДС, таможенных пошлинах и акцизах, а также пересчитывать платежи в случае занижения таможенной стоимости.
Срок исковой давности по таким делам составляет три года, в течение которых ФТС может потребовать у автовладельца доплату, а в случае отказа — обратиться в суд и добиться приостановки регистрации автомобиля. Лев Воропаев считает, что эта практика будет применяться избирательно, но достаточно регулярно:
— По-хорошему, ФТС должна сначала уведомить владельца о необходимости погасить долг, но я подозреваю, что они будут уведомлять человека, который ввез автомобиль. А новый владелец, вероятно, даже не узнает об этом, пока у машины не приостановят регистрацию, — говорит Лев Воропаев.
В качестве дополнительной меры правительство ввело с 1 апреля 2024 года новые правила исчисления утилизационного сбора, к которому теперь сразу плюсуют всю разницу в пошлинах, НДС и акцизах, если машина была растаможена по условной «киргизской» схеме. А ситуации, подобные описанной выше, не редкость: недавно мы писали про пенсионерку, которой предъявили доплату в 2,7 млн рублей за машины, импортированные ее внуком. Эксперты неоднократно предупреждали о рисках ввоза автомобилей с «льготной растаможкой».