5 баллов
18 февраля 2021 08:50
17312

На сухом месте. Рязанское минприроды «создает» реки там, где их нет

На сухом месте. Рязанское минприроды «создает» реки там, где их нет

Не только «Есенинскую Русь» кидает последние годы от дворцов на берегу Оки к полному запрету на строительство в отдаленных деревнях. Оказывается, подобная участь постигла в 2018 году и село Кирицы в Спасском районе. Территорию, на которой более полувека жили в своих домах люди, власти ни с того ни с сего признали водоохранной зоной и ввели запреты, полностью парализующие деревенский уклад жизни. В редакцию YA62.ru обратился владелец одного из таких участков, который рассказал о собственном расследовании и судебных делах, в которых буквально погряз в последние три года. Что парадоксально — правда на стороне жителей Кириц, однако законодательно добиться каких-то действий для восстановления справедливости люди не могут до сих пор.

— Вся моя семья живет здесь уже несколько десятилетий, — возмущенно рассказывает житель Кириц Андрей Борисов. — Отец в 60-е годы в колхозе работал, навоз возил, с тех пор и живем. И участки наши принадлежат нам давно. Один мой, другой — мамин. Был дом, сгорел, новый построили. Всю жизнь скотину держим, коровы, гуси, куры, сараи. Мы же не вот какие новые захватчики, живем мы здесь.

Андрей Борисов рассказывает, что тихий уклад жизни его и еще по меньшей мере 15 соседей закончился в 2018 году, когда людям принесли документы о новом статусе здешних земель.

— В документах было сказано, что теперь это не земля для частного пользования, а водоохранная зона ручья — якобы одного из притоков реки Кирицы, — рассказывает местный житель. — Согласно новым данным, теперь на этой территории нельзя строить, ставить сараи, разводить скот и распахивать землю. То есть все, чем живет сельский житель, делать нельзя. Потому что по этой земле, как было сказано в документах, протекает ручей. Хочу заметить, что у нас поблизости нет ни одного водоема, кроме технического пруда. Ручей действительно имеется, но протекает он вдоль дороги и по коллектору, то есть под землей. А наши участки — абсолютно сухие во все времена года, и, если бы люди, которые присвоили новый статус землям, приехали на местность, они бы осознали, насколько далеки в своих выводах от истины.

Фото 1 Карта расстояние от участка до ближайшего ручья.jpeg

По словам Борисова, он стал разбираться, как так получилось, что земля без ведома людей, которые живут на ней десятилетиями, изменила статус. В документах говорилось о том, что компания, которая проводила работы по утверждению новых охранных зон, называется ООО «Геоскан». Директором в ней значится некто Олег Викторович Беленко. Неравнодушный житель Кириц решил поступить просто — позвонить Беленко и выяснить все по телефону. Запись разговора есть в распоряжении редакции YA62.ru. Частично приводим данный разговор.

— Я знал, что такая ситуация будет, — заявил мужчина, представившийся директором ООО «Геоскан». — Просил материалы по притоку, чтобы соблюсти всю процедуру в рамках закона, чтобы учесть интересы жителей. А так я вслепую все выполнял. В итоге документов я не дождался, мне говорили: срочно-срочно нужно сделать.

По словам Беленко, заказчиком работ выступило министерство природопользования Рязанской области в лице на тот момент министра Сергея Александровича Абрамова. На место сотрудники «Геоскана» не выезжали и по постановлению правительства работы выполняли по историческим и актуальным картам. В случае с Кирицами компания ориентировалась на снимки из космоса. В разговоре с жителем села Беленко отметил, что по большому счету не имеет значения, выходит ручей на поверхность земли или нет, все равно территория, под которой он протекает, является водоохранной. В ответ Андрей Борисов утверждал, что на данном участке даже под землей нет никаких водных объектов.

В конце разговора директор компании «Геоскан» отметил, что в данной истории надо разбираться более детально и выяснять, как помочь людям, однако уточнил, что времени на это у него нет.

Фото 2 Предполагаемая река по версии рязанского минприроды.jpg

— Получается, что министерство сделало срочный заказ компании «Геоскан» и заплатило ей бюджетные деньги за работу, которая фактически не была выполнена, — предполагает Андрей Борисов. — Компания взяла деньги и нарисовала какие-то границы, которые и близко не соответствуют реальности. Я предположил, что произошла растрата бюджетных денежных средств, и обратился в главное управление контроля и противодействия коррупции с просьбой разобраться в ситуации. В ответе говорилось, что в ходе проверки выявлены нарушения в части госзакупок — а именно, при исполнении и приемке работ по контракту. На должностное лицо министерства природопользования возбуждено дело об административном правонарушении и вынесено постановление о назначении административного наказания.

Фото 3 Ответ по борьбе с коррупцией.jpg

Из материалов проверки следует, что работы по данному притоку реки Кирицы контрактом не предусмотрены, а включение объекта в число исследуемых документально не обосновано компанией «Геоскан». Компания запрашивает министерство природопользования Рязанской области согласовать корректировки по работе, однако ответ министерства проверке не представлен. Подробно исследуя документы контракта, проверка выявила уменьшение исследовательских работ на 67 км. В пересчете на цену за один километр контракт должен был быть дешевле на 318 тысяч рублей.

Кроме того, проверка выявила, что компания «Геоскан» не выполнила ряд исследований, которые были указаны в контракте. Однако акт приемки выполненных работ был подписан и оплачен рязанским министерством в полном объеме, так как на момент подписания министр Абрамов не имел претензий к подрядчику.

Фото 4 Результаты проверки.jpg

Чтобы восстановить финансовую справедливость, в середине 2020 года министерство природопользования Рязанской области обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением к ООО «Геоскан» о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне уплаченных по государственному контракту денежных средств в размере 318 266 руб. 08 коп. Однако суд в удовлетворении и иска, и апелляционной жалобы министерству отказал. Обоснование такому решению простое: когда министр Абрамов подписывал акт приемки и расплачивался с подрядчиком, он не имел претензий к выполненным работам.

На этом тщетные попытки минприроды вернуть бюджетные деньги закончились.

В министерстве природопользования Рязанской области подтвердили, что компания «Геоскан» деньги за фактически невыполненные работы в бюджет региона так и не вернула. Более того, по мнению министерства, нарушения в контракте никак не затрагивают интересы гражданина Андрея Борисова, проживающего в Кирицах. В довершение всего, охранный статус его участку не присваивался — территория находится в «границах зон с особыми условиями использования». Каковы именно эти условия, в ответе не расшифровывается. Тот факт, что подрядчик вообще не должен был проводить работы на участке Борисова, о чем свидетельствует проверка управления по борьбе с коррупцией, министерством никак не комментируется.

К слову, рабочие отношения рязанского минприроды с компанией ООО «Геоскан» продолжаются до сих пор.

С момента заключения этого спорного контракта с множеством нарушений «Геоскан» в лице Олега Беленко заключил с Рязанской областью еще как минимум восемь контрактов на общую сумму более 14 млн рублей. Вид работ везде один и тот же — определение береговых линий и охранных зон вокруг всевозможных рек региона.

Можно предположить, что такая активная совместная работа «Геоскана» и минприроды Рязанской области берет свое начало от постановления правительства России 2016 года об утверждении правил по определению береговых границ и охранных зон. Спустя год после публикации документа компания «Геоскан» получает свой первый госконтракт и начинает работать по всей России, в том числе в Крыму.

Если проследить «игру» с конкурентами по контрактам, то можно увидеть, что начальная цена часто сбивается на 60–80%, но при этом все равно остается довольно высокой — от миллиона рублей и выше. Можно предположить, что относительная «дешевизна» контракта не пугает игроков, потому что вся работа по определению границ водных объектов ведется удаленно по снимкам из космоса и не требует больших финансовых затрат.

Тот факт, что нарисованные границы водных объектов не будут иметь к реальности никакого отношения и принесут больше проблем, чем пользы, видимо, не волнует ни заказчика работ, ни исполнителя, получающего бюджетные деньги. В Рязанской области годами отрабатывается постановление правительства России о границах и охранных зонах водных объектов, однако после прецедента с «Геосканом» и Кирицами возникает вопрос: сколько еще контрактов отработано «на удаленке», без выезда на местность и без учета реального положения вещей?

Редакция YA62.ru обращается к прокуратуре Рязанской области, а также в главное управление контроля и противодействия коррупции Рязанской области с просьбой проверить на наличие нарушений все госконтракты, заключенные между компанией ООО «Геоскан» и правительством Рязанской области с 2017 по 2020 год включительно.

Дарья Копосова

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт