09 июля 2019, 09:15 9401

Соседи. Пенза: дальний, но похожий

Соседи. Пенза: дальний, но похожий

Самый отдаленный от Рязани участник проекта Соседи — Пенза. Она расположена почти в 400 км от нашего города. Протяженность общей границы Рязанской и Пензенской областей не превышает 20 км. Казалось бы, сосед совсем формальный, зачем же включать его в проект? А затем, что Пенза и Рязань — города очень похожие, что я и попытаюсь доказать в этом материале.

 

Рязанский след 

Очевидных исторических и современных связей у двух городов мне выявить не удалось. Рязань и Пенза действительно мало друг с другом контактируют. Могу только предположить, что пензенцы знают о Рязанской области чуть больше, чем рязанцы о Пензенской. Ведь в Москву они едут через Ряжск и Рязань и, как минимум, видели вокзалы этих двух городов.

Есть в Пензе и улица, названная в честь нашего города. Это такой пыльный закуток в частном секторе длиной 15 метров. Находится он в районе с диковинным названием Маньчжурия. В Рязани же, как мы знаем, Пензенской улицей даже и не пахнет, не говоря о Маньчжурии.

1. улица рязанская пенза.JPG

 

Речной город

Пенза — первый «речной город» в нашем проекте. Саранск и Тула стоят скорее на ручьях, а не на реках, а Калуга, хоть и располагается по обеим сторонам Оки, но никак реку не использует. В Пензе же все наоборот. Сура является частью городского ландшафта, через нее перекинуто множество мостов, в том числе несколько пешеходных, есть несколько набережных.

2. река сура в пензе.JPG

Кстати, о них. Прямо сейчас активно благоустраивается набережная на левом берегу Суры. Уже сейчас вырисовываются контуры будущего променада. По количеству бетона и гранита можно сказать, что до уровня тульской он не дотянет, но зато точно превзойдет мертвые набережные Саранска. Здесь у людей хотя бы будет подход к воде, защищенный деревьями верхний ярус и даже амфитеатр для посиделок.

3. набережная на левом берегу суры.JPG

Набережная на противоположном — правом — берегу производит удручающее впечатление. Видно, что туда уже лет 30 не ступала нога коммунальщиков.

4. набережная на правом берегу суры.JPG

Мостов через Суру в черте Пензы я насчитал аж десять! Но один из них заслуживает отдельного разговора. Вполне возможно, он может претендовать на место в Книге рекордов Гиннеса как мост с самым длинным и странным названием. Приготовьтесь! Он называется «Мост имени Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия», или сокращенно «Мост им. ФУ БХУХО». Как вам такое?

5. мост БХУХО пенза.JPG

«Названа переправа через Суру так из-за того, что она строилась на средства, которые получил наш регион благодаря заводу в Леонидовке, там в течение нескольких лет перерабатывали боеприпасы», — отмечает местное издание PenzaInform.

По данным местных СМИ, во время строительства моста еще и возникли проблемы с расселением близлежащих домов, так что теперь здесь прямо посреди развязки на въезде на мост стоит вот такой явно дореволюционный домик. Причем видно, что он жилой.

6. дом посреди развязки.JPG

Есть посреди Суры и самый настоящий обитаемый остров, который называется Пески. Там, в отличие от рязанского аналога, располагается поселок довольно приличных размеров, в который даже ездит маршрутка.

7. остров пески пенза.JPG

Помимо контакта с водой приречное положение Пензы дает городу еще одно преимущество — рельеф. Во время прогулки по центру города за кустом или углом здания тебя могут поджидать совершенно неожиданные и очень живописные виды.

8. виды и рельеф пензы.JPG

 

Общественный транспорт

Состояние городского транспорта в Пензе очень близко к рязанскому. Центр города буквально наводнен маршрутками. Что самое поразительное, на окраинах маршруток меньше. В «спальниках» они уступают место цивилизованному транспорту.

Маршрутки не только захватили центр Пензы, но и заграбастали «самые блатные» номера. Если в Рязани номера маршруток начинаются с 31-го, то в Пензе ездят маршрутки №№ 1, 5, 9, 12 и т. п. А вместительные автобусы довольствуются 70-ми и 82-ми номерами.

9. пензенские маршрутки.JPG

Кстати, об автобусах. Пензенский аналог нашей Автоколонны № 1310 прекратил свое существование еще в 2015 году, и сейчас автобусы большой вместимости обслуживаются частными перевозчиками. Основу автопарка составляют старые, повидавшие виды «Мерседесы», которые на родине в Германии по классу экологической безопасности еще лет 20 назад приравняли к оружию массового уничтожения. При этом коптят и воняют немецкие дедушки гораздо меньше рязанских десятилетних ЛиАЗов.

10. автобусы мерседес в пензе.JPG

Троллейбусное движение в Пензе развито слабовато. Всего действует шесть маршрутов, но только один из них — «семерка» — может похвастать нормальным количеством машин для обеспечения приемлемого интервала движения. В общем, с соседним Саранском эффективность троллейбусного движения, да и общественного транспорта в целом, не сравнить.

При этом подвижной состав электротранспорта в заметно лучшем состоянии, нежели рязанский.

11. пензенский троллейбус.JPG

Говоря о пензенском транспорте, нельзя обойти вниманием главный транспортно-пересадочный узел (ТПУ) города — остановку «Центральный рынок». В этой точке сходится добрая половина всех городских маршрутов.

Более непродуманного, хаотичного, неприятного ТПУ я в своей жизни не встречал. Даже Выхино во времена его наивысшей «славы» не может сравниться со здешним хаосом.

Возьмите штук 20 маршруток с хамоватыми водителями, пару троллейбусов, которые вынуждены останавливаться во втором ряду, несколько автобусов с теми же проблемами, приправьте это палатками с шаурмой и микрокредитами, лотками с китайским барахлом, дополните коктейль стихийной рыночной парковкой, дурацкими заборами, не забудьте добавить пару сотен снующих туда-сюда, выпрыгивающих из-под колес людей, пыль, шум и брань, перемешайте и вуаля — вы получите главный ТПУ Пензы.

12. остановка центррынок пенза.JPG

 

Вредная железная дорога

Пенза — город супержелезнодорожный. Пути идут в город со всех сторон и сходятся в его центре. В Пензе действуют сразу четыре вокзала, при этом в Москву из города ведет только однопутная неэлектрифицированная ветка, проходящая через Моршанск и Ряжск, по которой поезд добирается до столицы за 12 часов. Для сравнения — из соседнего Саранска до Москвы можно доехать за 7 часов 45 мин, при этом расстояние от двух городов до столицы почти идентичное.

Получается, что обилие железных дорог и вокзалов, которые режут город на части и создают огромные зоны отчуждения в самом его центре, доставляет пензенцам одни неприятности, не давая никаких преимуществ.

13. железная дорога в пензе.JPG

В Европе проблему вокзалов в центре города решают очевидным, но очень дорогим способом — их закапывают под землю. При этом городской бюджет еще и в плюсе остается, потому что «приобретенная» земля в центре города задорого продается застройщикам, а потом еще и начинает приносить налоговые поступления. Увы, в российских реалиях такие проекты невозможны даже в Москве, не говоря про Пензу.

 

Транспортная диковинка

В Пензе с 1985 года действует детская железная дорога. Она состоит всего из двух станций и расположена, что странно, в роще на окраине города. Причем пути проходят вдоль пыльной трассы.

Детские железные дороги привычнее видеть в городских благоустроенных парках с дорожками и аллеями и катающимися на маленьких поездах отдыхающими. В Пензе же всё намного суровее.

14. детская железная дорога в пензе.JPG

«Игрушечную» железную дорогу периодически порываются продлить до отдаленного поселка Ахуны, чтобы она приобрела хоть какое-то транспортное значение, но каждый раз не хватает финансирования. В итоге дорога эта — и не аттракцион, и не вид транспорта, а что-то странное, зависшее посередине.

 

Арбеково — клон Дашково-Песочни

Крупнейший спальный район Пензы — Арбеково — можно назвать абсолютной копией Дашково-Песочни. Здесь, как и в Дашках, есть две осевые улицы (аналоги улиц Зубковой и Новоселов) — проспекты Строителей и Победы. Между ними располагаются кварталы многоэтажек. Проспект Строителей (как и улица Новоселов) постоянно продлевается в бывшие поля, охватывая все новые многоэтажные микрорайоны.

При этом зеленых зон в Арбекове даже меньше, чем в нашей Дашково-Песочне. Одним словом, Арбеково — это типичный пример бетонных джунглей, которые чем дальше от центра города, тем они гуще и малопригоднее для жизни.

15. микрорайон арбеково пенза.JPG

 

Пензенское чудо

Постоянные читатели цикла «Соседи» помнят, как я возмущался парковочными полями перед зданиями правительств Тульской и Калужской областей. Приехав в Пензу, я ожидал увидеть нечто подобное. Но в реальности получилось с точностью до наоборот.

Площадь Ленина в Пензе все последние годы была унылым запаркованным пространством, на котором не хотелось оставаться ни минуты. Посмотрите, как она выглядела.

16. площадь ленина в пензе до реконструкции.jpg

Но в прошлом году произошло ее чудесное преображение. Площадь в буквальном смысле вернули городу. Жуткую парковку убрали, а на ее месте обустроили общественное пространство, которое живет и бурлит с утра до глубокой ночи. Тут можно встретить и школьников, и молодежь, и родителей с детьми, и бабушек. Абсолютно универсальное пространство.

Причем в нем нет ничего фантастического и даже можно найти ошибки проектировщиков, которые что-то не продумали. Но почему-то нет желания.

17. площадь ленина пенза.JPG

Хочется выразить восхищение властям Пензы и Пензенской области, которые милую и святую для любого чиновника парковочку под своими окнами волевым решением обратили в пепел и построили здесь такую красоту.

Кстати, про подъезд к зданию правительства на автомобиле они тоже не забыли, оставив небольшое асфальтовое пространство и огородив его специальными выдвижными боллардами. Весьма умное решение.

18. проезд к правительству пензенской области.JPG

 

Улица живая и мертвая

Сбоку от площади Ленина проходит главная пешеходная улица Пензы — Московская. Она тоже очень популярна среди горожан. Хотя каких-то откровений в области благоустройства и здесь не встретишь.

Разве что можно похвалить местных благоустроителей за мелочи типа приствольных решеток и гравия (мера борьбы с пылью и грязью), а также брендированных люков. Такие детали отлично работают на городской имидж и комфорт.

19. брендированный пензенский люк.JPG 

Пешеходная часть улицы Московской достаточно длинная — больше километра (для сравнения — наша Почтовая не дотягивает и до 400 метров). Тем не менее лично я не вижу препятствий для того, чтобы сделать ее пешеходной на всем протяжении. Транзитного значения улица явно не имеет.

Посмотрите внимательно на это фото.

20. улица московская пенза.JPG

На снимке четко видно, как в верхней части кадра улица буквально вымирает. Из оживленного общественного пространства с кафешками, магазинами, салонами красоты, которыми ежедневно пользуются многие тысячи горожан, она превращается в парковку с ежедневным числом пользователей в пару сотен человек, не больше. А ведь город мог продлить жизнь и дальше. Ну или как минимум сделать там платную парковку, чтобы ценнейшая земля в самом центре Пензы не использовалась бесплатно кучкой автомобилистов, а хотя бы приносила деньги в местный бюджет.

 

Парковочный ад

Кстати, о платных парковках. Их в полумиллионной Пензе почему-то нет. Во всяком случае, в системном варианте. Видимо, властям не хватает воли или ума (нужное подчеркнуть), чтобы признать очевидный факт и ввести пусть непопулярную, но жизненно необходимую для города меру.

Но для начала надо объяснить, что эта реформа является в первую очередь благом для самих автомобилистов. Я имею в виду не «челноков», приезжающих в офис, бросающих машину на девять часов где придется, а потом уезжающих домой. Я про настоящих автомобилистов, чья профессия неразрывно связана с разъездами на авто, про тех, кому за день надо быть в 10 разных местах и все успеть. При введении платных парковок они за небольшую плату в 30–40 рублей получат гарантированно свободные парковочные места практически по всему центру и забудут, что такое нарезать круги, щемиться по углам, парковаться вторым рядом.

Но в Пензе системы платных парковок нет. Зато есть абсолютный парковочный хаос по всему городу.

Я считал, что в Рязани большие проблемы со стихийной парковкой, критиковал за это Тулу, но то, что я увидел в Пензе, словами не выразить. Это какое-то АААААА!

21. парковка в пензе.JPG

 

Общественные пространства

Если говорить о пензенских общественных пространствах вне улицы Московской и площади Ленина, то здесь все очень грустно. Примерно так же, как в Рязани. Парки стоят пыльные, раздолбанные, никому не нужные.

После саранской опрятности и монументальности в Пензе все выглядит откровенно жалко. Посмотрите хотя бы на этот фонтан. Чтобы понять, что он работает, надо подойти к нему вплотную. Только тогда становится видна тоненькая струйка, жалобно бьющая вверх.

22 писающий фонтан в пензе.JPG

Под стать остальным паркам и пензенский ЦПКиО. Особо раздолбанным его не назовешь, но нахождение здесь радости не доставит. Равно как и в его рязанском аналоге.

23 ЦПКО пенза.JPG

 

Туризм

Если говорить о туристической привлекательности Пензы, то она балансирует где-то у нулевой отметки. Здесь вы не встретите ни архитектурных, ни транспортных, ни инженерных, ни природных чудес. Не приходит на ум ни одного пензенского бренда типа тульских самоваров, рязанских грибов с глазами или оренбургских пуховых платков. Нет тут и местного Льва Толстого, Ивана Павлова или Константина Циолковского, в чей музей можно зайти. А музеи-квартиры Павла Воли, Егора Крида или Сергея Пенкина (все трое являются уроженцами Пензы. — Прим. ред.) пока еще не так актуальны.

 

Пенза vs Рязань

Первые три города нашего проекта — Тула, Калуга и Саранск — бесспорно превосходили Рязань по большинству параметров комфортного проживания. Пенза же — первый город, который с Рязанью приблизительно на одной ступеньке.

Но при этом почти все здесь чуть получше, чем у нас. Город чуть менее пыльный, транспорт чуть менее убитый, проезд чуть дешевле, дороги чуть ровнее, освещение лучше, общественные пространства — даже есть хорошие, плюс делают новую набережную.

 

Вердикт

Жить в Пензе чуть комфортнее, чем в Рязани.

 

Пенза. Краткая информация

Дата основания: 1663 год.
Численность населения: 523 553 жителя.
Площадь: 290,4 кв. км.
Расстояние от Рязани (по прямой): 383 км.
Расстояние до Москвы: 557 км.
Глава администрации: Виктор Кувайцев (в должности с декабря 2015 года).
Цена проезда в муниципальном транспорте (троллейбусах): 20 рублей.
Цена проезда в коммерческом транспорте: 21 рубль (в автобусах), 23 рубля (в маршрутках).

 

Большой фоторепортаж из Пензы доступен по ссылке. Следующий материал цикла будет посвящен Тамбову.

Текст и фото: Александр Мойсеюк

Также в материале использована фотография портала PenzaNews

Самые свежие и интересные новости в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!
Это нравится:0Да/0Нет
31.07.2019 11:31:59
Как всегда статья норм, если бы не нытье Мойсеюка про машинки... И да, а почему в нашем ЦПКиО не доставляет радости находиться? Там же машин почти нет, никто не обидит.. Нормальный парк, после шумного города - самое то отдохнуть..
Ссылка Это нравится:0Да/0Нет
Архив новостей