Соседи. Очень приятно, Владимир
Заключительный эпизод цикла YA62.ru Соседи посвящен древнему Владимиру. Год назад, когда Рязань рвалась в «Золотое кольцо», я уже сопоставлял два города с точки зрения развития туризма. И тогда сравнение, что не удивительно, оказалось не в пользу Рязани. В этом материале туризм будет интересовать меня в меньшей степени, главная цель — сравнить два города с точки зрения комфорта проживания.
Рязанский след
В домонгольскую пору Владимир всегда был больше, богаче и значительнее Рязани. Более того, после заката славы Киева именно к Владимиру фактически перешла роль столицы Руси.
Рязань и Владимир в те времена довольно часто воевали, причем рязанцы, как правило, терпели поражения и периодически попадали в зависимость к северному соседу. Особенно досталось Рязани от знаменитого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. Он не раз нападал на рязанские земли, а в 1208 году и вовсе сжег наш город дотла.
После вторжения монголо-татар слава Владимира сильно померкла, и он постепенно утратил все свое могущество. А Рязань, наоборот, усилилась и на протяжении нескольких веков вплоть до окончательного подчинения Москве играла существенную роль на северо-востоке Руси. Правда, именно на Владимир ее влияние никогда не распространялось.
С самых древних времен Рязань многое связывает и с Муромом — ныне городом во Владимирской области. Неслучайно долгое время существовало Муромо-Рязанское княжество, в котором сначала явно главенствовал Муром, а уже затем пальму первенства перехватила Рязань.
Другой связующей нитью между двумя городами в конце XIX века стала Рязанско-Владимирская узкоколейка. Правда, уже во второй половине XX века ниточка эта оборвалась в Туме. И по сей день до этого поселка в Клепиковском районе можно доехать из Владимира на поезде, правда уже по широкой колее. А что произошло с участком узкоколейки от Тумы до Рязани, вы и сами прекрасно знаете.
Площадь позора
Все мы знаем, что Владимир — один из главных туристических центров в России, неофициальная столица «Золотого кольца». Ежегодно сюда приезжают миллионы туристов со всей страны и из разных уголков мира. Основной «точкой входа» в город является Вокзальная площадь — именно здесь располагаются железнодорожный и автобусный вокзалы.
Ничего хорошего про это неухоженное, запаркованное пространство сказать нельзя. Первая мысль, которая возникает при выходе из здания вокзала, — развернуться и уехать обратно. Что для туристического города является полнейшим провалом.
Владимирским властям неплохо было бы доехать до Тамбова, чтобы уяснить, как город должен встречать гостей.
Атмосферная улица Урицкого
Туристическая ценность городов заключается не столько в количестве дошедших до наших дней отдельных архитектурных памятников, сколько в сохранности целых улиц и архитектурных ансамблей. Если город дает вам возможность путешествовать во времени — незаметно перемещаться из сталинских времен в Средневековье, потом оказываться на уютной улочке XIX или XVIII века, то он вам интересен. Если же от каждой эпохи остались одни огрызки, перемежаемые многоэтажками и убогими торговыми центрами с кричащей рекламой, в таком городе туристу делать нечего.
Владимир по российским меркам сохранился очень хорошо. А значит, и гулять по нему одно удовольствие.
Как раз рядом с позорной Вокзальной площадью располагается одна из таких симпатичных «законсервированных» улочек — улица Урицкого. Здесь хорошо сохранилась деревянная застройка прошлого и позапрошлого веков.
В целом по сохранности деревянной застройки Владимир сильно превосходит Рязань, в которой деревянные дома воспринимаются как сараи, созданные для поджога и сноса.
Пешеходы
Другой особенностью Владимира, отличающей его от среднего российского города, является относительная забота о пешеходах. Город совсем не идеален с этой точки зрения, но хотя бы тех ужасов, которые встречаются в Туле или Липецке, здесь нет. Гуляя по Владимиру, ты не сталкиваешься с внезапным исчезновением тротуара или перетеканием его в парковку, не врезаешься в идиотский забор, не делаешь полукилометровые крюки в поисках перехода.
При этом нельзя не отметить отдельные проблемные места в городе. Главное среди них — это Золотые ворота, памятник ЮНЕСКО и одна из главных достопримечательностей города. Они расположены по центру оживленной дороги, и перейти к ним можно лишь с одной стороны. При этом движение здесь настолько интенсивное, что и этот переход таит угрозу для жизни.
Другим местом издевательства над владимирцами (как пешеходами, так и автомобилистами) является участок улицы Гагарина от Большой Московской до Княгининской. Здесь по обе стороны располагаются пешеходная зона, сквер и несколько крупных торговых комплексов. То есть место очень многолюдное. При этом зебру через улицу Гагарина власти нарисовать забыли. В итоге люди массово выходят на проезжую часть перед автомобилями.
Кстати, расстояние между пешеходными переходами на этом участке больше 300 метров, что является нарушением ГОСТа по переходам в населенных пунктах.
И еще по теме ГОСТов. Владимирским властям вслед за Москвой, похоже, удалось сломать систему и победить «товарища гаишника». Я об уменьшенных знаках в историческом центре города. Посмотрите, насколько аккуратнее выглядит улица, когда ее не замусоривают гигантские куски жести.
Рельеф и виды
Владимир благодаря своему расположению на высоком берегу реки Клязьмы изобилует смотровыми площадками, откуда открываются захватывающие дух виды.
Правда, есть одно большое «но». При отличных пейзажах горожане фактически не имеют доступа к реке. Он уже более 100 лет наглухо перекрыт железной дорогой, идущей прямо вдоль берега. И это очень большой минус Владимира.
Закопанная Лыбедь
Примечательно, что до 60-х годов через центр Владимира текла небольшая речка под названием Лыбедь, но потом ее убрали в коллектор (ничего вам не напоминает?).
Несколько лет назад по лыбедскому руслу проложили автомагистраль.
Сразу скажу, что смысла в этой дорогущей стройке не больше, чем в планируемой к строительству хорде между Северной окружной и «Барсом» в Рязани.
Очевидно, что основная задумка владимирских властей была в том, чтобы разгрузить главную улицу города — Большую Московскую, которая проходит через основные городские достопримечательности. Судя по интенсивности движения на обеих дорогах — ничего не вышло. Большая Московская как была шумной и неприятной, так и осталась, а на Лыбедской магистрали ни днем, ни вечером мощного транспортного потока я не заметил.
Может, властям Владимира стоило бы подумать об успокоении трафика на Большой Московской — о сужении проезжей части, создании велодорожек, выделенок для общественного транспорта, установке новых светофоров. Тогда транзитный поток сам собой уйдет с Большой Московской и переместится на созданную для этого Лыбедскую магистраль.
Хотя даже при таких мерах строительство объездной по своему смыслу дороги в самом центре города — решение, мягко говоря, спорное. А если называть вещи своими именами — глупое и бессмысленное.
Поэтому рискну сделать прогноз: в ближайшие 20–30 лет, когда поколение «автомобильных» чиновников уйдет, а на их место придут люди, которые будут заботиться о людях, а не о машинах, река Лыбедь будет возвращена владимирцам. Ее выпустят из коллектора, а на обоих берегах появится крутое общественное пространство, в котором будет проводить время весь город. Что будет с Лыбедской магистралью? Ее демонтируют, оставив только узкий технический проезд для разгрузок в местных кафешках.
Почему я так уверен в подобном сценарии? Все очень просто. Эти процессы — снос эстакад, развязок, скоростных дорог в центрах городов — уже давно начались в развитых городах. Дойдет это веяние и до нас. Просто, как это обычно бывает с Россией, на пару десятилетий позже.
А теперь примеры. Вот так сделали в Париже:
А вот так — в Марселе:
А теперь непосредственно то, что ждет владимирцев. Несколько десятилетий назад через центр Сеула прорубили скоростную автомобильную магистраль, а протекавшую на ее месте речку убрали в трубу.
Проект был сложный и дорогущий, проблему пробок он, конечно же, не решил, зато привел к ухудшению качества жизни горожан. Тогда сеульские власти собрали волю в кулак, снесли эстакаду, а речку вернули из-под земли. Теперь там как-то так:
Живой троллейбус и чадящие автобусы
От темы магистралей давайте перейдем к общественному транспорту. Если кратко, во Владимире он жив и здоров.
В очень хорошем ритме работает троллейбус. Некоторые маршруты ходят в часы пик с интервалом около пяти минут. Подвижной состав не суперновый, но вполне приемлемый. Во всяком случае, ведер с гайками рязанского образца вы здесь не встретите.
С автобусами все намного сложнее. Во Владимире автобусные перевозки в большинстве своем отданы на откуп частникам, которые возят пассажиров пусть и в больших, но очень старых дизельных автобусах. Порой они представляют из себя настоящие чадилки на колесах. Даже страшно представить, сколько выбросов в городскую атмосферу делают эти престарелые дизельные монстры.
Главным плюсом транспортной системы Владимира является почти полное отсутствие маршруток. В городе есть только один маршрут, который обслуживается микроавтобусами.
Хочется отметить и остановки. Они сделаны в едином стиле. На них всегда присутствует название остановки, а иногда и схема движения городского транспорта. Кроме того, на остановках с большим пассажиропотоком установлены дополнительные лавочки (забота о старшем поколении).
Газоны, асфальт и благоустройство
Владимир — город очень опрятный. Здесь хорошо заботятся о фасадах домов, чистоте улиц, состоянии озеленения. По качеству газонов владимирские власти и вовсе чемпионы. Такой аккуратной растительности не встретишь и в Саранске.
Парки и скверы в городе тоже либо в хорошем, либо в удовлетворительном состоянии. В центре города какую-то разруху и встретить просто нереально.
Владимирский ЦПКиО тоже неплох, и в целом находиться здесь скорее приятно, чем нет. Однако и равняться на этот парк точно не стоит. Все-таки это пусть и аккуратное, но довольно архаичное общественное пространство с дорожками, лавочками и разноцветными аттракционами. Не более.
Есть во Владимире и разочаровывающие места. Например, парк Добросельский. Он производит впечатление заброшенной территории и сильно диссонирует с окружающими его довольно благоустроенными улицами.
За Клязьмой
Большая часть Владимира вместе со всеми историческими достопримечательностями располагается на левом берегу Клязьмы, но город продолжается и за рекой. На правобережье находится жилой микрорайон Коммунар, областная больница и Загородный парк.
С «большим Владимиром» «правобережье» соединяется трехполосным мостом 850-летия Владимира. На нем, кстати, организовано весьма диковинное для Рязани реверсивное движение.
С него же можно насладиться открыточными видами на город.
Сам микрорайон Коммунар — это многоэтажки, построенные фактически в Мещерском лесу, поэтому кое-где здесь даже сохранились сосны во дворах. Смотрится очень круто.
В Коммунар ходит большое количество автобусов, а когда-то ходил и троллейбус, но после реконструкции моста в 2001–2003 годах провода сняли да так на место и не вернули. Что, конечно, печалит.
А вот район и его застройка скорее радуют. Главным образом своей среднеэтажностью. Пяти-, шести- и семиэтажки в отличие от столь популярных в Рязани высоток в 20+ этажей создают гуманную среду. На тебя перестают давить бетонные стены, количество машин во дворе уменьшается в разы, да и само дворовое пространство становится уютнее и ближе.
В Коммунаре (как и в некоторых других районах Владимира) очень интересная организация мусорных площадок. Они здесь в большинстве своем закрытые и открываются ключом или при помощи кодового замка. Таким образом решается вопрос с антисанитарией и животными, растаскивающими мусор, а также несанкционированным сбросом отходов посторонними людьми.
Примечательно, что и новостройки в Коммунаре возводятся с нормальной этажностью. Одна из таких семиэтажек — дом №19Ж по улице Центральной — уже издалека привлекла мое внимание. Во-первых, своим приятным видом и спокойными цветами фасада, во-вторых, конфигурацией в виде буквы «О» с внутренним двором и парковкой снаружи здания.
Я подумал, что если внутри двора еще и не будет машин, а подъезды будут выходить на обе стороны, то этот дом можно будет приводить в пример. Но нет, внутри двора меня ждала классика жанра — запаркованное безжизненное пространство с небольшим пятачком под детскую и спортивную площадки.
В общем, владимирские застройщики пока только на пути к пониманию комфортного жилья.
Туристы и платная парковка
Нельзя сказать, что Владимир чрезмерно автомобилизированный город или что здесь творится такая же парковочная вакханалия, как в Пензе или Липецке. Однако вопрос платной парковки тут уже явно назрел. В историческом центре, особенно на улицах, примыкающих к Большой Московской, запаркован каждый квадратный сантиметр. Кое-где машины ставят уже в два ряда.
Поделюсь личной историей. Год назад при подготовке материала про Рязань и «Золотое кольцо» я приехал во Владимир на автомобиле. Тогда добрый час, а может и больше, ушел на то, чтобы найти место для парковки. В итоге мы, потеряв уйму времени, все же засунулись в какую-то щель. С тех пор я для себя решил, что, пока во Владимире не организуют систему платной парковки, на автомобиле я сюда ни ногой.
Возвращаясь к введению платной парковки. Да, она ударит по кошельку клерков, привыкших ездить из спального района в офис в центре города. Многих из них эта мера вынудит отказаться от каждодневного использования автомобиля в пользу общественного транспорта. Но! Если в Рязани запихиваться с утра в маршрутку в Дашково-Песочне, Канищеве, Кальном не пожелаешь и врагу, то поездка на владимирском транспорте с такими унижениями не сопряжена (да, я проверил на себе, причем и в утренний, и в вечерний час пик). А поэтому офисные служащие сильно не пострадают. Особенно с учетом последних исследований, согласно которым если ты проезжаешь меньше 17 км ежедневно, то выгоднее пользоваться такси.
Самый приятный
Владимир стал седьмой и последней остановкой путешествия YA62.ru по городам — соседям Рязани. И по моим личным ощущениям, это самый комфортный город среди участников проекта «Соседи». Владимир ничем существенно не раздражает. Здесь просто приятно провести выходные, да и наверняка жить тут по российским нестоличным меркам тоже хорошо и удобно. А значит, нам, рязанцам, остается только завидовать…
Вердикт
Жить во Владимире намного комфортнее, чем в Рязани.
Владимир. Краткая информация
Дата основания: 990 год.
Численность населения: 357 907 жителей.
Площадь: 137 кв. км.
Расстояние от Рязани (по прямой): 172 км.
Расстояние до Москвы: 180 км.
Глава администрации: Андрей Шохин (в должности с апреля 2011 года).
Цена проезда в троллейбусах: 23 рубля.
Цена проезда в автобусах: 24 рубля.
Большой фоторепортаж из Владимира доступен по ссылке.
Текст и фото: Александр Мойсеюк
Также в материале использованы фотографии Аркадия Гершмана