5 баллов
18 января 2024 10:34
22141

Игорь Мурог: «Уход 44 преподавателей из РГУ – это не потеря, а приведение к нормативам»

30 ноября 2022 года на должность и. о. ректора Рязанского государственного университета имени Сергея Есенина был назначен бывший ректор Политеха Игорь Мурог. Новое руководство РГУ попыталось установить в вузе армейскую дисциплину для студентов и преподавателей, спровоцировало волну увольнений, в том числе среди профессоров мирового уровня, избавилось от университетского хора и стало фигурантом «выпускного скандала». При этом ни широкая общественность, ни педагоги вуза до конца не понимали, какую политику ведет новый ректор, и к чему эта политика должна в итоге привести университет.

Журналист YA62.ru поговорила с Игорем Мурогом, чтобы узнать версию руководства РГУ обо всех событиях, произошедших за год.

Игорь Мурог: «Уход 44 преподавателей из РГУ – это не потеря, а приведение к нормативам»
Досье
Игорь Мурог

Родился 12 августа 1965 года в Ряжске Рязанской области.

В 1987 году с отличием окончил Рязанское высшее военное автомобильное инженерное ордена Красной Звезды училище по специальности «Автомобильная техника».

Доктор технических наук, профессор, член Академии военных наук, член (академик) международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).

С 1982 по 2012 год проходил военную службу в высших военных учебных заведениях Московского, Дальневосточного, Уральского, Сибирского военных округов в должностях от командира учебного взвода курсантов до руководителя вуза.

С 2012 года работал заместителем губернатора Челябинской области.

С 2015 года — директор Рязанского института (филиала) Московского государственного политехнического университета.

В 2015 году избран депутатом Рязанской областной думы.

В ноябре 2022 года назначен и. о. ректора Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина.

Женат, воспитывает двух сыновей и дочь.

– Вокруг вашего назначения на должность ректора РГУ ходит много слухов: одни говорят, что вы – креатура губернатора Малкова, другие – что у вас есть высокопоставленные родственники в Москве, которые лоббировали это назначение. Развейте слухи, расскажите, кто был инициатором вашей кандидатуры на должность ректора. И почему вы вообще согласились возглавить РГУ, не имея опыта работы с вузом такого уровня и масштаба?

– Вы, наверное, мою биографию знаете? Она связана с военными учебными заведениями. И кто говорит, что я не имею опыта руководства вузами, – глубоко ошибается. Всю свою сознательную жизнь я провел в пяти военных вузах, впоследствии два из них я возглавлял: это Челябинское и Новосибирское училища. Обвинить меня в том, что у меня нет опыта работы в вузе, никак не получится. Я прошел все должности: от командира учебного взвода до руководителя. Позже я занимал административную должность в правительстве Челябинской области, ну и потом восемь лет руководил Политехническим институтом. Надо не забывать, и об этом не стесняться говорить, что я не просто человек далекий от вузов, а человек, который защитил две диссертации. Это часто опускается. Но это не надо опускать. Я являюсь доктором технических наук. Я ВАКовский профессор, и это говорит о том, что у меня есть ученики, которые под моим руководством защитили диссертации. Поэтому вопросы о моей компетенции отпадают.

– То есть вы считаете, что управление РГУ ничем не отличается от управления теми вузами, которые вы возглавляли ранее?

– Принципиально ничем. Есть четыре кита, на которых основано управление любым вузом: образовательная и научная деятельность, воспитательная и административно-хозяйственная работа. В любом вузе – хоть в маленьком, хоть в большом – она абсолютно ничем не отличается. Только объемом работы. А подходы и руководящие документы для любого вуза одинаковые, потому что учредитель один – Министерство науки и высшего образования РФ. Мы живем в соответствии с теми приказами и положениями, которые определяет учредитель.

– И все же ответьте на вопрос о назначении. Кто был инициатором?

– Я сирота. У меня давно уже нет ни родителей, ни покровителей. И всё, чего я добился в своей жизни, я добился сам. У меня четыре высших образования, все дипломы с отличием – и это тоже можете написать. Учитывая то состояние, в котором находится наш университет, и понимая тревогу за наш университет, мое назначение было связано с предложением губернатора Рязанской области Павла Викторовича Малкова. Но назначил меня не Малков, а министр науки и высшего образования РФ Фальков Валерий Николаевич.

– Мы все прекрасно понимаем, что новая метла всегда по-новому метет. Но с вашим приходом в РГУ из вуза стал массово увольняться профессорско-преподавательский состав. Причем уходили сотрудники с мировым именем. Для примера: факультет истории покинули четыре преподавателя, среди них два профессора – Вячеслав Козляков и Петр Акульшин. По нашим данным, кафедра истории боится, что ее вообще закроют, так как руководство режет учебные часы, снижает надбавки за научные публикации. Вопрос такой: не считаете ли вы, что политика избавления вуза от профессуры негативно влияет не только на качество образования в РГУ, но и на интерес к вузу среди абитуриентов?

– Вот вы черпаете информацию не из первоисточника. Хотя я вам всем – руководителям СМИ – после моего назначения предлагал встретиться. Вы же сами говорите, что у вас какие-то свои источники есть, информаторы...

– Сотрудники, которые увольнялись и предоставляли нам информацию по своей ситуации, тоже являются первоисточниками.

– Просто если вопрос идет о профессорах Акульшине и Козлякове, то вы же недоговариваете. Они же были в вузе на основных должностях не профессорско-преподавательского состава. Они возглавляли научно-образовательные центры. И отношение к преподаванию студентам у них было по остаточному принципу. Вы же этого нигде не пишете.

– Эти профессора все же были для вуза большими величинами, которые в том числе привлекали грантовое финансирование.

– Они не были большими величинами по той простой причине, что они по остаточному принципу занимались обучением студентов. У них нагрузка учебной работы была 0,2 и 0,3 ставочки. Всего-навсего. Основное время они занимались и получали заработную плату как начальники научно-образовательных центров.

– Профессора занимались наукой.

– Они занимались наукой. Но у нас есть люди и с более значимыми достижениями – те, кто занимается наукой и создает научные школы в университете. Ни у Козлякова, ни у Акульшина научной школы в институте нет. У них нет ни своих аспирантов, ни своих лабораторий. Они выигрывали гранты, но реализовывали в свою зарплату. Вот они ушли из университета, и после них ничего не осталось абсолютно. Ни научной школы, ни аспирантов, ни научной базы. То есть, университет не потерял абсолютно ничего.

– И все же, поговорим об интересе абитуриентов к РГУ. В конце августа вы отчитались, что по итогу работы приемной комиссии 2023 года в университет был зачислен 1 871 студент (1 044 бюджетника и 827 платников) и «эти показатели превышают прошлогодние». Однако наши коллеги из СМИ подняли документы и посчитали, что в 2021 году в РГУ было зачислено 2 222 человека, а в 2022 году зачисленных стало уже 2 252. Кому верить? И не считаете ли вы, что минус 400 студентов за год провал приемной комиссии?

– Потом прибавились еще заочники, и поступивших стало 1978. Так что это недостоверные данные про 400 студентов. Это считают, наверное, не выпускники физмата. Это считают, скорее всего, гуманитарии, у которых есть проблемы с вычитанием. У нас произошла разница и падение за счет уменьшения бюджетных мест в магистратуре – нам в этом году реально дали меньше. А что касается направления подготовки именно бакалавриата, мы ни на одного человека меньше не набрали. Получается, что мы недобрали почти 200 человек магистров. Здесь несколько причин: слабая работа на выходе по завершении бакалавриата и то, что мы попали в ту ситуацию, которая есть на сегодняшний день, – это специальная военная операция. Критической назвать ситуацию – чуть меньше 200 магистров не добрали – это абсолютно неверно. Это поправимо. Мы знаем, где нужно доработать, чтобы в следующем году этот минус ликвидировать.

– В сухом остатке: в этом году набрали меньше студентов, чем в прошлом?

– Меньше на 200 человек.

– Учебный процесс в РГУ последний год вызывает больше всего вопросов. Особенно педагогов, студентов и абитуриентов возмущает сокращение аудиторных часов – документ был опубликован, не буду его повторять дословно, но по разным направлениям подготовки речь идет о сокращении учебного времени на 30-50%. При этом стоимость обучения не уменьшается. Со стороны это видится так: студентам РГУ дают в два раза меньше знаний за двойную стоимость. Прокомментируйте ситуацию: что происходит и как руководство собирается повышать качество образования в РГУ?

– Вы одну вещь не хотите слышать и не помечаете. Когда я пришел сюда год назад, у нас соотношение профессорско-преподавательского состава к студентам было 1 к 9,5. Чтобы вы понимали – и вы это запишите, у нас есть нормативный показатель, установленный Министерством образования и науки: один преподаватель на 12 студентов. Вы понимаете разницу: 1 к 9 и 1 к 12? На сегодняшний день мы добились нормативных показателей 1 к 11,7. Мы привели это в соответствие. На каждую учебную программу и учебный план есть нормативная нагрузка – количество процентов самостоятельной и контактной работы. Эти стандарты утверждены федеральным министерством. Ни один руководитель здравомыслящий, а себя я к таким отношу, не пойдет на нарушение стандартов – это влечет лишения аккредитации. Поэтому все домыслы, что здесь произошло какое-то нарушение, беспочвенны. Я вам авторитетно заявляю, что по любой программе, которая у нас реализуется, количество соотношения контактной работы и самостоятельной соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.

– Получается, до вашего прихода вуз работал, нарушая государственные стандарты, давая больше преподавателей студентам и больше лекционных часов?

– А почему вуз попал в такую ситуацию? Потому что соотношение преподавателей и студентов не соответствовало. Этот мыльный пузырь рано или поздно должен был лопнуть. И он лопнул. То есть количества средств, которые выделяет федеральный бюджет на обеспечение заказа, не хватало. За целый год работы в соответствии с программой оптимизации по разным причинам – кто-то по собственному желанию, кто-то по сокращению – 44 преподавателя из 486 покинули вуз. Это меньше 10%. И это те преподаватели, те ставки, которые были завышены, не обеспечены финансово. А чтобы обеспечить финансово, необходимо было привести в норму соотношение преподавателей к студентам. Что мы и сделали.

– После вашего прихода в РГУ появилась информация о закрытии научно-исследовательской лаборатории по изучению и охране биоразнообразия, из-за чего уволилась профессор Марина Казакова. А также прекратил существование камерный хор. И то и другое – визитные карточки вуза, по которым его узнавали в России и мире. Каковы причины принятых решений? Какую пользу от этого получил вуз?

– Что касается лаборатории – эти данные ничем не подтверждены. Профессор Казакова возглавляет лабораторию до сей поры. Она наш действующий сотрудник, профессор института естественных наук. Поэтому вы напишите, успокойте всех: профессор брала творческую паузу, необходимую ей для завершения работы над Красной книгой. Она эту работу завершила, сдала, вернулась и преподает на той же кафедре в том же статусе, в каком и была. Что касается хора – это отдельная история. Хор, которым руководил господин Михайлов в РГУ, – это номинальное название, что хор РГУ. Из 40 исполнителей хора отношение к РГУ имели 11 человек. Подход к работе этого хора у товарища Михайлова был неправильный. Его постоянные просьбы о направлении в командировки в Санкт-Петербург, в Москву в составе хора и оплате проживания и командировочных – это нарушение финансовой дисциплины. Кроме того, господин Михайлов был принят на полставки и получал здесь денежное вознаграждение, а работал два раза в неделю по два часа. С Михайловым я сразу встретился. Говорю: мы не можем сегодня взять на себя эту финансовую нагрузку по той причине, что у нас есть более серьезные задачи. То есть, сокращая профессорско-преподавательский состав, сокращая учебно-вспомогательный состав, университет должен содержать хор? Это же абсурд, вы сами посудите. То есть, преподаватель, иди, пожалуйста, за забор, а хор будет здравствовать, ездить по командировкам и выступать. В интересах РГУ хор выступал два раза в году: это на День знаний и на День университета. Все остальное – это международные конкурсы, выставочные мероприятия. Не от имени РГУ. Вместо этого хора сейчас мы создали прекрасный студенческий хор в количестве 25 человек, который прекрасно выступает в стенах вуза. Так что потеря хора, которым руководил Михайлов, – это абсолютно не потеря для РГУ. Теперь у нас есть настоящий студенческий хор.

– Нам поступают сигналы от студентов и преподавателей, что им просто некогда учиться и учить: новое руководство заставляет то мыть аудитории, то чистить снег. Есть информация о том, что в РГУ больше нет трактора, который должен заниматься уборкой территории. Насколько нам известно, преподаватели и студенты не должны отвлекаться от учебного процесса – и раньше подобных ситуаций не возникало. Почему РГУ не нанимает подрядчиков для клининга и уборки снега? И что за история с трактором?

– На момент моего прихода в РГУ трактор, который использовался для чистки снега, был неисправен. Я по первому же образованию военный автомобилист. Первое, что мы сделали, и в течение двух недель, отремонтировали трактор. Поэтому трактор с 15 декабря 2022 года находится в эксплуатации. Во все снегопады его можно было видеть здесь, причем водитель приходил рано, в четыре утра. А в последний снегопад даже оставался здесь ночевать, чтобы сотрудники утром могли поставить машины на стоянки. Все, что касается уборки аудиторий и всех пространств вуза, – эта работа выведена на аутсорсинг, та компания, которая выиграла конкурс, и занимается этой уборкой. То, что касается уборки в аудиториях и того, что студенты что-то там убирают – речь идет об элементарном выносе мусора из урны после занятия, в которую студенты бросают стаканчики из-под кофе и чая, фантики. Урна не может ждать вечера, когда приходит уборщица, так как через аудитории проходит шесть-восемь групп. Аудитории студенты не моют и не убирают.

– В СМИ продвигается тезис о том, что вас пригласили на должность ректора РГУ для стабилизации финансовой ситуации – выхода из долгов. Вы отчитываетесь об улучшении финансовой ситуации. Однако мы видим, что сократился прием обучающихся на платной основе, на одном из собраний, по словам сотрудников, вы сообщили о падении доходности на допобразовании из-за резкого сокращения слушателей. Идут суды с подрядчиками, которым РГУ должен денег. При этом сотрудники, которых привели вы и которые занимают не преподавательские должности, получают довольно высокие по меркам Рязани зарплаты. Создается впечатление, что вуз экономит на студентах и профессорах, но «подкармливает» изначально лояльных к вам ставленников для создания «картинки». Как же на самом деле обстоят финансовые дела вуза? Каков был долг, когда вы пришли, каков он сейчас и какие конкретно суммы каким конкретно организациям вуз должен?

– Год назад долг университета был почти 65 млн рублей. В том числе почти 5 млн вуз должен был отчисленным студентам, обучающимся по договорам. За год работы остались невыполненные обязательства за декабрь 2023 года. Это не кредиторская задолженность. Закроем акты, выполним обязательства в январе и феврале. Речь идет о 10 млн рублей.

– То есть после оплаты этих 10 млн РГУ полностью закроет долг?

– Абсолютно. Я вам больше скажу, вуз не мог бы выполнить свои обязательства перед профессорско-преподавательским составом в части выплаты заработной платы, если бы в декабре 2022 года не получил субсидию, чтобы выплатить зарплату перед Новым годом. И вторую субсидию с помощью нашего губернатора и федерального министерства мы получили в марте 2023 года. То есть вузу не хватало собственных средств. С марта 2023 года вуз ни разу не получал субсидий для выполнения обязательств по заработной плате перед преподавателями и сотрудниками.

– Мы можем говорить о каких-то конкретных цифрах? Сколько получает преподаватель на ставке?

– С учетом оптимизации и с учетом увеличения доходной части вуз позволил себе с 1 сентября этого года повысить зарплату всех сотрудников на 10%, плюс с 1 октября еще на 5,5%. Какой еще вуз смог позволить себе увеличить в этом году зарплату сотрудникам на 15,5%? Следующий момент: в декабре каждый сотрудник университета получил премию. Ключевое слово – каждый. Это очень хороший результат.

– Хорошо, что растет зарплата. Но педагоги обращают внимание на то, что когда на 10% растет зарплата начальника управления, который получает 80 тысяч – это значительная прибавка, а когда на тот же процент растет зарплата преподавателя, который получает 20 тысяч, – это издевательство.

– Педагог педагогу рознь. Есть преподаватели без ученой степени и ученого звания, есть те, кто работает на 0,5 ставки или еще меньше. В университете действует система эффективного контракта. У нас сегодня 25% преподавателей в нем не участвуют. Кроме того, что они занимаются учебной работой, больше они не занимаются ничем. Ни научной, ни методической, ни воспитательной работой. И поэтому они получают свою ставку в соответствии с трудовым договором. Если преподаватель не участвует в эффективном контракте, он, может, получает и 20 тысяч рублей. По эффективному контракту, который мы закрываем каждые полгода, некоторые преподаватели у нас получают премии в размере 800 тысяч рублей. Конечно, преподавателям, которые не берут на себя дополнительную нагрузку, обидно. А те преподаватели, которые занимаются всеми видами деятельности, получают достойную заработную плату.

– Начальники управлений обоснованно получают свои 80 тысяч рублей?

– У нас есть штатно-должностная категория, в которой четко определено, сколько получает от зарплаты ректора в процентном содержании главный бухгалтер, проректор, начальники управлений и так далее. Кто мне утвердил зарплату? Министр науки и высшего образования. Любой преподаватель может претендовать на должность начальника управления, участвуя в конкурсе.

– И реально кому-то из педагогов РГУ пробиться на эту должность? Есть же информация о том, что на должности начальником управлений вы привели своих людей – удобных.

– Я привел не людей. На каждый ключевой пост я пригласил профессионала, который занимал подобный пост в другом вузе. Если я приглашаю проректором по образовательной деятельности Лазуткину – так она была точно таким же проректором, но в аграрном университете.

– Почему вы не набрали специалистов внутри РГУ?

– Я объясняю, почему. Я пришел и, проанализировав ситуацию, которая сложилась в РГУ, был удивлен. Удивлен грубым нарушением соотношения профессорско-преподавательского состава к студентам, фондом оплаты труда. 85% всех средств вуза тратилось на оплату труда. По всем нормативным показателям на оплату труда должно тратиться не более 75%, иначе вуз не может развиваться. Вот вам пример: последние закупки компьютеров и технического сопровождения были в 2018 году.

– Получается, сотрудников РГУ вы посчитали некомпетентными, и нашли тех, кто компетентен?

– Конечно. Если бы они были компетентны, таких долгов у РГУ не было бы. И вуз не был бы в той ситуации, в которой оказался. Когда я начал разбираться с делами, выяснил, что 70% всех групп в университете – нерентабельны. Это учебные группы студентов по два, три человека. Вы цифру запишите – 70%. И когда речь идет о специалистах… Ну какие специалисты, если не могли посчитать рентабельность? Мне пришлось решать эти вопросы в течение года. Поэтому такой негатив.

– Не так давно в СМИ прошла информация о работе так называемой «ботофермы» в РГУ – когда в соцсетях зачищаются критические комментарии, когда студентов принуждают писать позитивные комментарии под постами, имитируя активность. Зачем в университете введена система рейтинга активности в социальных сетях? Насколько нам известно, некоторые сотрудники вуза вынуждены по ночам собирать всю необходимую статистику. Если ситуация в вузе стабилизировалась и работа руководства оценивается действительно высоко – зачем прибегать к таким мерам?

– Вы сами верите в это? Прежде чем такие вещи заявлять, надо найти тех студентов и преподавателей, кто ночами считает эти комментарии. Этой дурью, а иначе и не назовешь, никто не занимается. И этого не нужно делать. Я доволен, что наша группа РГУ в ВК увеличилась до 22 тысяч подписчиков, и здесь не надо собирать никакие лайки и комментарии. У нас число подписчиков на каждом факультете выросло на порядок. Соответственно, это и есть интерес к РГУ. Количество мероприятий в этом году выросло на порядок. Подведены итоги воспитательной работы за 2023 год, и наш вуз занял третье место среди всех российских вузов. Второй рейтинг – посмотрите на HeadHunter – это трудоустройство. Мы заняли первое место среди всех вузов Рязанской области. Специалистов, которых мы выпускаем, оценивает работодатель. Это и есть результат нашей работы за год.

– Еще один громкий скандал, связанный с РГУ и вышедший даже в федеральные СМИ, – минувший выпускной. Недовольных было много. Выпускники выступили с мнением, что праздник был впервые устроен не для студентов, а для того, чтобы «покрасовался» ректор. Какие выводы сделало руководство РГУ из этого опыта? Будет ли работа над ошибками? И может быть, уже известно, где и как будет проходить выпускной-2024?

– Вот вы о чем говорите? Та негативная часть, которая вылилась, – это единицы. Единицы из тысячи человек, которые выпускались. Ни одна петиция ни в одно ведомство, в том числе и к губернатору, как об этом писали, не поступила ни с одной реальной подписью. Это я вам говорю вполне официально. Опять получается что? Одна бабка сказала. Это мнение не большинства, а меньшинства. Маленького количества студентов, которому нравилось получать дипломы в конференц-зале. А большинство студентов изъявило желание сделать праздник для себя и родителей. Это мнение большинства. Мы придерживаемся мнения большинства. И для большинства это был праздник. Большинство это оценило, сказало спасибо.

– Но нельзя отрицать, что многие претензии были обоснованными: толкучка, студенты не понимали, куда подойти за дипломом. Пусть это и мнение меньшинства, но это тоже студенты. Может быть, к их мнению тоже стоит прислушаться и исправить ошибки?

– Когда происходят изменения, они воспринимаются по-разному. Кого-то они устраивают, кого-то не устраивают. Нет таких ситуаций, когда бы всех устраивало всё. Но ключевое – это мнение большинства. И меньшинство должно прислушиваться к большинству. А в угоду меньшинству делать никто ничего не должен.

– Мы получаем много жалоб от студентов и преподавателей РГУ на работу руководства. Речь идет не только обо всем уже вышеперечисленном, но и о слишком жесткой дисциплине, которой подвергаются студенты и преподаватели, о хамстве руководящего состава на ученых советах, о безграмотности в распорядительных документах, опубликованных на сайте вуза, о приоритете в сторону спорта и норм ГТО вместо научной деятельности. Прокомментируйте, пожалуйста, как подобное возможно в светском учебном заведении?

– РГУ – это единственный федеральный вуз в стране, в котором 12 лет отсутствует диссертационный совет. О какой науке вы говорите, когда нашим аспирантам негде защищать свои диссертации. Из 10 выпущенных аспирантов защищается в итоге один. В течение года мне пришлось убеждать наших уважаемых профессоров, чтобы они соответствовали требованиям, предъявляемым к членам диссертационного совета: выпускали монографии, повышали публикационную активность и готовили аспирантов. В декабре мы подали заявку на открытие диссертационного совета. Почему же 12 лет никто этой проблемой не занимался? Идет смена поколений. И кто будет менять профессоров и докторов, если не будет своих советов, где ребятам защищаться? На чужбине защищаться тяжело, поверьте мне. Вот вам и вся наука. В вузе было 24 научно-образовательных центра, на зарплату руководителей в год тратилось порядка 16 млн рублей, а объем средств, которые они привлекали в вуз, 1,8 млн рублей. Это разве нормально? Научная работа измеряется грантами и привлечением денежных средств, которые могут тратиться на учебную или лабораторную базу. А ее нет. Но есть и хороший пример – институт естественных наук, наука там есть. 50% средств от грантов тратится на создание своих лабораторий, которые работают в интересах университета. Этих ученых мы поддерживали и всегда будем поддерживать.

– Если говорить в целом о настроениях, которые окутывают РГУ последний год – то их можно охарактеризовать так: «классический светский вуз превратили в казарму». Вы действительно считаете эффективным управлять гуманитарным вузом как ротой солдат?

– Первое, что я попросил, как руководитель – соблюдать трудовую и учебную дисциплину. Я приходил на занятия, видел, что студенты сидят в аудитории, а преподавателя нет на месте. Это не нормально. И таких случаев было много. И мне приходилось разбираться и просить преподавателей приходить на занятия вовремя. Сегодня этой проблемы нет. То же и со студентами. Есть расписание, поэтому, дорогой-уважаемый-любимый студент, будь добр приходить на занятия вовремя. Это разве плохо? Это учебная дисциплина, а ни в коем случае не закручивание гаек. В положении четко прописаны права и обязанности преподавателей и студентов, и их просто надо четко выполнять. Я бы, как родитель, хотел, чтобы мой ребенок учился там, где порядок и дисциплина, а не там, где бардак. В РГУ подход один: ты должен подготовить специалиста, который будет востребован на рынке труда. Я, как руководитель вуза, действую в рамках Трудового кодекса. Ничего лишнего.

– Поговорим о качественных изменениях в жизни вуза. Назовите топ-5 существенных достижений ректора Мурога за год в РГУ.

– Самое важное достижение – финансовая стабилизация. Задолженность университета снижена в шесть раз. Увеличение зарплат сотрудников и всего профессорско-преподавательского состава на 15,5%. Немаловажна для нас и сохранность контингента: в 2022 году было отчислено 898 студентов, а в 2023 году – 467, ровно в два раза меньше. Давайте скажем и о подаче заявления на открытие диссертационного совета, которого не было в РГУ 12 лет. Открытие студенческой столовой, которой не было пять лет, и открытие буфета на Ленина, 20, которого не было вообще. Это все заслуга команды Игоря Мурога.

– Какие задачи перед вами стоят? Что в итоге ваша работа должна принести вузу?

– Я хочу оставить такой же добрый след, как оставил Анатолий Петрович Лиферов, который руководил вузом 23 года. Первые три года, когда он пришел сюда, а он тоже был для РГУ варягом, он формировал новую команду. А в последующие 20 лет он превратил педагогический институт в классический университет. После его ухода в 2008 году за 15 лет сменилось восемь руководителей. И какой результат? Вы посмотрите, в каком состоянии у нас материально-техническая база. И это хорошо еще, что есть благодарные выпускники, которые оказывают помощь, есть министерство образования, которое идет навстречу. Поэтому Игорь Мурог ставит перед собой амбициозные цели. Уже со следующего года мы должны начать показывать динамику по всем направлениям подготовки. Программу развития вуза мы согласовали с правительством Рязанской области и отправили на утверждение в федеральное министерство. В программе в том числе открытие новых направлений, которые необходимы для развития экономики региона, открытие диссертационного совета и увеличение количества защитившихся аспирантов, увеличение числа абитуриентов и студентов, участие в грантовой части. Будет вводиться электронный документооборот, модернизируется сайт РГУ. За цифрой – будущее, и мы стремимся к созданию цифрового университета. Еще одна амбициозная задача – вовлечение 85% студентов во внеучебную деятельность. И если кто-то думает, что Игорь Александрович пришел сюда отсидеться – он глубоко ошибается. Игорь Александрович пришел сюда оставить добрый след. Чтобы РГУ был опорным вузом региона, выпускники – со знаком качества, а преподаватели отвечали всем требованиям министерства образования.

– Когда будут выборы ректора РГУ?

– Этот вопрос не интересен никому, кроме СМИ. Поверьте. Не интересен и мне в том числе. Я могу исполнять обязанности ректора пять, 10 лет. Мне, с учетом тех регалий, которые у меня есть, а они достаточно весомые, приставка «исполняющий обязанности» не мешает ни жить, ни работать. И я могу сказать, что буду работать с приставкой, или без приставки одинаково.

– Выходит, вы уверены, что выборы ректора будут в вашу пользу?

– Пока я не стабилизирую состояние вуза во всех отношениях, я не планирую идти ни на какие выборы. Только после исправления ситуации я могу претендовать на участие в выборах ректора, потому что мне будет, чем отчитаться. А пока проблемы не решены, какой смысл мне идти на выборы? Поменять одну бирку на другую?

– Возможно, выберут не вас, а другого человека. Предположим, выборы назначат, а вы к этому моменту не выполните тех обязательств, о которых говорили ранее. В таком случае вы будете претендовать на должность ректора?

– Этот вопрос решает учредитель. А учредитель у нас – Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Оно может определить дату выборов, может назначить ректора. Как определит министерство, так и будет. И руководство не будет об этом никого спрашивать. Я не могу спрогнозировать, когда пройдут выборы ректора, и не хочу этого делать. Все решает федеральное министерство.

Дарья Копосова

Фото со страницы Игоря Мурога в соцсети «ВКонтакте»

Интервью было взято в конце декабря 2023 года

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Еще по этой же теме

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт